Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 30 августа 2013 г. N 40
Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2013 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 30 августа 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н. П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Михеева Ю. А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 40, возбужденное 26.07.2013 г. по признакам ООО "ЖЭУ Вымпел" (ул. Ленина, д.44, г.Бердск, Новосибирская область, 630010) части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
"_" установила:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО "Лифтовая компания СканСориум" (вх. N 4780 от 18.06.2013 г.), в котором указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях заказчика ООО "ЖЭУ Вымпел" по проведению открытого конкурса на право заключения договоров подряда на замену лифтов в жилом доме по адресу: Новосибирская область, г.Бердск, ул.Лелюха, 3 (1, 2 подъезды).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44, части 12 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ООО "ЖЭУ Вымпел" возбуждено дело N 40 (приказ N 200 от 26.07.2013 г.) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "ЖЭУ Вымпел" представило следующие объяснения по делу.
В соответствии с конкурсной документацией 27.05.2013 г. в 09-00 (время местное) при вскрытии конвертов с конкурсными заявками конкурсной комиссией был выявлен факт несоблюдения претендентами (ООО "СЛК" и ООО "ЛК "СканСориум") п. 5 ч. 2.2. раздела 2 конкурсной документации, а именно: "Наличие у Претендента заключенного договора с организацией, осуществляющей технический надзор за производством выполняемых работ".
В соответствии с разделом 4.1. конкурсной документации при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе конкурсная комиссия вправе потребовать от участников размещения заказа представления разъяснений положений, представленных ими документов и заявок на участие в конкурсе. При этом конкурсная комиссия не вправе предъявлять дополнительные требования к участникам размещения заказа. Не допускается изменять указанные в конкурсной документации требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, Конкурсной комиссией было предложено претендентам в срок до 12-00 ч. (по местному времени) 30.05.2013 г. представить недостающую документацию по адресу: г. Бердск, ул. Ленина, 44.
В установленный срок претендентами были представлены следующие документы:
ООО "СЛК" - информационное письмо (с приложением копии допуска СРО) от МКУ "УТН" г.Новосибирска. Письмо о возможности проведения экспертизы ПСД.
ООО "ЛК СканСориум" - договор с ООО "СЦЭОС" (без приложения копии допуска СРО), гарантийное письмо от ООО "СЦЭОС" о возможности проведения экспертизы ПС Д.
Учитывая тот факт, что ООО "СЦЭОС" не имеет лицензии или допуска СРО, на технический надзор за производством работ, заявленных на конкурс конкурсная комиссия на основании п.п. 8 п. 3.1 раздела 3 конкурсной документации, п. 2 абз. 3 разд.4.2. конкурсной документации приняла решение об отказе в допуске ООО "ЛК СканСориум" к участию в конкурсе и в соответствии с п.п.4.1. пункта 4 конкурсной документации рекомендовала заключить договоры на условиях, поданных в заявках на участие в конкурсе с ООО "СЛК", как единственным участником. Данное решение зафиксировано в протоколах рассмотрения заявок от "03 " июня 2013 года.
Также следует отметить, что согласно п.7 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором исключается или ограничивается возможность самостоятельными действиями каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке.
В связи с тем, что для объективного принятия решения претендентам было предложено предоставить одну и ту же документацию на равных условиях, т.е. претенденты находились в равном положении, ответчик считает, что Конкурсная комиссия действовала в рамках действующего законодательства, не предъявляла дополнительных требований к участникам размещения заказа, не изменяла указанные в конкурсной документации требования к участникам размещения заказа и не предпринимала действий по устранению и (или) ограничению конкуренции.
На рассмотрении дела представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в заявлении.
На рассмотрении дела представитель ответчика пояснил, что при рассмотрении документов, дополнительно направленных претендентами, конкурсная комиссия решила, что гарантийное письмо МКУ "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда" о готовности заключить с ООО "Сибирская лифтовая компания" договор на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за производством выполнения работ по замене (модернизации) лифтового оборудования в многоквартирных домах является договором намерения, на основании чего допустило ООО "Сибирская лифтовая компания" к участию в конкурсе.
Рассмотрев материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.07.2012 г. утверждена долгосрочная целевая программа "Замена и модернизация лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Новосибирской области, на 2012-2015 годы".
В соответствии с вышеуказанной Программой Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 26.11.2012 г. N 110 утверждены Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по замене и модернизации лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Новосибирской области, на 2012-2015 годы (далее - Порядок); Положение о конкурсных комиссиях по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по замене и модернизации лифтового оборудования; Типовая конкурсная документация по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по замене и модернизации лифтового оборудования с типовыми формами документов для участников конкурсных процедур; Методические рекомендации по заполнению примерной формы договора подряда на выполнение работ по замене и модернизации лифтового оборудования.
Согласно п.1.1 Порядка привлечение подрядных организаций для выполнения работ по замене и модернизации лифтового оборудования путем открытого конкурса осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах управляющей организацией (далее - заказчик).
Организатором открытого конкурса должен быть орган, определенный муниципальным образованием, в функции которого входит организация и проведение конкурсов. Допускается выполнение функций организатора конкурса самим заказчиком во взаимодействии с местной администрацией (п.п. 1.3-1.4 Порядка).
13.05.2013 г. на сайте www.iberdsk.ru (портал ЖКХ города Бердска) заказчиком ООО "ЖЭУ Вымпел" было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров подряда на замену лифтов в жилом доме по адресу: Новосибирская область, г.Бердск, ул.Лелюха, 3 (1, 2 подъезды). Начальная цена договора - 2 476 000 (два миллиона четыреста семьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе - 27.05.2013 г. в 09:00 ч.
Рассмотрение заявок - до 03.06.2013 г.
Подведение итогов конкурса - 03.06.2013 г.
Конкурсная документация рассматриваемого конкурса утверждена директором ООО "ЖЭУ Вымпел" 15.05.2013 г.
Согласно п.п. 5 п.2.2 Конкурсной документации к участникам конкурса предъявляется дополнительное требование наличия у Претендента заключенного договора с организацией, осуществляющей технический надзор за производством выполняемых работ.
П.п.8 п.3.1 Конкурсной документации установлено требование приложения заключенного договора с организацией, осуществляющей технический надзор за производством выполняемых работ с приложением заверенных копий документов (заверенные Организацией копии Устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, разрешение на соответствующий вид деятельности).
Согласно п.2.3 Конкурсной документации участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае:
1) не предоставления документов, указанных в п.3.1, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа на замену и капитальный ремонт лифтов в жилых домах;
2) несоответствия требованиям, указанных в п.2.1, 2.2;
3) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
При вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе конкурсная комиссия вправе потребовать от участников размещения заказа представления разъяснений положений, представленных ими документов и заявок на участие в конкурсе. При этом конкурсная комиссия не вправе предъявлять дополнительные требования к участникам размещения заказа. Не допускается изменять указанные в конкурсной документации требования к участникам размещения заказа. Не допускается изменение участниками размещения заказа положений представленных ими заявок на участие в конкурсе. Представленные участниками размещения заказа разъяснения заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (п.4.1 Конкурсной документации).
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.
Согласно Протоколу N 1/13 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договора подряда на замену лифтов в жилом доме по адресу г.Бердск, ул.Лелюха, 3 от 27.05.2013 г. организатором конкурса было получено и зарегистрировано две заявки: от ООО "Сибирская лифтовая компания" и ООО "Лифтовая компания "СканСориум".
Так как к моменту вскрытия конвертов поступило две заявки на участие в конкурсе, конкурс не мог быть признан несостоявшимся в соответствии с конкурсной документацией (п.4.1 Конкурсной документации). Решение о допуске или отказе в допуске претендента к участию в конкурсе принимается по результатам рассмотрения заявок, а не вскрытия конвертов.
В процессе проверки наличия в заявках предусмотренных конкурсной документацией документов конкурсная комиссия выявила, что у обоих претендентов отсутствует заключенный договор с организацией, осуществляющей технический надзор за производством выполняемых работ с приложением заверенных копий документов (заверенные Организацией копии Устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, разрешение на соответствующий вид деятельности). По результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия решила запросить у обоих претендентов дополнительную информацию. Рассмотрение заявок и оценку произвести 03.06.2013 г. в 10.00.
Конкурсной документацией не установлен запрет на запрос недостающей в заявках претендентов на участие в конкурсе документов. Запросы о предоставлении недостающей информации (указанной в требованиях конкурсной документации) были направлены всем претендентам на участие в конкурсе, то есть претенденты были поставлены в равные условия, что не могло повлечь за собой нарушение конкуренции. Следовательно, действия заказчика торгов по запросу недостающих документов у всех претендентов на участие в конкурсе не нарушают антимонопольное законодательство.
27.05.2013 г. ООО "Сибирская лифтовая компания" и ООО "Лифтовая компания "СканСориум" было направлено письмо о выявлении отсутствия информации по п.5 ч.2.2 раздела 2 Конкурсной документации. На основании изложенного конкурсная комиссия предлагает в срок до 12.00 ч. 30.05.2013 г. представить недостающую информацию по адресу: г.Бердск, ул.Лелюха, 3.
От ООО "Сибирская лифтовая компания" 29.05.2013 г. поступило письмо с приложением информационного письма (с приложением копии допуска СРО) МКУ "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда" о готовности заключить с ООО "Сибирская лифтовая компания" договор на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за производством выполнения работ по замене (модернизации) лифтового оборудования в многоквартирных домах.
ООО "Лифтовая компания "СканСориум" представило конкурсной комиссии договор N 68 от 28.05.2013 г. с ООО "Сибирский центр экспертизы и оценки соответствия" на проведение экспертно-технического сопровождения монтирования лифта. Документы, подтверждающие наличие у ООО "Сибирский центр экспертизы и оценки соответствия" разрешения (лицензии) на соответствующий вид деятельности, представлены не были.
В соответствии с Протоколом N 2/13 от 03.06.2013 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, по результатам рассмотрения заявок и представленных документов конкурсная комиссия решила, что к участию в конкурсе на право заключения договоров подряда на замену лифтов в жилом доме по адресу: Новосибирская область, г.Бердск, ул.Лелюха, 3 (1, 2 подъезды) допускается ООО "Сибирская лифтовая компания".ООО "Лифтовая компания "СканСориум" к участию в конкурсе не допускается по причине не предоставления всех документов с учетом запроса конкурсной комиссии N 244 от 27.05.2013 г. (п.п. 8 п.3.1 раздела 3 конкурсной документации, п.2 абз.3 разд.4.2 конкурсной документации). В соответствии с п.3.18 Порядка, конкурс признается несостоявшимся, и договор заключается с ООО "Сибирская лифтовая компания".
Конкурсной документацией (п.п. 8 п.3.1 раздела 3, п.п. 5 п.2.2) установлено требование предоставления претендентами на участие в конкурсе договора с организацией, осуществляющей технический надзор за производством выполняемых работ с приложением заверенных копий документов (заверенные Организацией копии Устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, разрешение на соответствующий вид деятельности).
ООО "Лифтовая компания "СканСориум" не приложила к договору документы, подтверждающие наличие у организации, с которой заключен договор, разрешения на соответствующий вид деятельности. ООО "Сибирская лифтовая компания" не представило договор с организацией, осуществляющей технический надзор за производством выполняемых работ, а только письмо от организации, осуществляющий соответствующий вид деятельности, о возможности заключения такого договора, что не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией.
Таким образом, ни один претендент на участие в конкурсе не представил весь пакет документов, предусмотренный конкурсной документацией.
В соответствии с п.4.2 Конкурсной документации, участнику размещения заказа отказывается в допуске к участию в конкурсе в случае:
1) не предоставления документов, указанных в п.3.1., либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа на замену и капитальный ремонт лифтов в жилых домах;
2) несоответствия требованиям, указанным в п.2.1., 2.2;
3) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
В случае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.
Таким образом, по результатам рассмотрения поступивших заявок конкурсная комиссия должна была принять решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов по причине не предоставления документов, указанных в п.3.1 и несоответствия требованиям, указанным в п.2.1., 2.2. В нарушение указанных положений ООО "Сибирская лифтовая компания" была допущена к участию в конкурсе. Конкурс был признан несостоявшимся. По результатам рассмотрения заявок было принято решение заключить договор с ООО "Сибирская лифтовая компания".
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Таким образом, заказчиком ООО "ЖЭУ Вымпел" по проведению открытого конкурса на право заключения договоров подряда на замену лифтов в жилом доме по адресу: Новосибирская область, г.Бердск, ул.Лелюха, 3 (1, 2 подъезды), был нарушен порядок определения победителя открытого конкурса, вследствие чего были созданы преимущественные условия участия в конкурсе для ООО "Сибирская лифтовая компания".
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ООО "ЖЭУ Вымпел" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заказчиком при проведении открытого конкурса на право заключения договоров подряда на замену лифтов в жилом доме по адресу: Новосибирская область, г.Бердск, ул.Лелюха, 3 (1, 2 подъезды) был нарушен порядок определения победителя открытого конкурса, установленный конкурсной документацией, вследствие чего были созданы преимущественные условия участия в конкурсе для ООО "Сибирская лифтовая компания".
2. Обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "ЖЭУ Вымпел" и ООО "Сибирская лифтовая компания".
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 августа 2013 г. N 40
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016