Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 04-05/16-2013 (опубликовано 24 октября 2013 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
г.Курск
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года
Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело N04-05/16-2013 по признакам нарушения ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ООО "Региональная энергосбытовая компания" (307170, г.Железногорск, ул.Гагарина, 28), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО "Оборонэнергосбыт", путем направления уведомления от 11.07.2013 г. о прекращении с 02.08.2013 г. оказания услуг энергоснабжения по договору NЭ1363 от 01.01.2010 г., в присутствии представителя ООО "РЭК" (по доверенности) М., в отсутствие представителя ОАО "Оборонэнергосбыт" (уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела) установила:
В Курское УФАС России поступило заявление ОАО "Оборонэнергосбыт" с жалобой на действия ООО "РЭК", выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, намерении ввести 29.07.2013 г. в 14.00 часов ограничение энергоснабжения на объекте Минобороны РФ - Отделе Военного комиссариата Железногорского района.
При рассмотрении заявления и дополнительно представленной информации установлено следующее.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 г. N78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком для нужд Минобороны России.
ООО "РЭК" на основании заключенного с ОАО "Оборонэнергосбыт" договора энергоснабжения NЭ1363 от 01.01.2010 г. (далее - договор) поставляет электрическую энергию в Отдел Военного комиссариата Курской области по г.Железногорску и Железногорскому району по адресу г.Железногорск, ул.Октябрьская, 30А.
19.07.2013 г. ООО "РЭК" уведомило ОАО "Оборонэнергосбыт" о введении с 11.00 часов 29 июля 2013 года ограничения режима потребления электроэнергии на трое суток, а также сообщило о полном прекращении энергоснабжения с 11.00 часов 02 августа 2013 года в случае неоплаты задолженности по договору в размере 4 826,15 руб.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.
Ограничение или прекращение поставки энергии поименованным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N1173 органам, в том числе и военным комиссариатам, квалифицируются указанным актом как незаконные действия, нарушающие безопасность государства.
ООО "РЭК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности сетевой организации с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 20.12.2006 г. N156).
По этой причине ООО "Региональная энергосбытовая компания" при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ООО "Региональная энергосбытовая компания" (307170, г.Железногорск, ул.Гагарина, 28), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО "Оборонэнергосбыт", путем направления уведомления от 11.07.2013 г. о прекращении с 02.08.2013 г. оказания услуг энергоснабжения по договору NЭ1363 от 01.01.2010 г.
Рассмотрение дела откладывалось в соответствии с определением от 18.09.2013 г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений.
На заседании Комиссии представитель ООО "РЭК" пояснила, что в 2013 году ОАО "Оборонэнергосбыт" дважды выдавалось уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии - 15.05.2013 г. и 11.07.2013 г., что было вызвано систематическим нарушением сроков оплаты по договору NЭ1363 от 01.01.2010 г. Так, по состоянию на 15.05.2013 г. задолженность ОАО "Оборонэнергосбыт" за электроэнергию составляла 2874,52 руб, по состоянию на 11.07.2013 г - 2783,02 руб. Фактически режим ограничения энергоснабжения в отношении объектов ОАО "Оборонэнергосбыт" никогда не вводился, уведомления были отменены по инициативе ООО "РЭК".
Представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" пояснил, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства. В этой связи ограничение или прекращение поставки энергии поименованным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N1173 органам, в том числе и военным комиссариатам, квалифицируются указанным актом как незаконные действия, нарушающие безопасность государства.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
ООО "РЭК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности сетевой организации с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 20.12.2006 г. N156).
По этой причине ООО "Региональная энергосбытовая компания" при осуществлении деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Комиссией установлено, что ООО "РЭК" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2010 г. NЭ1363 (далее - договор NЭ1363), согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в объеме, необходимом Потребителю, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств Потребителя, и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги на условиях, определенных настоящим договором.
Согласно пункту 9.1 договор NЭ1363 заключается на срок с 01.01.2010 по 31.12.2010 и считается ежегодно продленным на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
По условиям договора NЭ1363 поставка электроэнергии предусмотрена в объеме 30000 кВт.ч в год в здание Военкомата по адресу г.Железногорск, ул.Октябрьская, 30А.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента РФ от 15.09.2008 г. N1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис"
ООО "РЭК" 11.07.2013 г. направило ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление о введении ограничения поставки электроэнергии, согласно которого ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо в срок до 10 июля 2013 года оплатить авансовый платеж в размере 783,02 руб, в срок до 25 июля 2013 года оплатить авансовый платеж в размере 1044,03 руб., в срок до 18 июля 2013 года оплатить задолженность за предыдущий период в сумме 3999,10 руб.
В уведомлении содержалось предупреждение, что в случае неоплаты в срок до 29 июля 2013 года суммы 4 826,15 руб. ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо 29 июля 2013 года в 11.00 часов произвести самоограничение режима потребления электроэнергии на трое суток в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N442, в присутствии работников сетевой организации. В случае отказа от ввода самоограничения режима потребления электроэнергии ограничение будет введено 29 июля 2013 года в 14.00 часов на трое суток представителями сетевой организации.
Также в уведомлении указывалось, что в случае неоплаты ОАО "Оборонэнергосбыт" в полном объеме суммы в размере 4 826,15 руб., с 11 часов 00 минут 02 августа 2013 года поставка электроэнергии будет прекращена представителями сетевой организации. Согласно уведомлению в указанный срок ОАО "Оборонэнергосбыт" необходимо принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности электрооборудования и других ценностей, а также недопущения возникновения аварийных ситуаций, пожаров, экологических последствий и т.д.
ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N78-р определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утв. указом Президента РФ от 07.12.2012 г. N1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов.
Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссаром.
Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Специальная служебная деятельность военных комиссариатов направлена на выполнение основных задач, определенных настоящим Положением. Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, выполнение задач, не относящихся к задачам специальной служебной деятельности.
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
В соответствии с указанным в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" понятием ОАО "Оборонэнергосбыт" является энергосбытовой организацией.
ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у ООО "РЭК" электроэнергию по договору NЭ1363 не для собственных нужд, а для энергоснабжения объекта Минобороны РФ - Отдела Военного комиссариата Курской области по г.Железногорску и Железногорскому району, расположенному по адресу г.Железногорск, ул.Октябрьская, 30А, о чем было известно ООО "РЭК" как при заключении договора NЭ1363, так и при направлении уведомления от 11.07.2013 г. о введении ограничения режима энергоснабжения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.
Ограничение или прекращение поставки энергии поименованным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N1173 органам, в том числе и военным комиссариатам, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 г. N364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлено особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты на поставку газа, заключаемые государственными заказчиками с поставщиками газа, согласно приложению N1, а также в договоры поставки газа согласно приложению N2 и в договоры энергоснабжения согласно приложению N3, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от организационно - правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно - энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно - исполнительной системы и государственной противопожарной службы).
Согласно Приложения N3 указанного Постановления энергоснабжающая организация не вправе производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю, обеспечивающему безопасность государства, в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Таким образом, введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении Отдела Военного комиссариата Курской области по г.Железногорску и Железногорскому району, являющегося объектом Минобороны РФ, независимо от наличия (отсутствия) задолженности за электроэнергию прямо запрещено нормами действующего законодательства.
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 г. N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Федерального закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Несмотря на то, что ООО "РЭК" фактически не прекратило оказание услуг энергоснабжения по договору NЭ1363, оно совершило действия, направленные на прекращение оказания данных услуг, которые могли привести к нарушению безопасности государства и ущемлению интересов потребителя в случае, если изложенное в уведомлении от 11.07.2013 г. намерение было бы реализовано.
ООО "РЭК" в уведомлении от 11.07.2013 г предупредило ОАО "Оборонэнергосбыт" о прекращении подачи электрической энергии с 02 августа 2013 года, и возобновлении подачи только после погашения задолженности в размере 4 826,15 руб. Соответственно, угроза наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания в силу постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N30.
При таких обстоятельства Комиссия приходит к выводу о нарушении ООО "Региональная энергосбытовая компания" (307170, г.Железногорск, ул.Гагарина, 28 )п.4 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в намерении прекратить с 02.08.2013 г. поставку электроэнергии (оказание услуг энергоснабжения по договору NЭ1363 от 01.01.2010 г.) и направлении уведомления от 11.07.2013 г., результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО "Оборонэнергосбыт".
В соответствии со ст.22 ФЗ "О защите конкуренции" основными функциями антимонопольных органов являются как выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения и привлечение к ответственности за такие нарушения, так и предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В этой связи Комиссия в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности считает необходимым выдать ООО "РЭК" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Региональная энергосбытовая компания" (307170, г.Железногорск, ул.Гагарина, 28) нарушившим п.4 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в намерении прекратить с 02.08.2013 г. поставку электроэнергии (оказание услуг энергоснабжения по договору NЭ1363 от 01.01.2010 г.) и направлении уведомления от 11.07.2013 г., результатом которого является или может являться ущемление интересов ОАО "Оборонэнергосбыт".
2. Выдать ООО "Региональная энергосбытовая компания" (307170, г.Железногорск, ул.Гагарина, 28) предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства
Резолютивная часть предписания оглашена 15 октября 2013 года г.Курск
Предписание в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N04-05/16-2013 о нарушении ООО "Региональная энергосбытовая компания" (307170, г.Железногорск, ул.Гагарина, 28) пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ООО "Региональная энергосбытовая компания" (307170, г.Железногорск, ул.Гагарина, 28) не допускать нарушений антимонопольного законодательства, для чего осуществлять оказание услуг энергоснабжения по договору NЭ1363 от 01.01.2010 г. в строгом соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 г. N1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
2. В течение срока действия договора энергоснабжения NЭ1363 от 01.01.2010 г. ежегодно до 20 декабря представлять в Курское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 04-05/16-2013 (опубликовано 24 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016