Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 26 августа 2013 г. N Р-7/13-24
Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Женетль Аслан Шаханович - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управление);
Члены комиссии:
Точиев Батыр Бесланович - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Ким Оксана Алексеевна - ведущий специалист - эксперт Управления; Рыбина Анна Тариеловна- ведущий специалист - эксперт Управления,
рассмотрев дело NР-7/13-24 по признакам нарушения редакцией газеты "Телеменю - программа" (далее - Газета) (г. Майкоп, ул. Пролетарская, 264) части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг, в присутствии представителя Газеты <_> - учредителя Газеты установила:
При осуществлении контроля за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), были выявлены признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе. Признаки нарушения выразились в распространении рекламного сообщения об оказании медицинских услуг без указания предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получении консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади. Распространение рекламного материала осуществлялось в газете "Телеменю - программа" в N28 от 16.07.2013 на 4 странице следующего содержания: "ЛОЦ "АРНИКА, УЗИ, ГИНЕКОЛОГ, КАРДИОЛОГ, НЕВРОЛОГ, УРОЛОГ, ГАСТРОЭНТЕРОЛОГ, ЭНДОКРИНОЛОГ, ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ, ГАСТРОПАНЕЛЬ, ОЗОНОТЕРАПИЯ, ГИРУДОТЕРАПИЯ, ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ; Лиц. N01-01-000133 от 9.11.10г. Адрес: ул. Пионерская, 409 корп. 2 (Черемушки, за галереями), тел. 51-51-24, 8-928-460-04-81, с 8.00 до 19.00, суб., воск.: с 9.00 до 14.00, с изображением в центре рекламы символа созидательного единства противоположностей во Вселенной (концепция инь и ян)" (вышеуказанная газета имеется в деле).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемый в газете "Телеменю - программа" в N28 от 16.07.2013 на 4 странице вышеуказанный материал, подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределённому кругу лиц, является публичной и направлена на привлечение внимания у объектов рекламирования, распространяется с помощью средств размещения рекламы в газете "Телеменю - программа" в N28 от 16.07.2013 на 4 странице. Объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги, оказываемые ООО ЛОЦ "Арника", а именно услуги озонотерапии, лечебного массажа, гастропанель, УЗИ (ультразвуковое исследование).
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N163 (в ред. от 12.12.2012 г.), группа "медицинские услуги" (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: "оказание услуг врачами", "консультации и лечение врачами - специалистами", "массаж".
В соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.01.2012 N 23010), перечень медицинских услуг разделен на два класса: "А" и "В".
Класс "А" включает в себя, в том числе, такие медицинские услуги как озонотерапия, массаж, ультразвуковое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Класс "В" включает в себя, в том числе, такие медицинские услуги как клиническая лабораторная диагностика (гастропанель), ультразвуковая диагностика, диагностика и лечение, консультации, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Раздел 21 номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N1664н, относит массаж к лечению с помощью простых физических воздействий на пациента.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В рассматриваемой рекламе медицинских услуг предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получении консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади, отсутствует.
Определением о возбуждении дела по признакам нарушения Закона о рекламе от 19.07.2013 N1394 Управлением у Газеты были запрошены следующие документы: письменное объяснение распространения указанной рекламы с признаками нарушения Закона о рекламе; договор с рекламодателем на распространение вышеуказанного рекламного материала; копию свидетельства о регистрации средства массовой информации Газеты.
В своем письменном объяснении и на рассмотрении дела, представитель Газеты <_> не признал факт нарушения, указав, что рекламное объявление ООО ЛОЦ "Арника", было размещено согласно представленного рекламодателем текста, никаких дополнений и изменений Газетой не вносились.
Также, представитель Газеты <_> обратил внимание на тот факт, что в Газете указано, что за достоверность рекламного материала несет ответственность рекламодатель.
Газетой в Управление было представлено Свидетельство о регистрации средства массовой информации NА0057 от 21.01.1998 г., из которого следует, что примерная тематика и (или) Газеты - это информация о телепередачах, общественно - политической жизни, учредителем Газеты является <_>
Договор с рекламодателем на распространение вышеуказанного рекламного материала Газетой не был предоставлен.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.01.2012 N2310), озонотерапия и лечебный массаж являются медицинской услугой с кодом А20.30.024 и А21.01.001 соответственно, а также клиническая лабораторная диагностика (гастропанель) и ультразвуковая диагностика (УЗИ) - это определенный тип медицинской услуги.
Исходя из вышеизложенного следует, что в рассматриваемой рекламе нарушены требования предусмотренные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Изучив материалы, имеющиеся в деле, и выслушав представителя Газеты, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе нарушены требования предусмотренные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 указанного
Закона.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Газета.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа.
В настоящее время выявленное нарушение в газете "Телеменю - программа" было устранено рекламодателем ООО ЛОЦ "Арника". Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушение устранено.
Руководствуясь статьей 3, частью 7 статьи 24, статьей 33, частями 1 и 2 статьи 36, статьей 38 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, распространяющуюся в газете "Телеменю - программа" в N28 от 16.07.2013 на 4 странице следующего содержания: "ЛОЦ "АРНИКА, УЗИ, ГИНЕКОЛОГ, КАРДИОЛОГ, НЕВРОЛОГ, УРОЛОГ, ГАСТРОЭНТЕРОЛОГ, ЭНДОКРИНОЛОГ, ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ, ГАСТРОПАНЕЛЬ, ОЗОНОТЕРАПИЯ, ГИРУДОТЕРАПИЯ, ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ; Лиц. N01-01-000133 от 9.11.10г. Адрес: ул. Пионерская, 409 корп. 2 (Черемушки, за галереями), тел. 51-51-24, 8-928-460-04-81, с 8.00 до 19.00, суб., воск.: с 9.00 до 14.00, с изображением в центре рекламы символа созидательного единства противоположностей во Вселенной (концепция инь и ян)", в которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получении консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади, что является нарушением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. Признать редакцию Газеты нарушившей часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.
3. В соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения рекламодателем ООО ЛОЦ Арника предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 26 августа 2013 г. N Р-7/13-24
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016