Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 22 августа 2013 г. N 3610/5
Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 августа 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
с участием представителя ответчика - администрации муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области (администрации Яковлевского района Белгородской области), расположенной по адресу: 309070, пл. Ленина, 16, г. Строитель Яковлевского района Белгородской области, - <> осуществляющей полномочия в соответствии с доверенностью от 17.06.2013 без номера,
рассмотрев дело N 290-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией запрета, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе выездной плановой проверки, проведённой 23.05.2013 в соответствии с приказом руководителя Белгородского УФАС России N 177 от 15.05.2013 в администрации муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области (администрации Яковлевского района Белгородской области, далее - Администрация) было проанализировано распоряжение главы Администрации от 07.03.2012 N 261-р "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "Металл-групп" (далее - Акт). В соответствии с данным Актом Администрация предоставила обществу с ограниченной ответственностью "Металл-групп" (далее - Общество) в аренду с 15.02.2012 на 11 месяцев земельные участки для проведения проектных и изыскательских работ с целью дальнейшего размещения автомобильной дороги и других объектов промышленности:
- земельный участок площадью 7500 кв. м с кадастровым номером 31:10:0401001:68;
- земельный участок площадью 30815 кв. м с кадастровым номером 31:10:0401001:65;
- земельный участок площадью 12700 кв. м с кадастровым номером 31:10:0401001:71,
расположенные в 3-х км на северо-запад от пос. Яковлево Белгородской области.
Преамбула Акта содержит ссылки на Земельный кодекс РФ (далее - Кодекс), распоряжение главы Администрации N 483-р от 20.04.2011 "О предварительном согласовании места размещения автодороги в городском поселении "Посёлок Яковлево", обращение Общества.
При анализе действий Администрации по изданию Акта было установлено, что в них содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из содержания Акта не усматривается, что при предоставлении земельных участков Обществу были соблюдены требования части 1 статьи 34 Кодекса о заблаговременной публикации информации о возможном предоставлении земельных участков в аренду, что фактически исключило возможность конкуренции хозяйствующих субъектов за право аренды данных земельных участков и могло привести к недопущению и ограничению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьёй 44 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Белгородского УФАС России от 15.07.2013 N 268 в отношении Администрации возбуждено настоящее дело по признакам нарушения запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии представитель ответчика представил копию распоряжения Администрации от 01.08.2013 N 1003-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации муниципального района "Яковлевский район" от 7 марта 2013 г. N 261-р "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "Металл-групп" и пояснил устно, что перед изданием Акта объявление о возможном или предстоящем предоставлении в аренду земельных участков дано не было, однако распоряжением Администрации от 01.08.2013 N 1003-р Акт отменён, договор безвозмездного пользования с Обществом расторгнут.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, пришла к следующим выводам.
Поскольку в Акте указана цель предоставления земельных участков - "для проведения проектных и изыскательских работ", по окончании которых предполагается, но документально не подтверждено размещение, то есть строительство автомобильной дороги и других объектов промышленности, порядок предоставления земельных участков, являющегося предметом Акта, должен регулироваться следующими нормами действующего законодательства.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьёй 34 Кодекса. Часть 1 данной статьи требует от органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Из содержания Акта не усматривается, что при предоставлении земельного участка Обществу были соблюдены требования части 1 статьи 34 Кодекса. Из правового обоснования, представленного Администрацией (исх. N 3099 от 20.06.2013), следует, что Акт был принят в соответствии со статьями 31, 32 Кодекса и распоряжением главы Администрации от 20.04.2011 N 483-р "О предварительном согласовании места размещения автодороги в городском поселении "Посёлок Яковлево", без предварительного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Принимая решение о предоставлении Обществу в аренду земельных участков без проведения обязательных публичных процедур в соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Кодекса, Администрация предоставила Обществу преимущества в праве аренды, чем совершила действия, фактически исключившие возможность конкуренции хозяйствующих субъектов за право аренды данного земельного участка, что в свою очередь создало дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов и, следовательно, могло привести к недопущению и ограничению конкуренции. Таким образом, действия Администрации противоречат запрету, установленному пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Отмена Акта распоряжением Администрации от 01.08.2013 N 1003-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации муниципального района "Яковлевский район" от 7 марта 2012 г. N 261-р "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "Металл-групп" и расторжение с Обществом договора аренды земельных участков от 07.03.2012 является добровольным устранением Администрацией нарушения антимонопольного законодательства и его последствий и, соответственно, основанием для прекращения рассмотрения дела, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. Наряду с этим факт совершения Администрацией вышеуказанного нарушения и факт пользования Обществом муниципальным имуществом на праве аренды в течение семнадцати месяцев является основанием для выдачи Администрации предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при принятии (издании) в дальнейшем актов и заключении договоров аренды в отношении муниципального имущества.
В соответствии со статьёй 4 Закона о защите конкуренции:
- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
- дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
- создание дискриминационных условий является признаком недопущения и ограничения конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела N 290-13-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 20.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.07.2012),
РЕШИЛА:
1. Признать факт нарушения администрацией муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области (администрацией Яковлевского района Белгородской области) запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в принятии распоряжения от 07.03.2013 N 261-р "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "Металл-групп", что создало дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов и могло привести к недопущению и ограничению конкуренции.
2. Прекратить рассмотрение дела N 290-13-АЗ о нарушении администрацией муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области (администрацией Яковлевского района Белгородской области) антимонопольного законодательства ввиду отмены распоряжения от 07.03.2012 N 261-р "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "Металл-групп" распоряжением от 01.08.2013 N 1003-р "О признании утратившим силу распоряжения главы администрации муниципального района "Яковлевский район" от 7 марта 2012 г. N 261-р "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "Металл-групп" и расторжения с ООО "Металл-групп" договора аренды земельных участков от 07.03.2012, что является добровольным устранением администрацией муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области (администрацией Яковлевского района Белгородской области) нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. На основании факта совершения администрацией муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области (администрацией Яковлевского района Белгородской области) нарушения, указанного в пункте 1 настоящего решения, выдать администрации муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области (администрации Яковлевского района Белгородской области) предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при принятии (издании) в дальнейшем актов и заключении договоров аренды в отношении муниципального имущества.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 августа 2013 г. N 3610/5
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016