Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 11 ноября 2011 г. N 104
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Никитин С.И. - председатель Комиссии, руководитель управления;
Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Рябенко Е.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N104 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ОАО "СГА" признаков нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителя ОАО "СГА" <***> (доверенность N26/11 от 25.10.2011), установила:
В ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов было выявлено нарушение законодательства о рекламе.
В городе Ставрополе в октябре 2011 года на фасадах аптек "Городская аптека" был зафиксирован факт распространения наружной рекламы "Аптечная справочная служба, 29-29-29, www.gorapteka.ru" с использованием образа фармацевтического работника - женщины в белом халате и в белом колпаке с надписью на бейджике "фармацевт".
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ОАО "СГА".
На рассмотрении дела <***> не признала допущенное нарушение Федерального закона "О рекламе", сослалась на письменные объяснения ОАО "СГА" (исх. N02-13/685 от 07.11.2011). По мнению ОАО "СГА", агентский договор N01-7/10 от 02.08.2010, заключенный между ОАО "СГА" (Принципал) и ИП <***> (Агент), является бесспорным доказательством того, что рекламодателем спорной рекламы является ИП <***>
С данным мнением ОАО "СГА" Комиссия Ставропольского УФАС России не согласна по следующим основаниям.
Предметом агентского договора N01-7/10 от 02.08.2010 является обязательство Агента по организации рекламной кампании, направленной на привлечение внимания к услугам, оказываемым ОАО "СГА", определение объектов рекламирования, способов рекламирования, объема, содержания и способов размещения рекламных материалов.
Однако наличие договорных отношений с производителем и распространителем рекламы само по себе не свидетельствует о том, что Общество не является ее рекламодателем.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из данного определения видно, что статус лица как рекламодателя не связан исключительно с наличием или отсутствием договорных отношений с рекламораспространителем или рекламопроизводителем.
Ненадлежащая реклама по своему содержанию являлась рекламой ОАО "СГА", поскольку размещалась на фасаде аптек, принадлежащих обществу, содержала в себе информацию, используемую Обществом в своей предпринимательской деятельности - контактный телефон и сайт Общества. ОАО "СГА" при рекламировании своей предпринимательской деятельности использовало образ фармацевтического работника - в нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
ОАО "СГА" по смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.
Исходя из этого, законодательство устанавливает презумпцию вины рекламодателя по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) при нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
Целями Федерального закона "О рекламе" является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Федерального закона "О рекламе").
ИП <***> не является ни изготовителем товара, ни его продавцом, следовательно, рекламодателем рассматриваемой антимонопольным органом рекламы быть не может в силу понятия, установленного частью 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе".
Таким образом, рекламодателем вышеуказанной рекламы является именно ОАО "СГА".
Таким образом, ОАО "СГА" допущено нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении рекламы немедицинских услуг, в которой использовался образ фармацевтического работника.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Аптечная справочная служба, 29-29-29, www.gorapteka.ru" с использованием образа фармацевтического работника - женщины в белом халате и в белом колпаке с надписью на бейджике "фармацевт", распространенную ОАО "СГА", поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ОАО "СГА" предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14.11.2011. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 ноября 2011 г. N 104
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016