Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 14 ноября 2011 г. N Р-143-11
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <_><_><_> рассмотрев, дело N Р-143-11, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "ОКНА РЕГИОНА Производство пластиковых окон, дверей и стеклопакетов Приглашаем дилеров м Аптечка для окон в подарок Окна в кредит рассрочка_" размещенную на стр.4 в Общественно-политической газете города Салавата "Выбор" от 01.07.2011 г. N96 (9262), рекламораспространитель - ГУП РБ Редакция газеты "Выбор" (РБ, г.Салават, Проспект Нефтяников, 29), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
22.08.2011 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело NР-143-11 в отношении рекламы: "ОКНА РЕГИОНА Производство пластиковых окон, дверей и стеклопакетов Приглашаем дилеров м Аптечка для окон в подарок Окна в кредит рассрочка_" размещенной на стр.4 в Общественно-политической газете города Салавата "Выбор" от 01.07.2011 г. N96 (9262), рекламораспространитель - ГУП РБ Редакция газеты "Выбор" (РБ, г.Салават, Проспект Нефтяников, 29), так как данная реклама размещена с признаками нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г., в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
Реклама- это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что займодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности" а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет_"
Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств"
Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 N03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
09.09.2011 г. на заседание Комиссии директор - редактор ГУП РБ "Выбор" <_> пояснил, что реклама с нарушением выходила 2-3 раза, свою вину признаёт. Так же поступили копии следующих документов (вх. N11147 от 08.09.2011 г.): объяснительная корреспондента по рекламе <_> от 05.09.2011 г; приказ N66-к от 04.03.2005; макет рекламного модуля; договор о сотрудничестве с ООО "ПроТрансБанк" N1798 от 14.04.2010 г; платежное поручение N465 от 16.05.2011 г; договор на предоставление информационных услуг N59 от 03.02.2011 г; свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 18.09.2000 г; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 11.03.2011 г; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 28.07.2003 г; счет 214 от 21.04.2011 г; счет-фактура N214 от 01.07.2011 г; свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 02-00577 от 07.06.2011 г; устав ГУП РБ "Выбор" от 18.11.2009 г.
Согласно представленных документов Комиссией принято решение, привлечь к рассмотрению данного дела, в качестве заинтересованного лица ООО "Окна Региона" (РБ, г.Ишимбай, ул. Северная, 48.).
23.09.2011 г. представитель ГУП РБ Редакция газеты "Выбор" и представитель ООО "Окна Региона" на заседание Комиссии не явились. Почтовое уведомление о своевременном извещении ГУП РБ Редакция газеты "Выбор" о дате и времени рассмотрения данного дела в управление поступило (почтовое уведомление от 19.09.2011 г.). Почтовое уведомление о своевременном извещении ООО "Окна Региона" о дате и времени рассмотрения данного дела в управление не поступало.
26.09.2011 г. в Башкортостанское УФАС России от директора - редактора ГУП РБ "Выбор" <_> поступили письменные объяснения (вх.N11881 от 26.09.2011 г.) о том, что отсутствие его на рассмотрении дела NР-143-11, назначенного на 23.09.2011 г. в 11 часов 30 минут, связано с поломкой служебного автомобиля.
12.10.2011 г. на заседание Комиссии от директора - редактора ГУП РБ "Выбор" <_> поступили письменные объяснения (вх.N12681 от 12.10.2011 г.) о том, что публикация рекламы ООО "Окна региона" от 01.07.2011 г. N96, которая вышла с признаками нарушения ФЗ "О рекламе" была допущена по его вине, так как в его должностные обязанности входит обязанность контролировать выпуск каждого номера газеты. Так же, были представлены выпуски газет N125(9291) от 26.08.2011 г; N143(9309) от 30.09.2011 г. подтверждающие, что данная реклама в настоящее время в газете не выходит.
12.10.2011 г. директором - редактором ГУП РБ "Выбор" <_> заявлено ходатайство (вх. N12680 от 12.10.2011 г.) о рассмотрении дела NР-143-11, назначенного на 26.10.2011 г., без его участия. Ходатайство удовлетворено.
26.10.2011 г. в Башкортостанское УФАС России от директора ООО "Окна Региона" <_> поступило ходатайство (вх. N13698 от 26.10.2011 г.) об отложении рассмотрения дела N143-11, назначенного 26.10.2011 г., в связи с нахождением представителя ООО "Окна Региона" в служебной командировке. Ходатайство удовлетворено.
08.11.2011 г. в Башкортостанское УФАС России от директора - редактора ГУП РБ "Выбор" <_> поступило ходатайство (вх.N14160 от 08.11.2011 г.) о рассмотрении дела NР-143-11, назначенного на 14.11.2011 г., без его участия. Ходатайство удовлетворено.
14.11.2011 г. представитель ООО "Окна Региона" на заседание Комиссии не явился. Уведомлен надлежащим образом (почтовое уведомление о вручении от 02.11.2011 г.).
14.11.2011 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России признала необходимым выделить из дела N143-11 в особое производство дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО "Окна Региона" для объективного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела.
Анализ представленных материалов дела NР-143-11 показал, что реклама: "ОКНА РЕГИОНА Производство пластиковых окон, дверей и стеклопакетов Приглашаем дилеров м Аптечка для окон в подарок Окна в кредит рассрочка_" размещенная на стр.4 в Общественно-политической газете города Салавата "Выбор" от 01.07.2011 г. N96 (9262), рекламораспространитель - ГУП РБ Редакция газеты "Выбор" (РБ, г.Салават, Проспект Нефтяников, 29), размещена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г., в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность по нарушению ч. 1 ст.28 названного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
В настоящее время данная реклама не выходит, представлены выпуски газет N125(9291) от 26.08.2011 г; N143(9309) от 30.09.2011 г., подтверждающие устранение нарушения (вх.N12681 от 12.10.2011 г.). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушения устранены.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 14.11.2011 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Выделить из дела N Р-143-11 в отдельное производство дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ООО "Окна Региона" (РБ, г.Ишимбай, ул. Северная, 48).
2. Признать ненадлежащей рекламу: "ОКНА РЕГИОНА Производство пластиковых окон, дверей и стеклопакетов Приглашаем дилеров м Аптечка для окон в подарок Окна в кредит рассрочка_" размещенную на стр.4 в Общественно-политической газете города Салавата "Выбор" от 01.07.2011 г. N96 (9262), рекламораспространитель - ГУП РБ Редакция газеты "Выбор" (РБ, г.Салават, Проспект Нефтяников, 29), так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения (представлены выпуски газет N125(9291) от 26.08.2011 г; N143(9309) от 30.09.2011 г., подтверждающие устранение нарушения (вх.N12681 от 12.10.2011 г.) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 22.11.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14 ноября 2011 г. N Р-143-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016