Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 9 ноября 2011 г. N 02/10.738
Резолютивная часть оглашена 26 октября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнева Ю.Н. |
- |
председателя комиссии, заместителя руководителя управления; |
||
- Валитова М.А. |
- |
члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
||
- Григорян Т.Н. |
- |
члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями; |
||
- Бессоновой Ю.А. |
- |
члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, |
|
|
|
|
|
|
|
при участии в рассмотрении дела:
-Лукьяненко А.В. |
- |
представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (доверенность от 26.10.11 N77); |
-Горской Т.С. |
- |
директора общества с ограниченной ответственностью "На привале", |
рассмотрела 26 октября 2011 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (603134,
г. Нижний Новгород, ул. Костина, д.2) и общества с ограниченной ответственностью "На привале" (603016, г. Нижний Новгород, ул. Лескова, д.8), части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (603134, г. Нижний Новгород, ул. Костина, д.2).
и установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление от Карасева Кирилла Александровича (далее - заявитель, Карасев К.А.), в котором указывается на наличие в действиях Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство) признаков нарушения антимонопольного законодательства при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий.
В данном обращении Карасев К.А. ссылается на нарушение Министерством положений Закона о защите конкуренции, поскольку подразделение государственного органа, оказывающего государственную услугу по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, размещалось в помещении хозяйствующего субъекта, реализующего охотничьи товары - на территории магазина "Охотник-рыболов", принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "На привале" (далее - ООО "На привале").
Заявитель считает, что такими действиями Министерства создаются более выгодные условия реализации товаров магазином "Охотник-рыболов" по отношению к другим охотничьим магазинам города Нижнего Новгорода.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения Карасева К.А., Нижегородский межрайонный отдел указанного Министерства базировался на территории (в помещении) магазина "Охотник-рыболов"; функции по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и замене охотничьих билетов сотрудники Нижегородского отдела осуществляли в помещении данного магазина.
Собственником магазина "Охотник-рыболов", расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 15, является общество с ограниченной ответственностью "На привале".
Помещение, занимаемое магазином "Охотник-рыболов", в котором производилась выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов Министерством, принадлежит на праве собственности закрытому акционерному обществу "АГНИ" (далее - ЗАО "АГНИ"). Между ООО "На привале" и ЗАО "АГНИ" заключен договор аренды нежилого помещения N 2/Б-05-11-О-Р от 01 мая 2011 года, по которому последний представляет указанное помещение в аренду.
Как следует из имеющихся в Управлении материалов, 28 декабря 2010 года ООО "На привале" направило в адрес ЗАО "Агни" письмо, в котором просило разрешения разместить на арендуемых торговых площадях (Нижний Новгород, ул. Бекетова, 15) представителей Министерства на безвозмездной основе, в целях взаимовыгодного сотрудничества. Также, в данном письме указано, что сотрудниками Министерства будут оформляться охотничьи билеты, представляться справки для потенциальных покупателей. Для этих целей им будет выделено из арендуемых площадей около 4 кв. метров.
15.08.2011 Нижегородское УФАС России направило в адрес Министерства требование о предоставлении информации, касающейся причин и оснований размещения сотрудников подразделения Министерства по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в помещении магазина "Охотник-рыболов".
Из ответа Министерства следовало, что инициатором размещения сотрудника, осуществляющего выдачу охотничьих билетов и разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в магазине "Охотник-рыболов" было ООО "На привале". Сотрудник Нижегородского межрайонного отдела по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов размещался в помещении именного этого магазина, потому что другие хозяйствующие субъекты не обращались с аналогичной просьбой в Министерство.
С 6 июня 2011 года сотрудник Нижегородского межрайонного отдела по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов в помещении магазина "Охотник-рыболов" выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов не осуществляет, другие представители Министерства в помещении магазина не располагаются.
Министерство также пояснило, что каких-либо распорядительных документов, протоколов совещаний, соглашений о взаимодействии не издавалось, переписки между Министерством и ООО "На привале" о размещении подразделения в помещении магазина не велось.
Посчитав факт размещения государственных гражданских служащих Министерства в помещении магазина "Охотник-рыболов" установленным и указывающим на признаки нарушения в действиях Министерства части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и признаки нарушения статьи 16 в действиях ООО "На привале" и Министерства, 08.09.2011 Управление возбудило настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.
При надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела заявитель Карасев К.А. на заседание комиссии не явился.
На заседании комиссии представители Министерства и ООО "На привале" признали факт нахождения сотрудников Министерства по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в помещении хозяйствующего субъекта. Представитель Министерства пояснил, что в связи с реорганизацией Министерства и перемещением подразделения Министерства по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в город Кстово Нижегородской области, было принято решение о размещении сотрудников в помещении магазина "Охотник-рыболов". При этом представитель Министерства отмечает, что работники осуществляют государственные функции по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и по замене охотничьих билетов.
Директор ООО "На привале", также как и представитель Министерства, ссылается на удобство для населения осуществления государственной функции по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в помещении магазина "Охотник-рыболов". ООО "На привале" также указывает, что общество при решении вопроса о размещении сотрудников Министерства в помещении магазина не ставило перед собой цель извлечения прибыли.
Изучив материалы дела, заслушав выступления представителей ответчиков, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области создано в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 N129-З
"О Правительстве Нижегородской области" Указом Губернатора Нижегородской области от 10.08.2010 N50 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" и является органом исполнительной власти Нижегородской области.
Из анализа пунктов 3.70, 3.72 постановления Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N965 "Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области" следует, что Министерство осуществляет, в частности, функции по выдаче разрешений и бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов; выдаче, регистрации, замене и аннулировании охотничьих билетов.
Пунктом 4 приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 N121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов" закреплено, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу осуществляется в случаях осуществления им охоты в общедоступных охотничьих угодьях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На заседании комиссии представитель Министерства Лукьяненко А.В. уточнил, что сотрудники осуществляли функции по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и функции по выдаче (замене) охотничьих билетов. Также
Лукьяненко А.В. добавил, что сотрудники Министерства осуществляли функции по оказанию государственных услуг.
Данная услуга предоставляется Министерством только на безвозмездной основе в порядке, определенном нормативными правовыми актами.
Исходя из понятия государственной услуги, которое дано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и пояснений представителя Министерства, можно сделать вывод о том, что сотрудники Министерства осуществляли государственную услугу по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и государственную услугу по замене охотничьего билета.
Миненкова Любовь Ивановна, являющаяся оператором в ООО "На привале" пояснила, что представители Министерства осуществляли свою деятельность в помещении магазина "Охотник-рыболов" с февраля 2011 года по май 2011 года и находились в специально отведенном помещении на территории данного магазина. В настоящее время разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается Министерством по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Костина, д. 2, что с точки зрения Миненковой Л.И. является неудобным для покупателей.
Директор ООО "На привале" Горская Т.С. указала, что ранее в магазине "Охотник-рыболов" располагались представители Министерства, которые выдавали или продлевали охотничьи билеты. Помещение, в котором Министерство выдавало разрешения на добычу охотничьих ресурсов, предоставлялось на безвозмездной основе.
Согласно пояснениям Горской Т.В., причиной размещения подразделения Министерства в магазине "Охотник-рыболов" стало то, что Министерство находится по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Костина, д.2 и для того, чтобы получить или обменять охотничий билет, нужно ехать на площадь Горького, "где невозможно припарковаться".
Таким образом, факт размещения работников Министерства в помещениях магазина "Охотник-рыболов" не отрицается ни Министерством, ни ООО "На привале", а также дополнительно подтверждается пояснениями Чичкова Д.С. и Макарова В.Е.
Оценивая данный факт, комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1).
В развитие приведенного принципа в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации действий, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При этом под антиконкурентными действиями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации следует понимать, в частности, представление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту на товарном рынке.
Как указывалось ранее, государственные функции по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и замене охотничьих билетов осуществляет государственный орган - Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Таким образом, лицо, желающее получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов, заменить или аннулировать охотничий билет может обратиться только в отдел Министерства по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов, который в период с конца марта по начало мая 2011 года находился в помещении магазина "Охотник-рыболов".
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Комиссия полагает, что в магазине "Охотник-рыболов" (при прочих равных условиях) существует большая вероятность приобретения охотником (обратившимся в соответствующее подразделение Министерства) реализуемых магазином товаров, нежели чем в других магазинах, которые не могут привлечь внимание охотника в связи с отсутствием у них представителей Министерства.
Таким образом, нахождение государственного органа в помещении магазина "Охотник-рыболов" ставит ООО "На привале" в более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности по отношению ко всем иным хозяйствующим субъектам - конкурентам, что подтверждает нарушение Министерством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, комиссия пришла к выводу, что действия Министерства и ООО "На привале" противоречат статье 16 Закона о защите конкуренции.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции закреплено, что запрещаются соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При квалификации деяния по данной статье необходимо исходить из того, что соглашение между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующим субъектом может быть установлено и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности.
Нижегородским УФАС России установлено, что между Министерством и ООО "На привале" существовала устная договоренность по размещению сотрудников Нижегородского межрайонного отдела по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов в помещении магазина "Охотник-рыболов".
Без существования такой договоренности размещение сотрудников Министерства в упомянутом магазине было бы невозможным, поскольку этого нельзя достичь действиями (решениями) только одной стороны.
В рассматриваемой ситуации заключение Министерством и ООО "На привале" устного соглашения носит антиконкурентный характер, поскольку приводит к возникновению внешних условий (кроме самостоятельных действий хозяйствующих субъектов), способных определить выбор покупателя в пользу общества.
Таким образом, комиссия приходит к итоговому выводу о том, что ООО "На привале" и Министерством нарушена статья 16 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Поскольку в настоящее время сотрудники Министерства прекратили осуществлять государственные функции в помещении магазина "Охотник-рыболов", комиссия прекращает рассмотрение данного дела на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции с одновременным указанием в резолютивной части настоящего решения об установлении факта нарушения Министерством и ООО "На привале" статьи 16 Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 15 того же закона Министерством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, комиссия
решила:
1. Признать факт нарушения Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и обществом с ограниченной ответственностью "На привале" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и части 1 статьи 15 того же закона Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
2. Рассмотрение дела N682-ФАС52-02/11 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства ответчиками по делу.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции"
настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской
области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 9 ноября 2011 г. N 02/10.738
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016