Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 15 ноября 2011 г. N Р-191-11
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <_><_><_> рассмотрев, в присутствии индивидуального предпринимателя <_> (учредителя информационно-рекламной газеты "Толпар"), а так же в присутствии представителя по доверенности от ИП <_> <_> дело NР-191-11, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал" 2 этаж" размещенную на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <_>) N08 (143) 05.03.-12.03.2011 г., рекламораспространитель - информационно-рекламная газета "Толпар" (главный редактор <_>), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
12.10.2011 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело NР-191-11 в отношении рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал" 2 этаж" размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <_>) N08 (143) 05.03.-12.03.2011 г., рекламораспространитель - информационно-рекламная газета "Толпар" (главный редактор <_>), так как данная реклама размещена с признаками нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Реклама- это информация, которая должна быть распознаваема потребителями без специальных знаний. Данный рекламный модуль составлен таким образом, что у потребителя создается ложное впечатление о том, кто выдает кредит. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, т.к. не указано лицо, предоставляющее кредит.
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Таким образом, право на заключение кредитного договора имеет банк или иная кредит организация. Так же, согласно статьи 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Исходя из требований законодательства, выдавать безналичные денежные средства (кредит) может только имеющая лицензию Центробанка организация. Это установлено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности. Предметом кредитного договора в отличии от договора займа являются не деньги как вещи, а денежные средства вообще (п.1. ст.819 ГК РФ). Вместе с тем, кредитный договор ограничен тем, что займодавцем может быть только банк или иная кредитная организация.
В Федеральном законе "О банках и банковском деятельности" а именно в статье 5, говорится, что к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок; 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет_"
Кредит выступает как сделка, а банковская операция - это технология ее проведения. Таким образом, в Федеральном законе эта технология обозначена термином "Размещение денежных средств"
Согласно комментария к письму Минфина России от 03.05.2007 N03-03-06\1\257 выдача кредитов - банковская операция. Платой за пользование средствами, которые получила фирма-заемщик, являются проценты.
01.11.2011 г. Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленных ИП <_> документов, правильным наименованием рекламораспространителя является - ИП <_> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), поэтому Комиссия приняла решение о замене лица, с информационно-рекламной газеты "Толпар" на ИП <_> (учредителя информационно-рекламной газеты "Толпар").
01.11.2011 г. от ИП <_> (учредителя информационно-рекламной газеты "Толпар") поступили письменные объяснения (вх.N13878 от 01.11.2011 г.) о том, что в виду небольшого опыта работы как предпринимателя, а так же в связи с малым бюджетом самого СМИ, что не позволяет расширить штат сотрудников, происходят недочеты и неточности в реализации материалов на страницах газеты " Толпар" Нарушение допущено по его вине, по незнанию ФЗ "О рекламе" Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <_> (Мебельный салон "Людмила").
Так же, были представлены копии следующих документов: уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения N287 от 05.11.2008 г; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 20.11.1996 г; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 17.12.2007 г; уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от 17.12.2007 г; свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ02-00390 от 10.11.2010 г.
15.11.2011 г. представителем по доверенности от ИП <_>, <_> представлены письменные объяснения (вх.N14522 от 15.11.2011 г.) ИП <_> о том, что договор на размещение рекламы между ним и учредителем газеты "Толпар" <_> был заключен в устной форме. Товарный чек утерян. <_> получив всю информацию, собственноручно взялся за дизайн содержания и изготовление рекламного модуля мебельного салона "Людмила" в своей газете. ИП <_> считал его специалистом в своей области, поэтому не требовал от него макет рекламы на согласование. Так же, были представлены копии следующих документов: выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N198 от 18.05.2009 г; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 28.01.2009 г.
Анализ представленных материалов дела NР-191-11 показал, что согласно представленных документов, а так же объяснений лиц участвующих в деле, рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы является ИП <_> Таким образом, Комиссией принято решение производство по делу N Р-191-11 в отношении ИП <_> - прекратить. Реклама: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал" 2 этаж" размещенная на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <_>) N08 (143) 05.03.-12.03.2011 г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель - ИП <_> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), размещена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе наименование лица, предоставляющего кредит, отсутствует.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 15.11.2011 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Производство по делу N Р-191-11 в отношении ИП <_> ( РБ, п.Чишмы, ул. Трактовая, 5) - ПРЕКРАТИТЬ.
2. Признать ненадлежащей рекламу: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал" 2 этаж" размещенную на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <_>) N08 (143) 05.03.-12.03.2011 г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель - ИП <_> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
3. В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал" 2 этаж" размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор Яхин Р.В.) N08 (143) 05.03.-12.03.2011 г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель - ИП <_> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар") в части нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 21.11.2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
(по делу NР-191-11)
15.11.2011 г. г.Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <_> <_><_> на основании своего решения от 15.11.2011 г. по делу NР-191-11 по поводу рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал" 2 этаж" размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <_>) N08 (143) 05.03.-12.03.2011 г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель - ИП <_> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП <_> в срок до 15 декабря 2011 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно рекламы: "Мебельный салон "Людмила" При покупке кухни микроволновка в подарок! КРЕДИТ Большой выбор мебели по ценам производителей от "эконом" до класса "люкс" ТСК "Автовокзал" 2 этаж" размещенной на стр.1 информационно-рекламной газеты "Толпар" (главный редактор <_> ) N08 (143) 05.03.-12.03.2011 г., рекламопроизводитель и рекламораспространитель - ИП <_> (учредитель информационно-рекламной газеты "Толпар") должна соответствовать части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
2. ИП <_> представить в Башкортостанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 декабря 2011 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Башкортостанское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 части 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 ноября 2011 г. N Р-191-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016