Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
(опубликовано 14 ноября 2011 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми | ||
РЕШЕНИЕ | ||
09 ноября 2011 года |
|
N 04-02/7493 |
Сыктывкар |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>(далее - Комиссия Коми УФАС России),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа" от 31.10.2011 (вх. от 01.11.2011 N 5504) на действия уполномоченного органа - Министерство финансов Республики Коми при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку перчаток хирургических, диагностических для родильного дома ГУ РК "Кардиологический диспансер" (далее - ООО "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа", заказ, открытый аукцион в электронной форме),
при участии:
<_>
УСТАНОВИЛА:
1. ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" извещено по факсимильной связи о времени и месте рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы представитель вышеуказанного общества отсутствует, что с учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы не препятствует ее рассмотрению по существу.
2. В Коми УФАС России поступила жалоба ООО "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа".
В жалобе указывается, что изложение технических и функциональных характеристик требуемого к поставке товара по ряду позиций в техническом задании - документации об открытом аукционе в электронной форме нарушает ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявитель указывает следующие требования к товару, установленные в разделе 3 документации об открытом аукционе в электронной форме, которые, по его мнению, ограничивают количество участников размещения заказа:
- по п. 1, 4, 11 раздела 3 требуются перчатки синего или зеленого цвета;
- по п. 7, 10 раздела 3 требуются исключительно нитриловые перчатки;
- по п. 8 раздела 3 требуется поставка перчаток, одинарная толщина которых будет не менее 0,18 мм и не более 0,20 мм, что соответствует продукции фирмы Ansell.
Заявитель обращает внимание на то, что ряд показателей технических и функциональных характеристик закупаемого товара изложены в разделе 3 документации об открытом аукционе в электронной форме в не имеющих нормативного обоснования оценочных категориях, что не позволяет участникам размещения заказа сформировать предложения и предоставляет уполномоченному органу возможность произвольно отказывать в допуске к участию торгах.
Как указано в жалобе в п. 1 - 10 раздела 3 в качестве требований к перчаткам применяются такие оценочные слова, как улучшенное сцепление, низкоаллергенность, повышенная комфортность и др., которые не закреплены законодательно, не следуют из достигнутого уровня науки и техники и не могут быть измерены.
Заявитель также указывает, что согласно разъяснениям указанные по п. 11 раздела 3 перчатки закупаются для оценки технических и функциональных параметров данного продукта, что, по мнению заявителя, является нарушением ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что в одном открытом аукционе в электронной форме закупаются товары, предназначенные для обеспечения повседневных нужд медицинского учреждения, и товары, закупаемые в целях проведения испытаний и оценки.
На основании вышеизложенного, заявитель в жалобе просит Коми УФАС России рассмотреть настоящую жалобу и при установлении факта нарушения уполномоченным органом норм законодательства Российской Федерации принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для защиты прав и охраняемых законом интересов ООО "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа"; приостановить открытый аукцион в электронной форме.
Министерство финансов Республики Коми и государственное учреждение Республики Коми "Кардиологический диспансер" с требованиями жалобы не согласны, доводы изложены в отзывах на жалобу.
3. Комиссия Коми УФАС России в результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, изучив представленные материалы, заслушав представителей заявителя, государственного заказчика, уполномоченного органа (председателя комиссии), пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком размещения заказа является государственное учреждение Республики Коми "Кардиологический диспансер" (далее - заказчик).
Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков Республики Коми является Министерство финансов Республики Коми (далее - уполномоченный орган).
Предметом аукциона является поставка перчаток хирургических, диагностических для родильного дома ГУ РК "Кардиологический диспансер" в количестве 17 825 пар.
Начальная (максимальная) цена контракта: 426 842,40 рублей.
Источником финансирования заказа являются внебюджетные средства (средства, полученные за счет родовых сертификатов).
Документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку перчаток хирургических, диагностических для родильного дома ГУ РК "Кардиологический диспансер" (далее - документация об открытом аукционе в электронной форме) утверждена 05.10.2011 и.о. главного врача государственного учреждения Республики Коми "Кардиологический диспансер".
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 19.10.2011 на официальном сайте и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru.
В соответствии с приказом заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми от 19.10.2011 N 2139-З (в ред. приказа от 01.11.2011 N 2318-З) создана аукционная комиссия (далее - комиссия).
3.2. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о размещении заказов в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
В ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
На основании п. 1 постановления Правительства Республики Коми от 26.12.2005 N 332 "О мерах по совершенствованию организации закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд Республики Коми" (далее - постановление Правительства Республики Коми от 26.12.2005 N 332) Министерство финансов Республики Коми наделено функциями органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов, за исключением заказов на поставку продуктов питания в случаях, если цена контракта не превышает двести пятьдесят тысяч рублей, для государственных и иных заказчиков Республики Коми путем проведения торгов.
Согласно п.п. 3, 4, 6, 7 Порядка взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков путем проведения торгов с государственными заказчиками, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2005 N 332, заказчик, в том числе формирует заявку на проведение торгов, утверждает разработанную уполномоченным органом конкурсную документацию, документацию об аукционе (п. 3).
Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных и иных заказчиков Республики Коми путем проведения торгов орган (далее - уполномоченный орган) разрабатывает конкурсную документацию, документацию об аукционе (п. 4).
Решение о размещении заказа принимает заказчик. В заявке на организацию и проведение конкурса (аукциона), направляемой заказчиком в адрес уполномоченного органа должен быть определен, в том числе предмет контракта с указанием количества поставляемых товаров (объемов выполняемых работ, оказываемых услуг) и их характеристик (п. 6).
Уполномоченный орган, получив от заказчика заявку на организацию проведения конкурса (аукциона) со всей необходимой информацией, изложенной в пункте 6 настоящего Порядка, в течение 10 (десяти) рабочих дней разрабатывает конкурсную документацию, документацию об аукционе и направляет заказчику на утверждение (п. 7).
Из указанных положений следует, что определение предмета государственного контракта и утверждение документации об аукционе входит в полномочия государственного заказчика.
3.3. В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно п. 2 ч. 1, 2, 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе
создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Как следует из представленной заказчиком письменной информации и устных пояснений, данных в ходе рассмотрения жалобы представителями заказчика, при формировании технического задания заказчик исходил из следующего. Требование к цвету (зеленый или синий) установлено только в п.п. 1, 4, 11 технического задания и обусловлено тем, что указанные хирургические перчатки будут применяться в качестве внутренней перчатки при использовании двойных перчаток. В случае прокола перчатки внешняя перчатка расходится, образовывая пятно, что позволяет определить место разрыва перчатки. Цвета синий и зеленый являются наиболее контрастными не только по отношению к внешней перчатке, но и к цвету крови.
Требование к материалу перчаток (нитриловые перчатки) предъявляется в п.п. 7, 8, 10 технического задания, по которым закупаются перчатки диагностические (смотровые), и обусловлено тем, что они комфортны для использования и обеспечивают повышенную защиту, в том числе нитрил устойчив к формальдегиду, этиловому спирту, хлоргексидину, денатуратам и другим средствам, применяемым при проведении диагностики (осмотра).
Указание в п. 8 технического задания требования к диапазону одинарной толщины (средний палец) не менее 0,18 и не более 0,20 мм заказчик обосновывает тем, что указанная толщина обеспечивает легкое надевание перчатки, чувствительность и комфортность при использовании.
Установление в п. 10 технического задания требования к длине манжетки не менее 240 мм заказчик обосновывает тем, что указанная длина позволяет проводить лабораторные и диагностические процедуры без вреда для здоровья медицинского персонала, осуществляющего работу с большим количеством биологических жидкостей, поскольку указанные перчатки закрывают участок руки до предплечья.
Довод представителя заявителя о том, что установленные в техническим задании требования к товару по цвету, толщине и наличию адгезивной полосы указывают на производителя Ansell, Комиссия Коми УФАС России находит несостоятельным в связи с тем, что заявителем не представлено подтверждающих доказательств того, что установленные в техническом задании характеристики перчаток указывают на единственного производителя - Ansell, а также каким образом указанные характеристики влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, в том числе невозможность подачи ООО "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа" заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Довод заявителя о том, что в одном открытом аукционе в электронной форме закупаются товары, предназначенные для обеспечения повседневных нужд медицинского учреждения, и товары, закупаемые в целях проведения испытаний и оценки, что, по мнению заявителя, противоречит ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, Коми УФАС России находит необоснованным ввиду того, что предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка перчаток хирургических, диагностических для родильного дома ГУ РК "Кардиологический диспансер", по п. 11 технического задания закупаются перчатки хирургические стерильные, которые по сообщению представителей заказчика будут применяться медицинскими работниками в повседневной деятельности, следовательно перчатки, указанные в п. 11 технического задания перчатки технологически и функционально связаны с предметом торгов.
Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований полагать, что указание в техническом задании таких словосочетаний и слов, как "улучшенное сцепление", "низкоаллергенность", "повышенная комфортность", "улучшенный захват инструментов", "пониженный риск", "снижение риска", "непродолжительные акушерские манипуляции", "усиленная прочность (в т.ч. на разрыв)" и иных слов и словосочетаний, приведенных в жалобе ООО "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа", нарушает требования ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов и приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
Кроме того, уполномоченным органом на основании письма заказчика даны разъяснения на запрос одного из участников размещения заказа, которые размещены на официальном сайте.
Из положений ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать предмет закупки в соответствии с собственными потребностями. Однако, при формировании предмета закупки, требований к закупаемому товару заказчику необходимо учитывать запрет, установленный ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Заявителем не представлены достаточные доказательства того, что требования к закупаемым перчаткам, установленные заказчиком в техническом задании, ограничивают количество участников размещения заказа, в том числе не дают возможность самому заявителю принять участие в проводимых торгах.
Кроме того, заказчиком представлены коммерческие предложения трех хозяйствующих субъектов, которые соответствуют требованиями технического задания.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что права и законные интересы ООО "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа" не могут быть нарушены при проведении указанного открытого аукциона в электронной форме ввиду того, что общество не прошло аккредитацию на электронной площадке www.sberbank-ast.ru, заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме не подавало, с запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме не обращалось.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что действия заказчика в части включения в техническое задание требований к закупаемому товару (перчатки хирургические, диагностические) нарушают требования ч. 3.1 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, ст. 17 Закона о защите конкуренции и ограничивают количество участников размещения заказа.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Фабрика рекламных решений "Милета-Медиа" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (опубликовано 14 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016