Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
(опубликовано 14 ноября 2011 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2011 года
N 05-03/7457
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 37-07/11 по признакам нарушения Администрацией муниципального района "Прилузский", место нахождения: Республика Коми, Прилузский район, село Объячево, улица Мира, дом 76, части 1 статьи 15, части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комитетом имущественных и земельных отношений муниципального района "Прилузский", место нахождения: Республика Коми, Прилузский район, село Объячево, улица Мира, дом 76, правопреемником которого является Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района "Прилузский", место нахождения: Республика Коми, Прилузский район, село Объячево, улица Мира, дом 76, части 3 статьи 17.1, части 1 статьи 19, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, установила:
1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 11.11.2008 до 23.07.2009, части 1 статьи 19, части 1, 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции, в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Администрация муниципального района "Прилузский" (далее - Администрация МР "Прилузский", администрация муниципального района), место нахождения: Республика Коми, Прилузский район, село Объячево, улица Мира, дом 76, Комитет имущественных и земельных отношений муниципального района "Прилузский" (далее - Комитет имущественных и земельных отношений МР "Прилузский", Комитет имущественных и земельных отношений муниципального района), место нахождения: Республика Коми, Прилузский район, село Объячево, улица Мира, дом 76.
Комитет имущественных и земельных отношений МР "Прилузский" реорганизован в форме преобразования в Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района "Прилузский" (далее - Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации МР "Прилузский", Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района) с 30.08.2011.
Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации МР "Прилузский" является правопреемником Комитета имущественных и земельных отношений МР "Прилузский".
Администрация муниципального района, как предусмотрено частями 1, 4 статьи 39 Устава МР "Прилузский", принятого Советом МО "Прилузский район" 29.11.2005 (далее - Устав МР "Прилузский"), является органом местного самоуправления муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми, является юридическим лицом.
Администрацией муниципального района, как было установлено частью 2 статьи 39 Устава МР "Прилузский" в редакции, действовавшей до вступления в силу Решения Совета МР "Прилузский" от 30.06.2010 N III-30/2 (далее - Решение о несении изменений в Устав МР "Прилузский"), руководит глава муниципального района - руководитель администрации муниципального района на принципах единоначалия.
Глава муниципального района - руководитель администрации муниципального района, как было определено частью 1 статьи 40 Устава МР "Прилузский" в редакции, действовавшей до вступления в силу Решения о несении изменений в Устав МР "Прилузский", является высшим должностным лицом муниципального образования муниципального района, возглавляет администрацию муниципального района.
Комитет имущественных и земельных отношений муниципального района, как было предусмотрено пунктами 1.1, 2.2 Положения о Комитете имущественных и земельных отношений МР "Прилузский", утвержденного Постановлением Администрации МР "Прилузский" от 16.02.2009 N 120 "Об утверждении Положения о Комитете имущественных и земельных отношений МР "Прилузский" (далее - Положение о Комитете имущественных и земельных отношений МР "Прилузский"), является самостоятельным структурным подразделением администрации района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в области имущественных и земельных отношений и осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению собственностью муниципального района, является юридическим лицом.
Субъектами управления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в силу статьи 5 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования муниципального района "Прилузский", утвержденного Решением Совета МР "Прилузский" от 19.12.2008 N III-17/10 "Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района "Прилузский" (далее - Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР "Прилузский") являются, в том числе Глава муниципального района, Администрация муниципального района, Комитет имущественных и земельных отношений муниципального района - уполномоченный орган от имени администрации муниципального района.
К функциям (полномочиям) Главы муниципального района в области управления муниципальным имуществом статьей 7 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР "Прилузский" наряду с прочими отнесены заключение от имени администрации муниципального района договоров в пределах своей компетенции, издание постановлений по вопросам владения, пользования муниципальным имуществом.
К функциям (полномочиям) Комитета имущественных и земельных отношений муниципального района статьей 8 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР "Прилузский" наряду с прочими было отнесено заключение договоров о передаче имущества муниципального района в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, а также иных договоров в установленном порядке.
К функциям (полномочиям) Комитета имущественных и земельных отношений муниципального района разделом 3 Положения о Комитете имущественных и земельных отношений МР "Прилузский" наряду с прочими были отнесены заключение договоров о передаче имущества муниципального района в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, а также иные договоры в установленном порядке, организация работы по проведению аукционов, конкурсов и торгов по продаже имущества муниципального района.
Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района, как определено пунктом 1.1 Положения об отделе по управлению муниципальной собственностью, утвержденного Решением Совета МР "Прилузский" от 28.06.2011 N IV-03/4 "Об утверждении Положения от Отделе по управлению муниципальной собственностью", является самостоятельным функциональным органом администрации муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в области имущественных и земельных отношений и осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению собственностью муниципального района, обеспечивает организацию исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в пределах компетенции уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков муниципального района.
3. Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, было установлено, что государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, было предусмотрено, что в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) проведения фундаментальных научных исследований;
3) защиты окружающей среды;
4) развития культуры и сохранения культурного наследия;
5) производства сельскохозяйственной продукции;
6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
7) социального обслуживания населения;
8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
Порядок предоставления государственной и муниципальной помощи был предусмотрен статьей 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009.
Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, было установлено, что государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется:
1) в соответствии с федеральным законом;
2) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;
3) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
4) за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
5) за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, было определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. Данной нормой был установлен перечень документов, прилагаемых к соответствующему ходатайству.
Частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, было предусмотрено, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статьей 17.1. Закона о защите конкуренции, вступившей в силу с 02.07.2008, урегулированы особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 11.11.2008 до 23.07.2009, было установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением:
1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
4. Распоряжением И. о. руководителя Администрации МР "Прилузский" от 23.12.2008 N 744 (далее - Распоряжение об аренде) предусмотрена передача находящегося в собственности МО МР "Прилузский" недвижимого имущества - помещения в здании по адресу: Республика Коми, Прилузский район, село Объячево, улица Мира, дом 75 (далее - муниципальное недвижимое имущество), в аренду индивидуальному предпринимателю <_> Площадь муниципального недвижимого имущества составила 14 кв. м.
Между Комитетом имущественных и земельных отношений МР "Прилузский" (далее - арендодатель), муниципальным унитарным предприятием "Объячевожилсервис" (далее - балансодержатель) и индивидуальным предпринимателем <_> (далее - арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества N 33 от 26.12.2008 (далее - договор аренды), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное недвижимое имущество с 01.01.2009 на неопределенный срок.
По акту приема-передачи в аренду муниципального имущества от 26.12.2008 муниципальное недвижимое имущество передано Комитетом имущественных и земельных отношений МР "Прилузский" и принято индивидуальным предпринимателем <_> 01.01.2009.
Постановлением Главы МО МР "Прилузский" от 27.03.2009 N 291 "О предоставлении в аренду муниципального имущества" (далее - Постановление об аренде) предусмотрена передача находящегося в собственности МО МР "Прилузский" недвижимого имущества - нежилого помещения в здании по адресу: Республика Коми, район Прилузский, село Объячево, улица Мира, дом 75 (далее - муниципальное недвижимое имущество), в аренду индивидуальному предпринимателю <_> Площадь муниципального недвижимого имущества составила 14 кв. м.
Передача в аренду муниципального недвижимого имущества осуществлена после вступления в силу Закона о защите конкуренции, после вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Арендатор является хозяйствующем субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Предоставление в аренду муниципального недвижимого имущества должно было осуществляться либо с предварительного согласия антимонопольного органа в порядке части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, в соответствии с целями, установленными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, либо по результатам торгов на основании пункта 1 части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009.
Заключение договора аренды в отношении муниципального недвижимого имущества должно было осуществляться по результатам открытых торгов в порядке статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 11.11.2008 до 23.07.2009.
Передача в аренду индивидуальному предпринимателю <_> муниципального недвижимого имущества осуществлена не по результатам торгов.
Заключение договора аренды осуществлено не по результатам торгов.
Передача в индивидуальному предпринимателю <_> муниципального недвижимого имущества на основании Распоряжения об аренде, договора аренды без проведения торгов явилась предоставлением индивидуальному предпринимателю <_> преимущества, обеспечивающего соответствующему хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на товарных рынках видов деятельности, осуществляемых с использованием муниципального недвижимого имущества, в МО МР "Прилузский", и соответственно, явилась предоставлением индивидуальному предпринимателю <_> муниципальной помощи в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009 (далее - муниципальная помощь).
Цель предоставления муниципального имущества в аренду на основании Распоряжения об аренде, Постановления об аренде, договора аренды не соответствовала цели, установленной частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009.
Ходатайство о даче согласия на предоставление муниципальной помощи индивидуальному предпринимателю <_> Администрацией МО МР "Прилузский" в антимонопольный орган не подано.
Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной помощи не получено.
В действиях Администрации МО МР "Прилузский" в виде принятия Распоряжения об аренде, Постановления об аренде имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В действиях Комитета имущественных и земельных отношений МО МР "Прилузский" в виде предоставления муниципальной помощи индивидуальному предпринимателю <_> не в соответствии с целями, установленными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, имеются нарушения части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009.
В действиях Комитета имущественных и земельных отношений МО МР "Прилузский" в виде предоставления муниципальной помощи индивидуальному предпринимателю <_> без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009.
В бездействии Администрации МО МР "Прилузский" в виде ненаправления в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи индивидуальному предпринимателю <_> имеются нарушения части 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009.
В действиях Комитета имущественных и земельных отношений МО МР "Прилузский" в виде заключения договора аренды с индивидуальным предпринимателем <_> без проведения открытых торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 11.11.2008 до 23.07.2009.
Постановлением И.о. руководителя Администрации МР "Прилузский" от 19.10.2010 N 1319 "О расторжении договоров аренды недвижимого имущества" предусмотрено расторжение договора аренды.
Между Комитетом имущественных и земельных отношений МР "Прилузский" и индивидуальным предпринимателем <_> заключено соглашение от 01.11.2010 о расторжении договора аренды с 01.11.2010.
По акту приемки-передачи муниципального имущества МР "Прилузский" от 01.11.2010 муниципальное имущество передано от арендатора арендодателю.
Таким образом, на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушения антимонопольного законодательства добровольно устранены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать Администрацию МР "Прилузский" нарушившей:
-часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде принятия Распоряжения об аренде, Постановления об аренде;
-часть 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, в части бездействия в виде ненаправления в антимонопольный орган заявлений о даче согласия на предоставление индивидуальному предпринимателю <_> муниципальной помощи.
2. Признать Комитет имущественных и земельных отношений МР "Прилузский", правопреемником которого является Отдел по управлению муниципальной собственностью администрации МР "Прилузский", нарушившим:
-часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 02.07.2008 до 11.11.2008, в части действий в виде заключения с индивидуальным предпринимателем <_> договора аренды без проведения открытых торгов;
-часть 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, в части действий в виде предоставления индивидуальному предпринимателю <_> муниципальной помощи не в соответствии с целями, установленными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009;
-часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2006 до 23.08.2009, в виде предоставления индивидуальному предпринимателю <_> муниципальной помощи без предварительного согласия антимонопольного органа.
3. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (опубликовано 14 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016