Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 264-11К (опубликовано 27 августа 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2013
Решение в полном объеме изготовлено 27.08.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии, рассмотрев дело N 264-11К, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Авиакомпания "Воронежавиа" (далее - ОАО "Воронежавиа"; 394025, г. Воронеж, Аэропорт) и обществом с ограниченной ответственностью "Вектор В" (далее - ООО "Вектор В"; 396023, Воронежская обл., территория аэропорта "Воронеж") части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии: представителя ОАО "Воронежавиа" <_> представителя общества с ограниченной ответственностью "Дьюти Фри Маркет" (далее - ООО "Дьюти Фри Маркет"; 115054, г. Москва, ул. Щипок, д. 22, стр. 3) - <_> в отсутствии представителей ООО "Вектор В" (о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен), установила:
30.05.2013 в Управление поступило заявление ООО "Дьюти Фри Маркет" на действия ОАО "Воронежавиа" по заключению с ООО "Вектор В" договора аренды нежилого помещения N 257 от 11.08.2006 (далее - договор аренды N 257) в котором содержится условие по незаключению ОАО "Воронежавиа" аналогичных договоров с другими хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать услуги по беспошлинной торговле в здании международного аэропорта "Воронеж".
В ходе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов установлено, что 23.05.2013 ООО "Дьюти Фри Маркет" обратилось в ОАО "Воронежавиа" с просьбой о выделении площади под торговый зал магазина беспошлинной торговли в здании международного аэропорта "Воронеж". На обращение ООО "Дьюти Фри Маркет", ОАО "Воронежавиа" 29.05.2013 дан ответ об отказе в предоставлении торговой площади, со ссылкой на договор аренды N 257 заключенный с ООО "Вектор В" содержащий условие (пункт 2.1.9) согласно которому ООО "Воронежавиа" обязуется не заключать аналогичных договоров с другими хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать услуги по беспошлинной торговле в здании международного аэропорта "Воронеж".
По результатам рассмотрения заявления ООО "Дьюти Фри Маркет" и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" возбуждено дело N 264-11К по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к созданию ООО "Дьюти Фри Маркет" препятствий доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж".
Рассмотрение дела N 264-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.07.2013.
31.07.2013 при рассмотрении настоящего дела представитель ОАО "Воронежавиа" не опроверг фактов заключения договора аренды N 257 и наличия в нем условия об обязанности ОАО "Воронежавиа" не заключать договоры аренды нежилых помещений с хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать услуги по беспошлинной торговле в здании международного аэропорта "Воронеж".
Представитель ООО "Дьюти Фри Маркет" поддержал доводы, изложенные в заявлении от 29.05.2013.
Представитель ООО "Вектор В" на рассмотрение настоящего дела не явился.
02.08.2013 в связи с необходимостью явки представителя ООО "Вектор В" для участия в рассмотрении настоящего дела, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, Комиссией Управления вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 264-11К на 12.08.2013.
12.08.2013 в ходе рассмотрения дела N 264-11К, представители ОАО "Воронежавиа" и ООО "Дьюти Фри Маркет" поддержали свои доводы, изложенные ранее. Представитель ООО "Вектор В" ходатайствовал об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела, а также для подготовки мотивированных объяснений.
12.08.2013 Комиссией Управления принято решение об объявлении перерыва в деле N 264-11К до 19.08.2013.
19.08.2013 представитель ООО "Вектор В" для участия в рассмотрении настоящего дела не явился. Письменные пояснения, а также документы указанные в определении о назначении дела N 264-11К к рассмотрению от 19.07.2013 и определении об отложении рассмотрения дела N 264-11К от 02.08.2013, ООО "Вектор В" в рамках рассмотрения дела не предоставлены.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" выразившихся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении которое приводит к созданию ООО "Дьюти Фри Маркет" препятствий доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения, в том числе о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.
Из материалов и документов полученных в ходе рассмотрения заявления ООО "Дьюти Фри Маркет" установлено, что между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" 11.08.2006 заключен договор аренды N 257.
В пункте 2.1.9 указанного договора аренды предусмотрено, что ОАО "Воронежавиа" обязуется: "Не заключать с другими лицами аналогичных договоров аренды с целью размещения магазина беспошлинной торговли в аэропорту г. Воронеж".
Путем заключения соглашения стороны реализуют свою волю, направленную на достижение определенных целей и результатов.
Условие содержащиеся в п. 2.1.9 договора аренды N 257 фактически представляет собой договоренность между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" в письменной форме об отказе ОАО "Воронежавиа" от совершения определенных действий для достижения конкретной цели.
Целью соглашения заключенного между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" содержащегося в п. 2.1.9 договора аренды N 257 является не допуск на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" других (помимо ООО "Вектор В") хозяйствующих субъектов.
Таким образом, соглашение заключенное между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" препятствует доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" иным хозяйствующим субъектам имеющим намерение осуществлять предпринимательскую деятельность на указанном товарном рынке, в том числе ООО "Дьюти Фри Маркет".
Следствием соглашения заключенного между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" явилось ограничение конкуренции на рынке услуг беспошлинной торговли в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж", поскольку ОАО "Воронежавиа" отказавшись от самостоятельных действий по заключению договоров аренды торговых площадей в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" полностью исключило возможность доступа иных (помимо ООО "Вектор В") хозяйствующих субъектов на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж".
При указанных обстоятельствах, соглашение заключенное между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" имеет своим результатом как ограничение конкуренции на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" так и ущемление интересов ООО "Дьюти Фри Маркет", выразившееся в необоснованном лишении возможности доступа на указанный товарный рынок и осуществления предпринимательской деятельности ООО "Дьюти Фри Маркет" на этом рынке, что запрещено ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции допускаются следующие "вертикальные" соглашения:
- "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
- "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
Заключенное между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" соглашение содержащееся в п. 2.1.9 договора аренды N 257 договором коммерческой концессии не является.
Управлением при рассмотрении настоящего дела проведен анализ рынка услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" в ходе которого установлено, что ООО "Вектор В" занимает долю в размере 100 процентов на указанном рынке, что подтверждается аналитическим отчетом состояния конкурентной среды на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" от 18.07.2013 (имеется в материалах дела).
Приказом Управления от 01.07.1996 N 12 ОАО "Воронежавиа" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по видам услуг - услуги аэропорта, в географических границах Воронежской области, с долей на рынке - более 65 процентов (выписка из Реестра имеется в материалах дела).
Таким образом, ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" занимают долю более 20 процентов на рынке услуг аэропорта и на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж" соответственно.
В связи с указанными обстоятельствами заключенное между ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" соглашение содержащееся в п. 2.1.9 договора аренды N 257 от 11.08.2006 не подпадает под допустимые соглашения, предусмотренные статьей 12 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, действия ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В" по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении которое привело к созданию для ООО "Дьюти Фри Маркет" препятствий доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта "Воронеж", являются нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО "Воронежавиа" и ООО "Вектор В", Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты "а" и "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний: о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Авиакомпания "Воронежавиа" выразившиеся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО "Вектор В" нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Признать действия ООО "Вектор В" выразившиеся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении с ОАО "Авиакомпания "Воронежавиа" нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ОАО "Авиакомпания "Воронежавиа" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
4. Выдать ОАО "Авиакомпания "Воронежавиа" предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
5. Выдать ООО "Вектор В" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Выдать ООО "Вектор В" предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 264-11К (опубликовано 27 августа 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016