Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 5 августа 2015 г. N 91
Резолютивная часть решения оглашена "04" августа 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "05" августа 2015 г.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Л.А. Черкашина
Члены комиссии:
Государственный инспектор отдела естественных монополий,
жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы А.С. Талинская
Специалист - эксперт отдела естественных монополий,
жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Ю.А. Шипулина
в присутствии:
- от ООО "Подворье" - генеральный директор <_>
рассмотрела дело N 91 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Подворье" <_> части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), установила:
На основании Приказа руководителя Липецкого УФАС России N 143 от 19.05.2015 была проведена плановая проверка в отношении ООО "Подворье", расположенного по адресу: <_>
Закон о торговле определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации (ст.1 закона).
В соответствии со ст. 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе", дано определение торговой сети.
Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Таким образом, ООО "Подворье" осуществляет розничную торговлю посредством организации торговой сети на территории г. Липецка и на него распространяются запреты, установленные ч.1 ст.13 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ.
В рамках проведения проверки антимонопольным органом установлено, что ООО "Подворье" заключены договора поставки безалкогольных напитков со следующими хозяйствующими субъектами: ООО "Источник", ООО "Компания Виват", ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", ЗАО "Завод минеральных вод".
В соответствии со ст. 9 Закона о торговле торговые сети обязаны сформулировать существенные условия отбора поставщиков для заключения договора поставки продовольственных товаров. Отступление в дальнейшем торговой сети от таких условий отбора контрагентов в соответствии с Законом является актом дискриминации. На основании изложенного антимонопольным органом был проведен сравнительный анализ условий договоров с указанными поставщиками.
При сравнительном анализе указанных договоров Липецким УФАС России установлено, что в них предусмотрены различные сроки оплаты товара с момента поставки продукции Покупателю.
Так, договора поставки, заключенные с поставщиками безалкогольных напитков содержат различные сроки оплаты поставленного товара, а именно для ООО "Источник" (п. 1 приложения N 2 к договору поставки N 213 от 18.02.2015) отсрочка платежа установлена в размере 21 календарного дня, так же как и для ООО "Компания Виват" (п. 6.4 договора поставки N б/н от 28.11.2013) отсрочка составляет 21 календарный день.
Для ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (п. 4.1 договора поставки N б/н от 13.11.2013) оплата товара установлена в срок 14 календарных дней с момента доставки; ЗАО "Завод минеральных вод"" (п. 5.2 договора поставки N 15 от 05.02.2015) оплата производится в срок 14 календарных дней с момента доставки.
Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и осуществляющих поставки продовольственных товаров, определены статьей 13 Закона о торговле.
Частью 1 статьи 13 Закона о торговле запрещается хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, создавать дискриминационные условия.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи и иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Включение в договор поставки условий, касающихся установления различных сроков оплаты товара, относящегося к одной группе товара, является созданием дискриминационных условий поставщикам торговой сети, так как одни поставщики, у которых сроки по оплате являются более продолжительными, поставлены в неравное положение с другими поставщиками, у которых эти сроки значительно меньше (ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", ЗАО "Завод минеральных вод").
Такой подход к формированию договорных отношений поставщиков и торговых сетей недопустим, так как создает препятствия для равного доступа поставщиков на товарный рынок. Оборот денежных средств для последующей хозяйственной деятельности у поставщиков, имеющих более короткие сроки взаиморасчетов за поставленную продукцию, имеет наибольшие тенденции к увеличению, по сравнению с поставщиками, с которыми более длительные сроки взаиморасчетов.
Таким образом, из анализа данных договоров установлено, что для поставщиков безалкогольных напитков ООО "Подворье" установило неравные условия, что ставит отдельных поставщиков в более выгодное положение.
Данные обстоятельства свидетельствуют о совершении ООО "Подворье" действий, направленных на создание дискриминационных условий хозяйственной деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что у ООО "Подворье" имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных Федеральным законодательством, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, так как на основании ст. 507 ГК РФ у сторон имеется право составить протокол разногласий.
Таким образом, на основании вышеизложенного, установлено, что договора поставки продовольственных товаров содержат условия, которые в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле являются дискриминационными для поставщиков ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", ЗАО "Завод минеральных вод", по сравнению с ООО "Источник" и ООО "Компания Виват", и, следовательно, в действиях ООО "Подворье" имеются признаки нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 91, генеральный директор ООО "Подворье" признал нарушения требований Закона о торговле в указанной части. При этом указал, что все договоры поставки безалкогольных напитков будут приведены в соответствие с требованиями Закона о торговле.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "Подворье", выразившихся во включении в договора поставки различных условий оплаты для поставщиков безалкогольных напитков, нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле, в части создания дискриминационных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьями 9, 13, 16 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", решила:
1. Признать ООО "Подворье", осуществляющее розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети на территории Липецкой области, нарушившим часть 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" действиями по созданию для поставщиков безалкогольных напитков дискриминационных условий оплаты поставленного товара.
2. Выдать ООО "Подворье" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
ПРЕДПИСАНИЕ N 91
"05" августа 2015 года город Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Л.А. Черкашина
Члены комиссии:
Государственный инспектор отдела естественных монополий,
жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы А.С. Талинская
Специалист - эксперт отдела естественных монополий,
жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Ю.А. Шипулина
в присутствии:
- от ООО "Подворье" - генеральный директор <_>
рассмотрела дело N 91 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Подворье" <_> части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), предписывает:
1. ООО "Подворье" в срок до 01.10. 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившееся в создании дискриминационных условий для поставщиков безалкогольных напитков, а именно установить недискриминационные условия для поставщиков безалкогольных напитков в части сроков оплаты поставленного товара.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 5 августа 2015 г. N 91
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016