Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 24 октября 2013 г. N Р3-884-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколов Е.А.
от ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" - <***> <***>
от <***>- представители не прибыли каких либо ходатайств не заявляли.
Рассмотрев жалобу, <***> на действия государственного заказчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" по факту размещения заказа путем проведения открытого конкурса N0321100007213000021 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Невинномысского канала, Ставропольский край. Перебросной канал от каскада Барсучковских ГЭС в Невинномысский канал. Участок канала ПК1+50 - ПК17 и ПК21 - ПК39", установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба от <***> на действия государственного заказчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" по факту размещения заказа путем проведения открытого конкурса N0321100007213000021 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Невинномысского канала, Ставропольский край. Перебросной канал от каскада Барсучковских ГЭС в Невинномысский канал. Участок канала ПК1+50 - ПК17 и ПК21 - ПК39".
По мнению заявителя жалобы, сформированная и утверждённая документация не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, что ограничивает возможность подачи заявки для участия в аукционе.
24.10.2013 г. в ходе заседания Комиссии по контролю в сфере размещения заказов представители ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" поддержали доводы, указанные в письменных объяснениях, считают, что конкурсная документация была сформирована в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Комиссия выслушав, доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку открытого конкурса N0321100007213000021 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Невинномысского канала, Ставропольский край. Перебросной канал от каскада Барсучковских ГЭС в Невинномысский канал. Участок канала ПК1+50 - ПК17 и ПК21 - ПК39", установила следующее:
1. 26.09.2013 г. ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" было объявлено размещение государственного заказа на выполнение работ по объекту "Реконструкция Невинномысского канала, Ставропольский край. Перебросной канал от каскада Барсучковских ГЭС в Невинномысский канал. Участок канала ПК1+50 - ПК17 и ПК21 - ПК39".
Информация о размещении заказа была размещена не официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
Частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов под участником размещения заказа понимается лицо, претендующее на заключение государственного или муниципального контракта. Однако положения Закона о размещении заказов не указывают на формы такого интереса лица к заключению контракта.
Уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов, в т. ч. для реализации принципа части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов: расширение участия физических и юридических лиц в размещении заказов. Учитывая тот факт, что ограничение количества участников размещения заказа может осуществляться заказчиком на стадии формирования документации о торгах, принятие и рассмотрение жалоб лиц, чьи права и законные интересы нарушены действиями заказчика, является обязанностью контролирующего органа и преследует цель восстановления публичного порядка.
Системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им торгов.
Часть 1 статьи 57 Закона о размещении заказов определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 8 Закона о размещении заказов - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника размещения заказа.
Часть 2 статьи 57 Закона о размещении заказов устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 8 Закона о размещении заказов жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, положения документации о торгах, информация о размещаемом заказе, размещенная на официальном сайте в сети Интернет, порядок направления участнику размещения заказа разъяснений положений документации, порядок представления документации, нарушающие нормы Закона о размещении заказов могут быть обжалованы в установленном законом порядке любым лицом.
Обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Общее правило части 1 статьи 57 Закона о размещении заказов обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 23, части 7 статьи 34, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов при проведении торгов заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта.
В соответствии с положениями статьи 22, 34, 41.6 Закона о размещении заказов документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Вместе с тем документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о размещении заказов, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о размещении заказов требований, как к участнику размещения заказа, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в торгах с целью заключения такого контракта.
Учитывая вышеизложенное воспользовавшись своим правом, <***> обжаловал действия ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" по формированию и утверждению аукционной документации в Ставропольское УФАС России.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобу <***> частично обоснованной по следующему основанию.
Подпунктом б) пункта 5 части 3.1.9 конкурсной документации заказчиком установлено следующее - заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, и такие работы являются предметом конкурса: необходимо наличие у участника размещения заказа, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"):
п.п. 2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений;
п.п. 3.1. Механизированная разработка грунта;
п.п. 3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками;
п.п. 30.7 Возведение дамб;
п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
п.п. 33.12 Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики);
п.п. 33.13 Гидромелиоративные объекты.
Комиссия Ставропольского УФАС России, считает, что такое требование является незаконным и необоснованным и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Пунктом 10 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Между тем, как показала проверка в конкурсной документации отсутствует требования о выполнении необходимых работ, лично, более того пунктом 1.3 проекта договора являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации установлено, что работы выполняются иждивением Подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Строительные материалы и комплектующие изделия должны быть надлежащим образом сертифицированы.
Другой довод заявителя жалобы не нашел своего подтверждения, в связи с чем не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах Комиссией Ставропольского УФАС России в ходе рассмотрения дела в действиях ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" при утверждении и формировании конкурсной документации спорного конкурса ( реестровый номер торгов N0321100007213000021) установлено нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В части 6 статьи 17 Закона о размещении заказов сказано, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе - выдать заказчику, аукционной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", решила
1. Признать жалобу <***> на действия государственного заказчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" по факту размещения заказа путем проведения открытого конкурса N0321100007213000021 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Невинномысского канала, Ставропольский край. Перебросной канал от каскада Барсучковских ГЭС в Невинномысский канал. Участок канала ПК 1+50 - ПК17 и ПК21 - ПК39" - частично обоснованной.
3. По результатам проведения в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки признать нарушившим ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в связи с чем, выдать ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ставропольскому краю" обязательное для исполнения предписание;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса, о привлечении должностного лица допустившего нарушение требований Закона о размещении заказов к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 октября 2013 г. N Р3-884-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016