Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 579-11-Р (опубликовано 16 ноября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <> рассмотрев материалы дела N 579-11-р в отношении ИП Чекменевой В.А. по факту распространения рекламы биологически активных добавок (далее - БАД) "Гепар Про+" и "Бальзам "Сибирский", с признаками нарушения п. 6 ч. 5 ст.5 и пп. 1-3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе", возбужденного по заявлению гр.. и материалам проверок УФАС России по Ростовской области, УФАС России по Кировской области и УФАС России по Ярославской области,
- в отсутствие ИП Чекменевой В.А. (определение об отложении слушания дела N 579-11-р посредством почтовой связи направлялось по месту жительства индивидуального предпринимателя. В материалах дела имеется неврученное ИП В.А. Чекменевой письмо с почтовыми отметками "возврат по истечении срока хранения". Таким образом, Управлением приняты все возможные меры по надлежащему извещению лица о месте и времени рассмотрения дела. Применяя аналогию п.3 ч.2 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пермское УФАС России считает ИП В.А. Чекменеву извещенной о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения данного дела не поступало);
- в отсутствие. (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения заявителя о времени и месте рассмотрения дела N 579-11-р; ходатайств об отложении рассмотрения данного дела не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Пермского УФАС России поступили заявления гр.. (вх. N 9389-11 от 01.07.2011 г) с жалобой на ненадлежащую рекламу БАДа "Бальзам "Сибирский", размещенную в рекламном проспекте "Домашняя аптечка" (июнь 2011 года, тираж 240000 экз., заказ N 1165); а также УФАС по Ростовской области с материалами проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 9463-11 от 04.07.2011 г; вх. N 14098-11 от 30.09.2011 г); УФАС по Кировской области с материалами проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 10754-11 от 26.07.2011 г); УФАС по Ярославской области с материалами проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 12733-11 от 06.09.2011 г).
Согласно представленной. информации, в июне 2011 года через почтовый ящик указанного гражданина был распространен рекламный проспект "Домашняя аптечка" (июнь 2011 года, тираж 240000 экз., заказ N 1165), содержащий рекламу БАДа "Бальзам "Сибирский".
В частности, реклама БАДа "Бальзам "Сибирский", размещенная в рекламном проспекте "Домашняя аптечка", содержит следующую информацию: ""Бальзам "Сибирский" Сибирское здоровье в вашем доме. Средство с многовековой историей. Сибирское здоровье без лекарств (указаны рекламные заголовки)..<> При каких же заболеваниях применяют бальзам "Сибирский" Вот лишь небольшая часть исцеляющих бальзамом болезней: - заболевания сердечно-сосудистой системы <> - поражения опорно-двигательного аппарата <> - заболевания желудочно-кишечного тракта <> - неврологические, нервно-психические расстройства <> - заболевания мочевыделительной и половой систем <> - заболевания ЛОР-органов <> - нарушения зрения и болезни глаз <> - применяют при сахарном диабете и онкологии..<> Я пользуюсь бальзамом "Сибирский". Лечебный эффект хороший. Перестала болеть голова. Нормализовалось давление. <> В июне купил бальзам "Сибирский". Через несколько месяцев меня перестала беспокоить пупковая грыжа. <> Применяла жена для лечения узлового зоба.<>Кстати, бальзам может не только избавить, но и уберечь от многих болезней. <>Выставка-продажа бальзама "Сибирский" г. Пермь только 24 июня. <>ИП Чекменева Вера Алексеевна г. Оса Пермского края, ул. Ленина, 47, кв. 21. <>БАД. Не является лекарственным средством.. <>" (полный текст рекламы имеется в материалах дела N 579-11-р).
При этом в тексте указанной рекламы содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения рекламируемых продуктов, а также приводятся выражения благодарности физическими лицами в связи с применением таких продуктов в лечении заболеваний вплоть до полного излечения (гр-не., г. Архангельск;, г. Ставрополь; г. Волжский;, г. Уфа;, г. Пермь и другие)
Кроме этого, в результате контроля соблюдения законодательства РФ о рекламе сотрудниками УФАС по Ростовской области, УФАС по Кировской области и УФАС по Ярославской области выявлена реклама БАДа "Гепар Про+" и "Бальзам "Сибирский", распространенная на территориях, подведомственных указанным территориальным органам.
В частности, на странице 3 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 37 (154), 25 сентября - 01 октября 2010 года), распространённой на территории Ростовской области, размещена реклама БАДа "Гепар Про+" следующего содержания: "25 трав, возвращающих здоровье. До ста лет не зная бед. Русское чудо под названием "Гепар Про+". Целительная сила природы (указаны рекламные заголовки). <> Приходят тысячи благодарных писем за фитокомплекс "Гепар Про+", писем от людей, возвративших здоровье с его помощью. Врачи различных специальностей благодарят за фитокомплекс "Гепар Про+", видя, что их пациенты поправляются быстрее, чем обычно, избавляясь не от одного, а от многих заболеваний одновременно.. <> ИП Чекменева В.А. ОГРИП 310594413400019. Реклама. БАД, не является лекарственным средством.. <>" (полный текст рекламы имеется в материалах дела N 579-11-р).
При этом, указанная реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения БАДа "Гепар Про+", а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением такой добавки (гр-не., г. Шахты;, г. Сыктывкар.., г. Череповец и другие).
На странице 13 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 47 (164), 04-10 декабря 2010 года), распространенной на территории Ростовской области, размещена реклама БАДа "Бальзам "Сибирский" следующего содержания: ""Бальзам "Сибирский" Сибирское здоровье в вашем доме. Средство с многовековой историей. Сибирское здоровье без лекарств..<>Пользуются им при таких заболеваниях как: - заболевания сердечно-сосудистой системы <> - поражения опорно-двигательного аппарата <> - заболевания желудочно-кишечного тракта <> - неврологические, нервно-психические расстройства <> - заболевания мочевыделительной и половой систем <> - заболевания ЛОР-органов <> Завидный перечень, не правда ли. <> ИП Чекменева В.А. ОГРИП 310594413400019. Реклама. БАД, не является лекарственным средством.. <>" (полный текст рекламы имеется в материалах данного дела).
При этом, указанная реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения БАДа "Бальзам "Сибирский", а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением такой добавки (гр-не., г. Архангельск;, г. Ставрополь;, г. Волжский; г. Уфа;, г. Кудымкар и другие).
На странице 35 газеты "PRO Город" (N 14 (371), 02 апреля 2011 года), распространенной на территории Кировской области, размещена реклама БАДа "Бальзам "Сибирский" следующего содержания: ""Бальзам "Сибирский" Сибирское здоровье в вашем доме. Средство с многовековой историей. Сибирское здоровье без лекарств (указаны рекламные заголовки).<> При каких же заболеваниях применяют бальзам "Сибирский" Вот лишь небольшая часть исцеляющих бальзамом болезней: - заболевания сердечно-сосудистой системы <> - поражения опорно-двигательного аппарата <> - заболевания желудочно-кишечного тракта <> - неврологические, нервно-психические расстройства <> - заболевания мочевыделительной и половой систем <> - заболевания ЛОР-органов <> - нарушения зрения и болезни глаз <> ИП Чекменева В.А. ОГРИП 310594413400019. Реклама. БАД, не является лекарственным средством. <>" (полный текст рекламы имеется в материалах данного дела).
При этом, указанная реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения БАДа "Бальзам "Сибирский", а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением такой добавки (гр-не.., г. Петрозаводск;, г. Сыктывкар;, г. Волжский и другие).
На странице 4 газеты "Городок max" (N 19 (417), 19 мая 2011 года), распространенной на территории Вологодской области, размещена реклама БАДа "Бальзам "Сибирский" следующего содержания: ""Бальзам "Сибирский" Сибирское здоровье в вашем доме. Средство с многовековой историей. Здоровье - из самого сердца Сибири (указаны рекламные заголовки).<> Пользуются им при таких заболеваниях как: - заболевания сердечно-сосудистой системы <> - поражения опорно-двигательного аппарата <> - заболевания желудочно-кишечного тракта <> - неврологические, нервно-психические расстройства <> - заболевания мочевыделительной и половой систем <> - заболевания ЛОР-органов; нарушения зрения и болезни глаз <> - применяют при сахарном диабете и онкологии. <> ИП Чекменева В.А. ОГРИП 310594413400019. Реклама. БАД, не является лекарственным средством. <>" (полный текст рекламы имеется в материалах данного дела).
При этом, указанная реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения БАДа "Бальзам "Сибирский", а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением такой добавки (гр-не., г. Сыктывкар;, г. Березники.., г. Архангельск и другие).
На странице 4 газеты "Рико Экспресс" (N 27, 03 июля 2011 года), распространенной на территории Ярославской области, размещена реклама БАДа "Бальзам "Сибирский" следующего содержания: ""Бальзам "Сибирский" Сибирское здоровье в вашем доме. Средство с многовековой историей. Здоровье - из самого сердца Сибири (указаны рекламные заголовки).<> Пользуются им при таких заболеваниях как: - заболевания сердечно-сосудистой системы <> - поражения опорно-двигательного аппарата <> - заболевания желудочно-кишечного тракта <> - неврологические, нервно-психические расстройства <> - заболевания мочевыделительной и половой систем <> - заболевания ЛОР-органов; нарушения зрения и болезни глаз <> - применяют при сахарном диабете и онкологии. <> ИП Чекменева Вера Алексеевна ОГРИП 310594413400019. Реклама. БАД. Не является лекарственным средством. <>" (полный текст рекламы имеется в материалах данного дела).
При этом, указанная реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения БАДа "Бальзам "Сибирский", а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением такой добавки (гр-не., г. Сыктывкар;, г. Брянск;, г. Белгород и другие).
Таким образом, как следует из содержания рассматриваемой рекламы БАДов "Гепар Про+" и "Бальзам "Сибирский", распространяемые продукты применяются для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.
Пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает указывать на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
БАДы "Гепар Про+" и "Бальзам "Сибирский" не являются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой. При этом в тексте указанной рекламы содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения рекламируемых продуктов, а также приводятся выражения благодарности физическими лицами в связи с применением таких продуктов в лечении заболеваний вплоть до полного излечения.
Согласно пунктов 1-3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Реклама БАДов "Гепар Про+" и "Бальзам "Сибирский" содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, содержит выражение благодарности физическими лицами и создает впечатление о том, что данные БАДы являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Таким образом, в данной рекламе нарушены требования п. 6 ч. 5 ст.5 и пп. 1-3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ о рекламе, признается ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч. 5 ст. 5, ст. 25 Закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Материалами дела N 579-11-р установлено, что рекламодателем указанной рекламы является ИП Чекменева В.А. (договоры N 71/11 от 14.06.2011 г; б/н от 12.01.2011 г; N 14 от 12.01.2011 г; N 289 от 01.04.2011 г; б/н от 10.05.2011 г).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки "Бальзам "Сибирский", размещенную в рекламном проспекте "Домашняя аптечка" (июнь 2011 года, тираж 240000 экз., заказ N 1165), распространенную на территории г. Пермь, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки "Бальзам "Сибирский", размещенную на странице 13 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 47 (164), 04-10 декабря 2010 года), распространенную на территории Ростовской области, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки "Гепар Про+", размещенную на странице 3 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 37 (154), 25 сентября - 01 октября 2010 года), распространенную на территории Ростовской области, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
4. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки "Бальзам "Сибирский", размещенную на странице 35 газеты "PRO Город" (N 14 (371), 02 апреля 2011 года), распространенную на территории Кировской области, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
5. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки "Бальзам "Сибирский", размещенную на странице 4 газеты "Городок max" (N 19 (417), 19 мая 2011 года), распространенную на территории Вологодской области, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
6. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки "Бальзам "Сибирский", размещенную на странице 4 газеты "Рико Экспресс" (N 27, 03 июля 2011 года), распространенную на территории Ярославской области, поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
7. Выдать ИП Чекменевой В.А. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
8. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ИП Чекменевой В.А. административного дела по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 579-11-р
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
17 ноября 2011 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <> на основании своего решения от 17.11.2011 г по делу N 579-11-р о признании ненадлежащей рекламы биологически активных добавок (далее - БАД) "Гепар Про+" и "Бальзам "Сибирский", размещенной в рекламном проспекте "Домашняя аптечка" (июнь 2011 года, тираж 240000 экз., заказ N 1165), в газетах "Блокнот Новочеркасск" (N 47 (164), 04-10 декабря 2010 года, стр. 13), "Блокнот Новочеркасск" (N 37 (154), 25 сентября - 01 октября 2010 года, стр. 3), "PRO Город" (N 14 (371), 02 апреля 2011 года, стр. 35), "Городок max" (N 19 (417), 19 мая 2011 года, стр. 4), "Рико Экспресс" (N 27, 03 июля 2011 года, стр. 4), поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Чекменевой В.А. в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пунктов п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
- не допускать в рекламе биологически активных добавок указаний на лечебные свойства добавки;
- исключить из текста рекламы БАДов следующие фразы: "Лечит.", "Вылечивает.", "Излечивает." и тому подобное.
2. ИП Чекменевой В.А. в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
- не допускать в рекламе БАДов ссылок на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения добавок;
- не использовать в рекламе БАДов выражения благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
3. ИП Чекменевой В.А. в срок до 09 декабря 2011 года представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п. 1 настоящего предписания.
В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 579-11-Р (опубликовано 16 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016