Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-04-02/13-11 (опубликовано 18 ноября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 3 ноября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 года
Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председательствующего: Хаджиева Ф.А. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России),
Членов Комиссии:
Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы;
Хитаришвили А.Т. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы;
Ваньковой Е.С. - старшего специалиста 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело N04-04-02/13-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы на внешних стенах здания, расположенного по ул. Московская, 17 г. Кызыла, следующего содержания: "ПИВ ЗАПРАВКА N 2 ЖИВОЕ ПИВО ИЗ КЕГ ЗАКУСКИ ПРИ ПОКУПКЕ 2-Х ЛИТРОВ ПИВА 1 Л. В ПОДАРОК ул. Московская, 117 и с надписью чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью" с изображением двух кружек пива, с признаками нарушения статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии Индивидуального предпринимателя "" установила:
25.08.2011 г. по результатам проведенного сотрудниками Тывинского УФАС России мониторинга наружной рекламы на территории г. Кызыла на предмет соответствия требованиям законодательства о рекламе выявлено следующее.
На остановке "Южный" на внешних стенах здания, расположенного по ул. Московская, 17 г. Кызыла размещена и распространяется реклама с использованием рекламной конструкции следующего содержания: "ПИВ ЗАПРАВКА N 2 ЖИВОЕ ПИВО ИЗ КЕГ ЗАКУСКИ ПРИ ПОКУПКЕ 2-Х ЛИТРОВ ПИВА 1 Л. В ПОДАРОК ул. Московская, 117 и с надписью чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью" с изображением двух кружек пива.
В ходе рассмотрения дела ИП "" даны пояснения о том, что в рассматриваемой рекламе ошибочно указан адрес магазина, вместо ул. Московская, 17 указано ул. Московская, 117, в подтверждение представил договор аренды нежилого помещения. Запрошенные определением от 29.08.2011 г. документы, в том числе технические параметры рекламной конструкции, а также указал, что договор на изготовление и размещение рассматриваемой рекламы отсутствуют в связи с тем, что рекламная конструкция изготовлена по устной договоренности. ИП "" реализует 12 видов пива. На поставку пива заключены 2 договора с ИП "" и ООО "Кит".
Акция по предоставлению 1 литра пива в подарок в случае покупки 2 - х литров пива распространяется только на виды пива, поставляемые ИП "" которые указаны в счет - фактурах. Сроки данной акции ИП "" не знает, поскольку указанные сроки устанавливает завод изготовитель пива.
ИП "" представил в материалы дела копию договора купли-продажи с ИП "" от 01.02.2011 г. и счет-фактуры с указанием наименования товара на которые распространяется акция 2+1.
Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия (пункт 1).
Таким образом, для признания мероприятия стимулирующим необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретение определенного товара.
В данном случае сообщение "_ ПРИ ПОКУПКЕ 2-Х ЛИТРОВ ПИВА 1 Л. В ПОДАРОК_" относится к стимулирующему мероприятию, поскольку условием получения подарка - 1 литра пива является покупка 2 х литров пива, следовательно, в рассматриваемой рекламе должен быть указан срок проведения стимулирующего мероприятия.
В случае отсутствия определенных сроков действия акции необходимо об этом указать в рекламе, так как пункт 1 статьи 9 Закона о рекламе не устанавливает ограничения в виде указания конкретного периода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения требований пункта 1 статьи 9 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно отсутствует сообщение о том, что акция распространяется не на весь ассортимент пива (исходя из смысла текста рекламы), а только на тот, который определен в счет-фактурах как "акция 2+1", что вводит в заблуждение потребителей относительно возможности воспользоваться акцией на выбранный вид пива.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Кроме того, Комиссией Тывинского УФАС России было установлено, что надпись о предупреждении чрезмерного употребления пива, нанесенная на рекламный баннер ИП "" не соответствует положению ч.3 ст.22 Закона о рекламе.
При соотнесении площади всего рекламного пространства и площади пространства, визуально выделенного для предупреждения о чрезмерном употреблении пива, путем расчета площади в масштабе фотоснимка установлено, что надпись составляет 3,4 % от площади всего рекламного пространства.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и пояснения ИП "" Комиссия приходит к выводу, что реклама, размещенная ИП "" на внешних стенах здания, расположенного по ул. Московская, 17 г. Кызыла нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 и части 3 статьи 22 Закона о рекламе.
Руководствуясь частью 10 статьи 14, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на внешних стенах здания, расположенного по ул. Московская, 17 г. Кызыла, принадлежащего на праве аренды ИП "" следующего содержания "ПИВ ЗАПРАВКА N 2 ЖИВОЕ ПИВО ИЗ КЕГ ЗАКУСКИ ПРИ ПОКУПКЕ 2-Х ЛИТРОВ ПИВА 1 Л. В ПОДАРОК ул. Московская, 117 и с надписью чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП "" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 9 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя и рекламораспространителя ИП ""
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии В.А. Сорвачева
А.Т. Хитаришвили
Е.С. Ваньков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-04-02/13-11 (опубликовано 18 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016