Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 3 августа 2015 г. N Р/04/856
Резолютивная часть решения оглашена "23" июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "03" августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ленинградского УФАС России) в составе:
Журавлева Алексея Александровича - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Борисовой Алены Александровны - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Агаяна Георгия Араратовича - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Теватросян Ирины Спартаковны - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
Ивлевой Александры Олеговны - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
рассмотрев дело N 38 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области (188230, Ленинградская обл., Лужский р-н, г. Луга, пр-кт Кирова, д. 73) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства N 38 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕК" (далее - ООО "УК "ВЕК"). В заявлении ООО "УК "ВЕК" сообщалось, что Администрацией муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) было издано Постановление от 30.04.2015 N1273 "О передаче многоквартирных жилых домов управляющим компаниям во временное управление" (далее - Постановление), в котором Администрация постановила передать Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" и Обществу с ограниченной ответственностью "Толмачевский РЭС ТСВ" с 01.05.2015 во временное управление многоквартирные жилые дома, расположенные на территории Лужского городского поселения и находящиеся до 01.05.2015 в управлении ООО "Городская управляющая компания" и ООО "Управляющая компания "Развитие", у которых не имелась лицензия, до момента выбора собственниками управляющей организации либо оглашения итогов открытого конкурса на право управления жилым фондом. На сегодняшний день в Лужском районе пять управляющих компаний.
Таким образом, Администрация перераспределила многоквартирные дома не среди всех управляющих организаций, имеющих лицензию на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на момент вынесения постановления и работающих в Лужском районе, тем самым, создав преимущества отдельным хозяйствующим субъектам - управляющим организациям, которые обеспечивают им выгодные условия деятельности, без предварительного письменного согласия антимонопольных органов.
В ходе рассмотрения дела были установлены следующие обстоятельства.
Представитель администрации сообщил, что на основании письма из Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) (исх. от 24.04.2015 N 02-502/15-0-0), в котором Комитет рекомендует в целях недопущения нарушения требований Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принять решение о временном управлении многоквартирными домами, чьи управляющие организации не получили лицензии. На основании этого рекомендательного письма и было издано Постановление Администрации от 30.04.2015 N1273 "О передаче многоквартирных жилых домов управляющим компаниям во временное управление" и назначены временные управляющие компании до выбора собственниками управляющей компании или до проведения конкурса по выбору управляющей организации.
Так как не было информации по каким домам были проведены собрания собственников, а по каким нет, то были выбраны в качестве временной управляющей организации те компании, у которых были получены лицензии на 01 мая 2015 года.
Представитель Администрации также утверждает, что на сегодняшний день ООО "Управляющая компания "Наш Дом" и ООО "Толмачевский РЭС ТСВ" отказались от технического обслуживания домов, поэтому Постановление Администрации от 30.04.2015 N1273 "О передаче многоквартирных жилых домов управляющим компаниям во временное управление" было отменено. На данный момент техническое обеспечение домов согласилось осуществлять ООО "УК "ВЕК".
Выслушав доводы, оценив обстоятельства дела, а также исследовав доказательства, представленные по делу, Комиссия Ленинградского УФАС России полагает следующее.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - ФЗ N255) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющую предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
На основании части 4 статьи 7 ФЗ N255 в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающий порядок и случаи проведения конкурса, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Порядок проведения открытого конкурса установлен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление N 75).
Таким образом, в случае, если управляющая организация не успела получить до 01.05.2015 лицензию на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, необходимо применить аналогию статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: многоквартирным домом должна управлять та же управляющая организация до определения новой управляющей организации по результатам проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации или общего собрания собственников помещений в многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия Администрации, а именно передача многоквартирных домов в управление ООО "Управляющая компания "Наш дом" и ООО "Толмачевский РЭС ТСВ" изданием Постановления от 30.04.2015 N1273 "О передаче многоквартирных жилых домов управляющим компаниям во временное управление" и непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами - ограничивает конкуренцию среди неограниченного круга хозяйствующих субъектов за право участвовать в торгах по отбору управляющей организации.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях Администрации муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непроведении конкурса, что привело к ограничению конкуренции среди неограниченного круга хозяйствующих субъектов
2. Администрации муниципального образования Лужского муниципального района Ленинградской области выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а так же о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии А.А. Журавлев
Члены Комиссии А.А. Борисова
Г.А. Агаян
И.С. Теватросян
А.О. Ивлева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 августа 2015 г. N Р/04/856
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016