Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан
N 18 (опубликовано 20 ноября 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 03.08.2011
В полном объеме решение изготовлено 12.08.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Халлаевой Д. М.
Сулейманова А. Б.
Кусиева М. Б.
рассмотрев дело N18, возбужденное по признакам нарушения Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (далее - РСТ РД) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии по приведению в соответствие с Федеральным законом от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (абзацем четвертым части 2 статьи 23.2) нормативных правовых актов РСТ РД об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевых организаций,
в присутствии представителей РСТ РД - хххх (доверенность от хххх), хххх (доверенность от хххх), установила:
Письмом Федеральной антимонопольной службы от 03.02.2011 N01-007-ИА/пр территориальным органам ФАС России было поручено:
проверить нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение к сетям сетевых организаций на соответствие Федеральному закону от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35);
при выявлении нарушений Закона N35, а также признаков нарушения антимонопольного законодательства принять меры реагирования в соответствии с компетенцией антимонопольного органа;
представить в ФАС России отчет о выполнении поручения с указанием размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, действовавшего до 01.01.2011 и после 01.01.2011.
Письмом от 22.04.2011 NЦА/15214 ФАС России вновь затребовала у своих территориальных органов (в срок до 27.05.2011) отчеты о принятых мерах реагирования в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которые не привели нормативные правовые акты об установлении платы за технологическое присоединение к сетям сетевых организаций в соответствие с Законом N35.
Приказом Дагестанского УФАС России от 04.05.2011 N92 было возбуждено дело N18 по признакам нарушения РСТ РД части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии по приведению в соответствие с Законом N35 (абзацем четвертым части 2 статьи 23.2) нормативных правовых актов РСТ РД об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевых организаций.
Представители РСТ РД в письменных пояснениях и на рассмотрении дела сообщили Комиссии следующее.
Приказом ФСТ России от 30.11.2010 N365-э/5 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания), в связи с чем, с момента опубликования Методических указаний в Российской газете от 29.12.2010 N295, РСТ РД проводилась работа по изучению изменений порядка определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, неоднократно проводились консультации с отделом методологии ФСТ России как в устной, так и в письменной форме.
Методические указания приняты ФСТ России во исполнение ч. 2 ст. 23.2 Закона N35, согласно которой с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Согласно Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109 (далее - Основы ценообразования) для установления тарифов на услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям сетевой организации, от данной сетевой организации в адрес РСТ РД должно поступить заявление. В то же время, в отношении ОАО "Дагэнергосеть", ОАО "Махачкалинские горэлектросети", МУП КЭС "Каспэнерго", ОАО "Кизлярские городские электрические сети" РСТ РД ранее устанавливались ставки платы на услуги по технологическому присоединению. Ввиду отсутствия обращений от указанных сетевых организаций в РСТ РД о пересмотре ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (в связи с утверждением новых Методических указаний), РСТ РД были запрошены материалы по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям данных организаций.
Постановлениями от 02.06.2011 N20 - N23 РСТ РД установила новые ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям вышеуказанных сетевых организаций, не предусматривающие расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N35 антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом N35 и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона N35 на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, в том числе путем установления стандартизированных тарифных ставок с учетом требований порядка определения предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов, утверждаемого Министерством энергетики Российской Федерации (п. 71 Основ ценообразования).
Из материалов дела усматривается, что РСТ РД были приняты до 01.01.2011 следующие постановления (далее - старые постановления):
постановление от 26.11.2009 N38 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кизляргорэлектросети";
постановление от 26.11.2009 N39 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Махачкалинские горэлектросети";
постановление от 26.11.2009 N40 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП Каспийские электрические сети "Каспэнерго";
постановление от 25.10.2010 N35 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Дагэнергосеть".
Указанные постановления утратили силу в связи с изданием РСТ РД соответственно следующих постановлений (далее - новые постановления):
постановление от 02.06.2011 N20 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кизлярские городские электрические сети";
постановление от 02.06.2011 N22 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Махачкалинские горэлектросети";
постановление от 02.06.2011 N21 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП Каспийские электрические сети "Каспэнерго";
постановление от 02.06.2011 N23 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Дагэнергосеть".
Кроме того п. 2 постановления РСТ РД от 25.10.2010 N35 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Дагэнергосеть" в части установления ставки платы за технологическое присоединение к сетям ОАО "Дагэнергосеть" для заявителей с присоединяемой мощностью свыше 15 кВт до 100 кВт включительно в сумме 4584,81 руб. за 1 кВт решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.06.2011 по делу NА15-547/2011 был признан недействующим, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Закону N35 и Методическим указаниям).
Согласно ч. 2 ст. 23.2 Закона N35 с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с п. 10 Методических указаний инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 10 ранее действовавших Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 21.08.2009 N201-э/1 (утратили силу в связи с принятием Методических указаний) было установлено, что расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, а также для присоединения мощности строящихся (реконструируемых) электрических станций от границ балансовой принадлежности соответствующих электрических станций до существующих объектов электросетевого хозяйства учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям пропорционально размеру планируемой для использования мощности строящихся (реконструируемых) в указанных целях объектов электросетевого хозяйства.
В п. 3 приложений к старым постановлениям "Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении мощности (1 кВт) к электрическим сетям" видно, что в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям соответствующих сетевых организаций включена инвестиционная составляющая (при присоединяемой мощности свыше 15 кВт).
Из п. 3 приложений N1 к новым постановлениям "Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт) к электрическим сетям" следует, что соответствующая инвестиционная составляющая исключена.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Как усматривается из материалов дела, новые постановления были опубликованы в газете "Дагестанская правда" 30.06.2011 и вступили в силу со дня официального опубликования.
Следовательно, более чем полгода продолжалось применение старых постановлений, т. е. в нарушение ч. 2 ст. 23.2 Закона N35 в первом полугодии 2011 года в составе платы за технологическое присоединение к электрическим сетям соответствующих сетевых организаций находилась инвестиционная составляющая.
Это привело к ущемлению интересов, в частности, ООО "Синтеко-Н" (вышеуказанное дело NА15-547/2011 было рассмотрено Арбитражным судом Республики Дагестан по заявлению ООО "Синтеко-Н").
Из решения Арбитражного суда Республики Дагестан по указанному делу следует (стр. 3 абз. 2), что на заявку ООО "Синтеко-Н" ОАО "Дагэнергосеть" письмом от 02.03.2011 направило проект договора N234 от 08.02.2011 на технологическое присоединение, согласно п. 3.1 которого общий размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заказчика составил 541 007 руб. Расчет ставки произведен в соответствии с постановлением РСТ от 25.10.2010 N35.
По имеющейся у Дагестанского УФАС России информации ООО "Синтеко-Н" по сей день не осуществило технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО "Дагэнергосеть".
РСТ РД не представило Комиссии объективных обоснований столь длительной процедуры по пересмотру ставок плат за технологическое присоединение к электрическим сетям соответствующих сетевых организаций.
Между тем, требования ч. 2 ст. 23.2 Закона N35 являются императивными и расширительному толкованию не подлежат.
В рассматриваемом случае имело место установление не предусмотренных законодательством требований к товарам (услугам) и хозяйствующим субъектам, поскольку услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям соответствующей сетевой организации могла быть оказана при осуществлении оплаты, в том числе инвестиционной составляющей, не предусмотренной Законом N35 с 01.01.2011.
В результате наличия непредусмотренного законодательством требования к ООО "Синтеко-Н" по оплате 541 007 руб. за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Дагэнергосеть" ООО "Синтеко-Н" не удалось присоединиться к электрической сети и начать предпринимательскую деятельность.
Довод представителей РСТ РД о том, что указанная служба ждала заявлений от соответствующих сетевых организаций о пересмотре ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на основании ч. 2 ст. 23.2 Закона N35, Комиссия отклоняет, поскольку вышеуказанные сетевые организации, как подтверждается, в частности, содержанием решения Арбитражного суда Республики Дагестан по делу NА15-547/2011, не заинтересованы в понижении размеров ставок плат за технологическое присоединение. Кроме того, РСТ РД все же запросило у ОАО "Дагэнергосеть", ОАО "Махачкалинские горэлектросети", МУП КЭС "Каспэнерго", ОАО "Кизлярские городские электрические сети" необходимые материалы для принятия новых постановлений. Указанные материалы "в целях проведения подготовительных мероприятий по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" были запрошены у сетевых организаций письмами от 29.03.2011, а получены от них в мае 2011 года.
РСТ РД не пояснила Комиссии причины ненаправления сетевым организациям соответствующих запросов ранее 29.03.2011. Между тем, как сообщило ОАО "Дагэнергосеть" письмом от 01.08.2011 N22/1507 по запросу Дагестанского УФАС России, за период с 01.01.2011 по 01.07.2011 в адрес ОАО "Дагэнергосеть" поступило около 1200 заявок на технологическое присоединение (в материалах дела имеются копии заявок лиц с заявленной мощностью свыше 15 кВт). По данным заявкам проекты договоров технологического присоединения должны направляться ОАО "Дагэнергосеть" заявителям в 30-дневный срок (п. 15 Правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861), а значит, названное общество должно было руководствоваться в соответствующий период постановлением РСТ РД от 25.10.2010 N35, а соответствующие заявители должны были оплачивать, в том числе инвестиционную составляющую платы за технологическое присоединение к сетям ОАО "Дагэнергосеть".
Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, а также из анализа представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о нарушении РСТ РД ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия также отмечает отсутствие необходимости в выдаче предписания РСТ РД об устранении выявленного нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку указанное нарушение имело место до принятия РСТ РД новых постановлений (от 02.06.2011 N20 - N23) и не продолжается к моменту вынесения настоящего решения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передать материалы дела N18 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан для решения вопроса о возбуждении в отношении виновного лица административного производства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Халлаева Д. М.
Сулейманов А. Б.
|
|
|
Кусиев М. Б. |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан N 18 (опубликовано 20 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016