Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 3 августа 2015 г. N 11-07/15
Резолютивная часть решения оглашена "14" июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "03" августа 2015 года
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"<>" |
- |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
"<>"
|
-
|
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
"<>" |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 11-07/15, возбужденное по признакам нарушения Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района и Закрытым акционерным обществом "Магнитогорскгазстрой" статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Администрацией Агаповского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" (далее - Заявитель) на неправомерные действия Администрации Агаповского муниципального района (далее - Администрация), Управления по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района (далее - Управление), выразившиеся в нарушении порядка предоставления объектов газоснабжения, расположенных на территории Агаповского муниципального района, Закрытому акционерному обществу "Магнитогорскгазстрой" (далее - Общество, ЗАО "Магнитогорскгазстрой").
В качества доводов Заявитель в жалобе указал следующее.
Решением Челябинского УФАС России N 01-07/14 от 15.07.2014 действия Администрации, Управления по предоставлению ЗАО "Магнитогорскгазстрой" объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района признаны нарушением антимонопольного законодательства и выдано предписание об их устранении, в том числе принятия мер по возврату муниципального имущества, переданного по договору аренды N 11/10/13-аг от 20.11.2013.
Указанное решение и предписание по делу N 01-07/14 обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области.
Вместе с тем, 22.10.2014 Администрация принимает решение о предоставлении объектов газоснабжения и Управление заключает договор N 7/25/14-аг от 22.10.2014.
Совместные и согласованные незаконные действия Администрации, Управления и ЗАО "Магнитогорскгазстрой" нарушают требования действующего законодательства и права и законные интересы ОАО "Газпром газораспределение Челябинск".
Администрацией представлены документы и следующие письменные пояснения ( вх. N 2923 от 27.02.2015, N 5421 от 09.04.2015, 7774 от 25.05.2015, 10039 от 06.07.2015).
Во исполнение предписания по делу N 01-07/14 от 15.07.2014 о принятии мер по возврату муниципального имущества, переданного ЗАО "Магнитогорскгазстрой", подписано соглашение от 21.10.2014 о прекращении действия договора N 11/10/13-аг от 20.11.2013 аренды муниципального имущества и акты приема-передачи.
На имя Главы Агаповского муниципального района поступило письменное обращение ЗАО "Магнитогорскгазстрой" (исх. N 1218 от 15.10.2014/вх. N 4278/2 от 17.10.2014) о заключении на новый срок договора аренды объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района, на которое Администрация письменного ответа не направляла.
Постановление Администрации N 1655 от 21.10.2014 "О предоставлении в аренду муниципального имущества" принято на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Газораспределительная сеть и сооружения на ней (283 объекта газопровода) являются частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ЗАО "Магнитогорскгазстрой" и данная часть сети и сеть являются технологически связанными между собой объектами, также на основании писем ЗАО "Магнитогорскгазстрой" N 1218 от 15.10.2014, N 1233 от 17.10.2014.
Основанием распоряжения 283 объектами газоснабжения, указанными в приложении к Постановлению Администрации N 1655 от 21.10.2014, является включение данного имущества в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района, на часть из которых оформлены свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Администрацией Агаповского муниципального района заключены с Администрациями Агаповского, Желтинского, Буранного, Приморского, Черниговского, Светлогорского, Магнитного, Первомайского, Наровчатского, Янгельского сельских поселений Агаповского муниципального района соглашения о передаче муниципальным районом сельским поселения полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской федерации.
Процедура разграничения и передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и сельскими поселениями в отношении объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района не проводилась.
Управлением документы и следующие письменные пояснения ( вх. N 18954 от 09.12.2014, 3113 от 02.03.2015, 5415 от 09.04.2015,10038 от 06.07.2015).
Право муниципальной собственности Агаповского муниципального района зарегистрировано в отношении 19 объектов газоснабжения, расположенных на территории Агаповского муниципального района. В отношении иных объектов газоснабжения ведется подготовка документов, необходимых для регистрации права собственности, поскольку указанная процедура требует финансовых затрат, в том числе ведется переписка с Министерством имущественных и природных отношений Челябинской области и с ТУ Росимущества в Челябинской области. Акты по определению перечня бесхозяйных сетей газоснабжения, объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района не составлялись.
Уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" в Агаповском муниципальном районе на основании статьи 38 Устава Агаповского муниципального района, утвержденного Собранием депутатов Агаповского муниципального от 27.01.2009 N 628, является Управление, действующее на основании Положения N 429 от 21.04.2004, утвержденного Постановлением Собранием депутатов Агаповского муниципального района N 34 от 20.06.2004, N 35 от 20.06.2005.
Основанием распоряжения объектами газоснабжения, переданными по договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014, является включение данного имущества в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района.
Договор аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014 Управлением заключен в соответствии с Постановлением Администрации N 1655 от 21.10.2014 на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающим возможность заключения договора аренды муниципального имущества без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные части сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также письменного обращения ЗАО "Магнитогорскгазстрой" N 1218 от 15.10.2014.
Газопроводы, находящиеся во владении ЗАО "Магнитогорскгазстрой" и переданные Управлением по договору аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014, составляют комплекс технологически связанных между собой объектов, предназначенных для осуществления поставки газа и оказания услуг в сфере газоснабжения, что установлено рабочей группой, действующей на основании Распоряжения Администрации N 330-1 от 05.11.2013.
ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в 2015 году предоставлены на основании договоров аренды земельные участки с кадастровыми номерами 74:01:0000000:3504, 74:01:0000000:3565, 74:01:0000000:3522, 74:01:0000000:3505 для строительства газопроводов.
Изменений в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района в отношении объектов газоснабжения не вносилось.
Изменений (заключений дополнительных соглашений) в договор аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014 в части исключения отдельных объектов газоснабжения не вносилось.
ЗАО "Магнитогорскгазстрой" представлены документы и следующие письменные пояснения (вх. N 3425 от 10.03.2015, 10329 от 10.07.2015).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имущества, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущества лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно протоколу от 07.11.2013 заседания рабочей комиссии для определения технологических присоединений сетей газоснабжения, а также установления технологической связи принадлежащих Администрации Агаповского муниципального района, к сетям принадлежащим ЗАО "Магнитогорскгазстрой", сети муниципального района и сети общества составляют комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений.
Руководствуясь вышеуказанным общество обратилось (исх. N 1218 от 15.10.2014, исх. N 1233 от 17.10.2014) в Администрацию с предложением о заключении договора аренды объектов газоснабжения.
Ранее, за период действия договора аренды N 11/13-аг от 10.11.2013, ЗАО "Магнитогорскгазстрой" выполняло работы по ремонту сети газораспределения Агаповского района, которые по истечении срока договора не были до конца выполнены, и продолжение ремонтных работ необходимо было проводить при условии наличия заключенного (действующего) договора.
На основании вышеизложенного, общество полагает, что заключение договора аренды N 7/15/14-аг от 22.10.2014 осуществлено в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Администрацией Агаповского сельского поселения представлены документы и на заседании Комиссии указано следующее.
Администрацией Агаповского муниципального района с Администрациями сельских поселения Агаповского муниципального района заключены соглашения о передаче полномочий, согласно которому муниципальный район передает сельскому поселению осуществление полномочий, в том числе по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области, привлеченным к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, представлены следующие пояснения (4739 от 31.03.2015).
За счет средств бюджета Челябинской области на территории Агаповского муниципального района были построены следующие объекты газоснабжения:
1) Газопровод - перемычка от ГРС Сахаринского рудника до газопровода Магнитный-Черниговка Агаповского района, протяженностью 2,4876 км.;
2) доля в строительстве надземного газопровода п. Наровчатка Агаповского района (протяженностью 500 м от выхода из земли ул. Школьная - ул. Рабочая);
3) межпоселковый газопровод высокого давления и ГРП к п. Зингейка ЗАО "Зингейское" Агаповского района, протяженностью 11,5106 км;
4) наземный внутриквартальный газопровод с 1 по 7 жилых групп протяженностью 2010 м, п. Светлогорск Агаповского района;
5) наземный, подземный газопровод высокого и низкого давления, блочная ГРП в п. Радужный Агаповского района, протяженностью 0,90936 км;
6) газовые сети р.ц. Агаповка Агаповского района (северная часть), протяженностью 6,987 км;
7) надземный газопровод к ГРП п. Зингейка, подземный, наземный внутриквартальный газопровод в п. Зингейка ЗАО "Зингейское" Агаповского района;
8) газификация п. Наваринка: внутриквартальный газопровод 1,3,5 квартал в п. Наваринка Агаповского района Челябинской области, уличный газопровод от ПКО до ПКЗ-36 в п. Наваринка Агаповского района Челябинской области, установка блочного ГРП N 3 в п. Наваринка Агаповского района Челябинской области;
9) газопровод низкого давления северной части п. Радужный Агаповского района;
10) наземный газопровод низкого давления 4-й и 7-й жилой группы п. Гумбейский (газовое сети п. Гумбейский АОЗТ "Агаповское");
11) надземный и подземный газопроводы низкого давления по ул. Рабочая, Пионерская в п. Агаповка Агаповского района;
12) надземный, подземный и внутриквартальные газопроводы к жилым домам 6-10 групп в п. Янгельский ООО СХН "Искра" Агаповского района;
13) подземный, наземный внутриквартальный газопровод к п. Зингейка ЗАО "Зингейское" Агаповского района.
Право собственности Челябинской области на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано, в связи с отсутствием средств на проведение кадастровых работ.
Указанные объекты недвижимости предоставлены в аренду ОАО "Газпром газораспределение Челябинск по договору от 01.01.2009 N ДАГ-0043-09/146-р.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Челябинским УФАС России рассмотрено дело N 01-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в принятии решения о предоставлении муниципального имущества без проведения торгов, Управлением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившемся в заключении договора аренду N 11/10/13-аг от 20.11.2013 без проведения торгов.
Из пояснений Администрации, Управления и ЗАО "Магнитогорскгазстрой" по делу N 01-07/14 следовало, что объекты газоснабжений по договору N 11/10/13-аг от 20.11.2013 Обществу предоставлены на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, протокола от 07.11.2013 рабочей комиссии для определения технологических присоединений сетей газоснабжения, принадлежащих Администрации Агаповского муниципального района.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из пункта 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Распоряжением Администрации Агаповского муниципального района N 330-1 от 05.11.2013 принято решение о создании рабочей комиссии для определения технологических присоединений сетей газоснабжения, принадлежащих Администрации Агаповского муниципального района, к сетям газоснабжения, принадлежащим ЗАО "Магнитогорскгазстрой", а также установления технологической связи указанных сетей в составе представителей Управления, заместителя главы района по строительству, ЖКХ, ТС и Э, главного инженера и заместителя главного инженера ЗАО "Магнитогорскгазстрой" (далее - рабочая комиссия).
Согласно протоколу заседания рабочей комиссии от 07.11.2013 на основании Схем газопроводов Агаповского муниципального района, а также результатов визуального осмотра мест технологического присоединения газопроводов Администрации Агаповского муниципального района к сетям ЗАО "Магнитогорскгазстрой", члены рабочей комиссии пришли к заключению, что газопроводы, принадлежащие ЗАО "Магнитогорскгазстрой" и Администрации Агаповского муниципального района, составляют комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставки газа и оказания услуг в сфере газоснабжения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам объектов капитального строительства.
Таким образом, определение технологических присоединений и установление технологической связи газораспределительных сетей Агаповского муниципального района проведено без привлечения иных хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", при условии наличия у иных хозяйствующих субъектов прав владения и пользования газораспределительными сетями на территории Агаповского муниципального района. Так, Челябинским УФАС России установлено, что во владении и пользовании ОАО "Газпром Газораспределение Челябинск" находятся объекты газоснабжения, которые технологически связанны с объектами газоснабжения, переданными Управлением в пользование ЗАО "Магнитогорскгазстрой".
Указанное свидетельствует о наличии прав владения и пользования ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" объектами газоснабжения на территории Агаповского муниципального района, и, соответственно, о наличии иной организации, которая может претендовать на получение имущества в пользование.
В ходе рассмотрения дела N 01-07/14 антимонопольным органом установлено, что на основании договора аренды имущества N 20/11-аг от 29.12.2011, заключенного с ООО "Магнитогорскмежрайгаз", во владении и пользовании ЗАО "Магнитогорскгазстрой" находятся объекты газоснабжения, расположенные на территории поселков Горный, Агаповка, Первомайский.
Согласно информации, представленной Уральским управлением Ростехнадзора, газопроводы, расположенные на территории Агаповского муниципального района, имеют независимые источники газораспределения, функционирование семи сетей газоснабжения сельских поселений Агаповского муниципального района осуществляется самостоятельно.
Информация, представленная Уральским управлением Ростехнадзора, свидетельствует о наличии технологических присоединений части сети, переданной Администрацией Агаповского муниципального района по договору N 11/10/13-аг от 20.11.2013, и сетей, принадлежащих ЗАО "Магнитогорскгазстрой" по договору N 20/11-аг аренды имущества от 29.12.2011, в отношении двух объектов - ГРС Агапово, ГРС п. Первомайский.
У ЗАО "Магнитогорскгазстрой" до 20.11.2013 отсутствовали права владения и пользования газораспределительными сетями в отношении каждой из семи обособленных газораспределительных сетей на территории Агаповского муниципального района (за исключение поселков Агаповка, Наваринка), в связи с чем отсутствовали правовые основания предоставления в аренду объектов газоснабжения по договору N 11/10/13-аг от 20.11.2013 Обществу предоставлены на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Решение по делу N 01-07/14 оглашено 01 июля 2014 года, изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года (исх. N 10772/07 от 15.07.2014). На основании решения по делу N 01-07/14 Челябинским УФАС России выдано предписание, содержащее перечень действий подлежащих выполнению, в том числе направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района по истечении срока действия договора аренды N 11/10/13-аг от 20.11.2013 принять меры по возврату муниципального имущества, переданного ЗАО "Магнитогорскгазстрой", в муниципальную собственность посредством подписания акта приема-передачи имущества, а также по истечении срока действия договора аренды N 11/10/13-аг от 20.11.2013 обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов газоснабжения.
- Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов газоснабжения и в качестве доказательства исполнения предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 20 декабря 2014 года сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество - объекты газоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов.
Статьей 52 Закона о защите конкуренции установлено, что решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Администрацией решение и предписание по делу N 01-07/14 обжалованы 15.10.2015 в Арбитражный суд Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2015 (изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года) по делу N А76-25716/2014 суд отказал в удовлетворении требований Администрации о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15.07.2014 по делу N 01-07/14.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7065/2015 от 06.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба Администрации - без удовлетворения.
21.10.2014 Управлением и ЗАО "Магнитогорскгазстрой" заключено соглашение о прекращении действия договора аренды N 11/10/13-аг от 20.11.2013 и объекты газоснабжения переданы в муниципальную казну по акту приема-передачи, Администрацией согласно Постановлению N 1655 от 21.10.2014 Администрацией принято решение:
- Управлению предоставить в аренду газораспределительные сети и сооружения на них (далее - объекты газоснабжения), сроком на 11 месяцев с 22.10.2014 ЗАО "Магнитогорскгазстрой";
- ЗАО "Магнитогорскгазстрой" принять объекты газоснабжения и заключить договор аренды с Управлением.
22.10.2014 Управлением и ЗАО "Магнитогорскгазстрой" заключен договор аренды муниципального имущества N 7/25/14-аг от 22.10.2014, предметом которого является газораспределительные сети (общей протяженностью 217 088,03 м, 283 объектов, далее - объекты газоснабжения) сроком на 11 месяцев (с 22.10.2014 по 22.09.2015).
Торги по продаже права на заключение договора аренды указанного муниципального имущества не проводились.
261 объект газоснабжения, в том числе газопровод общей протяженностью 182 188,43 м, ранее переданные по договору N N 11/10/13-аг от 20.11.2013, включены в перечень имущества (283 объекта газоснабжения, в том числе газопровод общей протяженностью 217 088,03 м), переданного по договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014.
Администрацией, Управлением, Обществом представлены пояснения, согласно которым основанием для принятия решения о предоставлении объектов газоснабжения и заключения договора аренды без проведения торгов является пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку газораспределительная сеть и сооружения на ней являются частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ЗАО "Магнитогорскгазстрой". В подтверждение вышеуказанного Администрацией представлена схема газопроводов Агаповского района, протокол заседания рабочей комиссии от 07.11.2013.
Документов, подтверждающих наличие технологических присоединений газораспределительных сетей, расположенных на территории Агаповского муниципального района и принадлежащих ЗАО "Магнитогорскгазстрой", к семи газораспределительным сетям, переданным по договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014, а также их технологической связи части сети и сети, Администрацией, Управлением, Обществом не представлено.
На основании вышеизложенного не может быть принято во внимание указание ответчиков о предоставлении муниципального имущества на основании пункта 8 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и протоколу заседания рабочей комиссии от 07.11.2013.
Из материалов дела N 11-07/15 следует, что фактически по истечении срока действия договора N 11/10/13-аг от 20.11.2013, при наличии решения по делу N 01-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства и при отсутствии вступившего в законную силу решения по делу А76-25716/2014 о признании его недействительным Администрация принимает правовой акт о предоставлении объектов газоснабжения ЗАО "Магнитогорскгазстрой", Управление и Общество повторно заключают договор аренды объектов газоснабжения без проведения торгов.
Таким образом, Администрацией, Управлением при наличии информации об отсутствии оснований для заключения договора аренды объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района в порядке пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не приняты меры по предоставлению муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, например, посредством организации и проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, предоставления муниципального имущества в порядке пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и т.д.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.
Действия Администрации по принятию Постановления N 1655 от 21.10.2014 о предоставлении ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в аренду газораспределительных сетей и сооружений на них без проведения торгов, могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности ЗАО "Магнитогорскгазстрой", что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заключение договора аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014, в соответствии с которым ЗАО "Магнитогорскгазстрой" переданы объекты газоснабжения на территории Агаповского муниципального района, создает преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием указанного имущества указанному хозяйствующему субъекту, создает ограничения для доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, и нарушает положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной статьи.
Заключение договора аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014 без проведения конкурентных процедур и с нарушением требований антимонопольного законодательства при наличии информации об отсутствии оснований для заключения договора аренды объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района в порядке пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции обеспечивает возможность для конкретного хозяйствующего субъекта - ЗАО "Магнитогорскгазстрой" осуществлять деятельность с использованием указанного имущества и свидетельствует о взаимной заинтересованности сторон в возникновении и продолжении такого соглашения.
Указание Управления о заключении договора аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014 в соответствии с Постановлением Администрации N 1655 от 21.10.2014 не может быть принято во внимание по следующим основаниям.
Постановлением Главы Агаповского муниципального района от 21.06.2004 N 429 утверждено Положение об Управлении (далее - Положение об Управлении), согласно которому Управление является органом местного самоуправления с правом юридического лица. Положение об Управлении установлено, что Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами РФ и Челябинской области, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и Челябинской области, другими нормативными правовыми актами РФ и Челябинской области (пункт 1.2).
Управление является уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, включая земельные ресурсы (пункта 1.3).
Разделом 2 Положения об Управлении определены функции Управления, согласно которым Управление, в том числе:
- выступает арендодателем при предоставлении в аренду муниципального имущества, в том числе земельных участков (пункт 2.13).
В соответствии с пунктом 3.1.2 Управление имеет исключительное право заключать договоры аренды муниципального имущества.
С учетом указанного, Управление, осуществляя полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, обязано принимать в пределах своей компетенции меры по соблюдению порядка его предоставления с соблюдением действующего законодательства и устранению их нарушений, в том числе посредством заключения договора аренды в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. Однако Управлением, в том числе при наличии информации об отсутствии оснований для заключения договора аренды объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района в порядке пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, с учетом наличия решения по делу N 01-07/174 о нарушении антимонопольного законодательства при отсутствии судебных актов, указывающих на недействительность ненормативных актов антимонопольного органа, не приняты меры по соблюдению порядка предоставления объектов газоснабжения с соблюдением действующего законодательства и заключен договор N 7/25/14-аг от 22.10.2014 с ЗАО "Магнитогорскгазстрой" с нарушением требования антимонопольного законодательства.
В свою очередь, ЗАО "Магнитогорскгазстрой" направлены письма (исх. N 1218 от 15.10.2014/вх. N 4278/2 от 17.10.2014, исх. N 1233 от 17.10.2014/ вх. Администрации N 4278/1 от 17.10.2014, вх. Управления N 1809/01 от 17.10.2014), в которых Общество просит рассмотреть вопрос о передаче ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в аренду сети газоснабжения Агаповского района путем заключения договора аренды муниципального имущества на новый срок.
При этом не предприняты действия по отказу от заключения договора N 7/25/14-аг от 22.10.2014, заключаемого с нарушением требований антимонопольного законодательства. Обществом при заключении указанного договора должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, учитывая, что ЗАО "Магнитогорскгазстрой" является профессиональным участником рынка и должно знать требования Закона о защите конкуренции. Более того, Общество располагало сведениями о принятом Челябинским УФАС России решении по делу N 01-07/14.
Напротив, указанная переписка свидетельствует о заинтересованности ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в получении объектов газоснабжения в пользование посредством продления договорных отношений с Администрацией, как лицом, принимающим муниципальные правовые акты по вопросу владения (пользования) муниципальным имуществом, и Управлением, осуществляющим заключение соответствующих договоров.
Совокупность таких факторов, как заключение Управлением и ЗАО "Магнитогорскгазстрой" договора аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014 без проведения торгов и передачи объектов газоснабжения по акту приема-передачи, создает Обществу преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием указанного имущества, создает препятствия иным хозяйствующим субъектам в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере газоснабжения на территории Агаповского муниципального района Челябинской области с использованием указанного имущества, их результатом могло явиться ограничение доступа на данный товарный рынок иным организациям, недопущение, ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке, в связи с чем указанный договор, заключенный Управлением и ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в нарушение требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов, является антиконкурентном соглашением и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 4 указанной статьи.
2. Согласно договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014 ЗАО "Магнитогорскгазстрой" сроком на 11 месяцев в пользование переданы объекты газоснабжения, в том числе на территории села Агаповка, поселков Наровчатка, Буранный, Приморский, Желтинский, Аблязово, Магнитный, Кировский, Чернигорвский, Горный, Светлогорский, Гумбейский, Первомайский, Наваринка, Янгельский, Озерный.
Указанные объекты газоснабжения включены в реестр муниципальной собственности (выписка из реестра муниципальной собственности Агаповского муниципального района N 170 от 20.05.2015).
Управлением представлены 19 копий свидетельств о государственной регистрации права собственности "Муниципального образования - Агаповский муниципальный район".
В отношении остальных объектов газоснабжения, являющихся предметом договора аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014 с ЗАО "Магнитогорскгазстрой", документов, подтверждающих право муниципальной собственности Агаповского муниципального района, не представлено.
Согласно пункту 2.2 Положения об Управлении по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы Агаповского муниципального района от 21.06.2004 N 429, на Управление возложены функции оформления в установленном порядке приема и передачи объектов, находящихся на территории муниципального района в муниципальную собственность.
Документов, подтверждающих право собственности на объекты газоснабжения (за вышеуказанным исключением), переданных по договору аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014, в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, в том числе его возникновение, Администрацией не представлено.
Реализация Администрацией, Управлением прав владения, распоряжения имуществом, переданным по договору аренды 7/25/14-аг от 22.10.2014, не соответствует положениям Решения Собрания депутатов Агаповского муниципального района от 31.03.2009 N 665 (далее - Решение), согласно которому приобретение имущества в муниципальную собственность завершается регистрацией права собственности на приобретаемое имущество в органах, осуществляющих государственную регистрацию объектов движимого и недвижимого имущества и включением его в реестр муниципальной собственности Агаповского муниципального района (пункт 4.2 Решения).
Внесение в реестр не является основанием возникновения права собственности на указанное муниципальное имущество, поскольку согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение подлежит государственной регистрации, соответственно и право собственности на недвижимое имущество возникает с момента такой регистрации.
В связи с чем, у Администрации, Управления отсутствовали правовые основания для заключения договора аренды 7/25/14-аг от 22.10.2014 с ЗАО "Магнитогорскгазстрой", на объекты газоснабжения, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке.
Таким образом, Администрацией, Управлением переданы объекты газоснабжения, указанные в приложении N 1 к договору 7/25/14-аг от 22.10.2014, которые не являются муниципальным имуществом, что не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться, в том числе вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном указанной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 5 Закона Челябинской области от 29.11.2007 N221-ЗО "О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами" установлено, что момент возникновения у муниципального образования, принявшего имущество, права собственности на переданное имущество устанавливается законом Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В материалы дела представлены соглашения о передаче муниципальным районом сельским поселения полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, заключенные Администрацией Агаповского муниципального района заключены с Администрациями Агаповского, Желтинского, Буранного, Приморского, Черниговского, Светлогорского, Магнитного, Первомайского, Наровчатского, Янгельского сельских поселений Агаповского муниципального района.
Таким образом, организация в границах сельских поселений Агаповского муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложена на Администрации сельских поселений Агаповского муниципального района.
Из письменных пояснений Администрации следует, что процедура разграничения и передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным районом и сельскими поселениями в отношении объектов газоснабжения на территории Агаповского муниципального района не проводилась.
С учетом изложенных обстоятельств следует, что до принятия Закона Челябинской области, регулирующего момент возникновения права собственности на муниципальное имущество, то есть до разграничения муниципальной собственности между муниципальным районом и сельскими поселениями, при отсутствии государственной регистрации прав собственности на часть муниципального имущества, в том числе в порядке постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, являющегося предметом договора аренды N 7/25/14-аг от 22.10.2014, Администрация, Управление не вправе им распоряжаться.
Таким образом, действия Администрации Агаповского муниципального района в части распоряжения имуществом, которое не является собственностью муниципального образования, бездействия Администраций муниципального района и сельских поселений по неосуществлению процедуры разграничения имущества между муниципальным районом и поселениями, а также оформлению сельскими поселениями прав владения в отношении объектов газоснабжения не соответствуют требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, Челябинским УФАС России принято решение о направлении материалов дела в Прокуратуру Челябинской области для рассмотрения вопроса о неправомерном бездействии Администрации Агаповского муниципального района, выразившимся неосуществлении передачи имущества, необходимого для организации газоснабжения населения сельских поселений, Администрациям сельских поселений Агаповского муниципального района для решения вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по принятию Постановления N 1655 от 21.10.2014 о предоставлении ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в аренду объектов газоснабжения (муниципального имущества) с нарушением требований действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности хозяйствующему субъекту.
2. Признать договор N 7/25/14-аг от 22.10.2014, заключенный с нарушением антимонопольного законодательства, соглашением, нарушающим требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 названной нормы.
3. Выдать Администрации Агаповского муниципального района предписание о принятии решения об отмене Постановления N 1655 от 21.10.2014, а также совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района, ЗАО "Магнитогорскагазстрой" предписания о прекращении антиконкурентного соглашения.
5. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
6. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.>"
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 11-07/14
03 августа 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"<>" |
- |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
"<>"
|
-
|
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
"<>" |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 03 августа 2015 года по делу N 11-07/14 о нарушении Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района и Закрытым акционерным обществом "Магнитогорскгазстрой" статьи 16 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в срок до 01 сентября 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии Постановления N 1655 от 21.10.2014, путем его отмены.
2. Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов газоснабжения.
3. Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в срок до 12.10.2015 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (надлежаще заверенные копии принятых актов об отмене Постановления Администрации N 1655 от 21.10.2014).
4. Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в качестве доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 10 декабря 2015 года сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество - объекты газоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов газоснабжения.
Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 11-07/15
03 августа 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"<>" |
- |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
"<>"
|
-
|
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
"<>" |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 03 августа 2015 года по делу N 11-07/14 о нарушении Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района и Закрытым акционерным обществом "Магнитогорскгазстрой" (далее - ЗАО "Магнитогорскгазстрой") статьи 16 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района в срок до 01 сентября 2015 года прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем прекращения соглашения, противоречащего статьи 16 Закона о защите конкуренции, заключенного между Управлением и ЗАО "Магнитогорскгазстрой", а также принять меры по возврату муниципального имущества, переданного Обществу по договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014, в муниципальную казну посредством подписания акта приема-передачи имущества с ЗАО "Магнитогорскгазстрой".
2. Управлению по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района в качестве доказательств исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 15 сентября 2015 года надлежаще заверенные копии подписанных актов приема-передачи имущества, переданного ЗАО "Магнитогорскгазстрой" по договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014, а также соглашения о прекращении антиконкурентного соглашения N 7/25/14-аг от 22.10.2014.
Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 11-07/15
03 августа 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
"<>" |
- |
руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
"<>"
|
-
|
начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
"<>" |
- |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 03 августа 2015 года по делу N 11-07/14 о нарушении Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управлением по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района и Закрытым акционерным обществом "Магнитогорскгазстрой" (далее - ЗАО "Магнитогорскгазстрой") статьи 16 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в срок до 01 сентября 2015 года прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем прекращения соглашения, противоречащего статьи 16 Закона о защите конкуренции, заключенного между Управлением и ЗАО "Магнитогорскгазстрой", а также принять меры по возврату муниципального имущества, переданного Обществу по договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014, в муниципальную казну посредством подписания акта приема-передачи имущества с ЗАО "Магнитогорскгазстрой".
2. ЗАО "Магнитогорскгазстрой" в качестве доказательств исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России в срок до 15 сентября 2015 года надлежаще заверенные копии подписанных актов приема-передачи имущества, переданного ЗАО "Магнитогорскгазстрой" по договору N 7/25/14-аг от 22.10.2014, а также соглашения о прекращении антиконкурентного соглашения N 7/25/14-аг от 22.10.2014.
Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 августа 2015 г. N 11-07/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016