Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 5 августа 2015 г. N 03-03/24-2015
Резолютивная часть решения оглашена "24" июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "05" августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > рассмотрев дело N 03-03/24-2015 по признакам нарушения Собранием представителей муниципального образования Одоевский район (301 440, Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. Льва Толстого, д.3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения настоящего дела явились материалы проверки соблюдения Собранием представителей муниципального образования Одоевский район и иными осуществляющими функции указанного органа органами или организациями антимонопольного законодательства.
Инспекцией Тульского УФАС России было выявлено Положение о регулировании отдельных земельных отношений на территории муниципального образования Одоевский район (далее - Положение), утвержденное решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район от 23.11.2010 N 16-201.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Глава 8 Положения "Порядок предоставления земельных участков под объекты временного назначения" (далее - Порядок) определяет порядок предоставления земельных участков под объекты временного назначения.
В частности, пункты 8.1, 8.2 Порядка указывают, что физическое или юридическое лицо подает заявление в администрацию муниципального образования Одоевский район о намерении разместить объект временного назначения, в котором указываются следующие данные:
1) реквизиты и адрес заявителя;
2) назначение объекта;
3) предполагаемое место его размещения;
4) обоснование примерного размера земельного участка;
5) испрашиваемое право на земельный участок, сроки пользования испрашиваемым участком.
К заявлению прилагается технико-экономическое обоснование размещения объекта временного назначения (эскизный проект).
В соответствии с пунктом 8.5 главы 8 Порядка в случае принятия комиссией решения, разрешающего размещение объектов временного назначения, заявитель посредством специализированной организации оформляет землеустроительное дело (материалы предварительного согласования места размещения объекта, межевое дело, описание границ).
Согласно пункту 8.6 главы 8 Порядка земельный участок под объектами временного назначения предоставляется в аренду с максимальным сроком до одного года (до 360 дней) с правом пролонгации (продления) при условии надлежащего исполнения договора аренды.
Пунктом 8.7 главы 8 Порядка предусмотрено, что в случае одновременной подачи двух и более заявлений на установку (строительство) аналогичных объектов Комитетом готовятся соответствующие документы, необходимые для проведения торгов по продаже права краткосрочной аренды земельного участка.
Пунктом 8.8 главы 8 Порядка разрешается пролонгация (продление) договора аренды согласно условиям договора.
До 1 марта 2015 года Земельным кодексом был определен закрытый перечень оснований (целей) предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно - для целей строительства; жилищного строительства; для целей, не связанных со строительством.
С 1 марта 2015 года в силу вступила статья 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 которой устанавливает случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, а именно:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно части 1 статьи 39.34 Земельного Кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2,3 Правил заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в котором должны быть указаны:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность - в случае, если заявление подается физическим лицом;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
е) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;
ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 Правил установлено, что к заявлению прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
б) схема границ, предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).
Пункт 7 Правил указывает, что решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Таким образом, предоставление земельных участков в порядке, установленном главой 8 Положения, не предусмотрено нормами земельного законодательства, влечет за собой возможность предоставления земельного участка с грубыми нарушениями Земельного кодекса Российской Федерации и приводит и/или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Изменение норм, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации, нормативным правовым актом Собрания представителей муниципального образования Одоевский район выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления, влечет за собой предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ по доступу к отдельным земельным участкам и ставит в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действие (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
До вынесения решения Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области Собранием представителей муниципального образования Одоевский район была представлена копия решения от 30.06.2015 N 11-81 "О признании утратившими силу решений Собрания представителей муниципального образования Одоевский район" с приложением, согласно которому решение Собрания представителей муниципального образования Одоевский район от 23.11.2010 N 16-201 "Об утверждении Положения "О регулировании отдельных земельных отношений на территории муниципального образования Одоевский район" признано утратившим силу.
Оценив доказательства и доводы, представленные ответчиком по делу и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать Собрание представителей муниципального образования Одоевский район нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Прекратить рассмотрение дела N 03-03/24-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Собрания представителей муниципального образования Одоевский район в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания представителей муниципального образования Одоевский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 5 августа 2015 г. N 03-03/24-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016