Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 21 ноября 2011 г. N 03-4542
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и рекламы,
члены Комиссии: <_> <_> главные специалисты-эксперты отдела товарных рынков и рекламы, <_> специалист-эксперт указанного отдела,
рассмотрев дело N Р-24/17 2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе"), возбужденное по фактам: размещения в 2011 году на территории г. Благовещенска Амурской области наружной рекламы "салона красоты Татьяна": "Услуги косметолога", "косметолог",
(существо нарушения с указанием рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
в присутствии представителей:
заявителя - <_> (далее также - Заявитель), место жительства: <_> не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
(наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица и иные сведения о лице; Ф.И.О. представителя)
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП В<_> место нахождения: <_> <_> место жительства: <_> не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
(наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица и иные сведения о лице; Ф.И.О. представителя)
заинтересованного лица - Министерство здравоохранения Амурской области, место нахождения: <_> представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
(наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица и иные сведения о лице; Ф.И.О. представителя)
эксперта - ---, переводчика - --- (Ф.И.О., место жительства эксперта и переводчика) установила:
В Амурское УФАС России прокуратурой г. Благовещенска по подведомственности, для рассмотрения по существу, направлено заявление <_> от <_> о размещении наружной рекламы "салона красоты Татьяна" на стене принадлежащего ему гаража, расположенного в районе улиц 50 лет Октября - Красноармейская - Островского - Горького г. Благовещенска (квартал N 184). Заявитель просил принять меры во исполнение Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения заявления <_> 21 и 22 июля 2011 г. Амурским УФАС России на территории г. Благовещенска Амурской области путем фотографирования зафиксирована (приказ от <_> N <_> "О проведении проверки наружной рекламы на территории г.Благовещенска") указанная заявителем рекламная информация "салона красоты Татьяна", размещенная с использованием рекламных конструкций:
на гараже в районе квартала N 184;
на фасаде бизнес центра "Лемон" по <_>
12.10.2011 Амурским УФАС России по данным фактам возбуждено дело N Р-24/17 2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе") в отношении ИП В<_> (рекламодателя и рекламораспространителя).
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, установлены следующие обстоятельства.
В 2011 г. на территории г. Благовещенска Амурской области, с использованием рекламных конструкций, размещена следующая информация: "Татьяна салон красоты_ Услуги косметолога_", "Татьяна салон красоты_ косметолог_", а именно:
на стене гаража, расположенного возле развлекательного центра "Мега", в районе квартала N 184, границы которого проходят по ул. 50 лет Октября - Красноармейская - Островского - Горького, в том числе по состоянию на 21.07.2011 и 22.07.2011;
на фасаде бизнес центра "Лемон" по <_> в том числе по состоянию на 22.07.2011.
Из письма ИП В<_> (исх. <_> от <_> вх. N <_> от <_>) следует, что вышеназванная информация "салона красоты Татьяна" также распространялась с использованием рекламных конструкций на территории г. Благовещенска Амурского области:
на фасаде здания "Автовокзала" по <_>
на заборе вокруг здания "Автовокзала" в районе <_>
на заборе вокруг здания "Благовещенского центрального рынка" в районе <_>
Вышеуказанная информация, в силу пунктов 1-3 статьи Федерального закона "О рекламе", является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектом рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектами рекламирования в данном случае являются, в том числе медицинские услуги: услуги косметолога/косметолог.
В силу пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе": не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе": реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Работы и услуги, осуществляемые в рамках косметологии (терапевтической и хирургической), в том числе по уходу за кожей лица и тела, являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинским услугам и могут выполняться только на основании лицензии. Показания и противопоказания к различным медицинским услугам определяются лечащим врачом индивидуально. Лицензии на осуществление медицинской деятельности по вышеназванным адресам не предоставлялись (письмо министерства здравоохранения Амурской области от <_> исх. N <_> вх. N <_> от <_>).
ИП В<_> (исх. <_> от <_> вх. N <_> от <_>) в Амурское УФАС России представлен прейскурант на косметические услуги, оказываемые в салоне "Татьяна", в также копии дипломов и свидетельства, на основании которых она осуществляет данные услуги по названным в рекламах адресам: бизнес центр "Лемон" (<_>) и Автовокзал (<_>).
Министерство здравоохранения Амурской области (исх. N <_> от <_> вх. N <_> от <_>), ознакомившись с представленными ИП В<_> копиями прейскуранта, дипломов и свидетельства, сообщило Амурскому УФАС России, что согласно приложению 5 к Приказу Минздрава СССР от 28.12.1982 N 1290 "О мерах по улучшению косметологической помощи населению" (далее - Приказ Минздрава СССР от 28.12.1982 N 1290), медицинская сестра по косметическим процедурам поводит работу под руководством врача. Таким образом, ИП В<_> имея среднее медицинское образование и специальность "фельдшер-лаборант", не может оказывать услуги косметолога, так как не работает под руководством врача. Кроме того, ИП В<_> не имеет свидетельства о повышении квалификации (выдается 1 раз в 5 лет) и сертификата по специальности "медицинская сестра в косметологии", выданного учреждением среднего медицинского образования. Предоставленных диплома <_> и свидетельства <_> полученных в <_> году, не достаточно для осуществления работ по сестринскому делу в косметологии. Манипуляции сестринского ухода указаны в приказе Минздрава России от 10.04.2011 N113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги". Показания и противопоказания к различным медицинским косметологическим услугам определяются лечащим врачом индивидуально.
Перечень работ и услуг, осуществляемых в рамках косметологии и подлежащих лицензированию в рамках медицинской деятельности, регламентирован: приказом Минздрава СССР от 28.12.1982 N 1290, приказами Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" и от 16.07.2001 N 269 "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав".
Так, с соответствии с пунктом 3 приложения 5 к Приказу Минздрава СССР от 28.12.1982 N 1290, медицинской сестрой по косметическим процедурам обеспечивается проведение косметических процедур: все виды массажа лица и волосистой части головы, чистку кожи лица, глубокое и медленное шелушение кожи лица, наложение на лицо всех видов масок, грима, втирание лекарственных средств в кожу головы, электроэпиляцию и др.
Согласно "Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении", утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004, к медицинским услугам относятся: прокол мочек ушей, пирсинг, пилинг-массаж, массаж лица, проведение эпиляции, дермапигментация (перманентный татуаж).
В силу пунктов 6.4 и 6.4.1. ГОСТа Р51142-98 "Услуги парикмахерских", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 02.03.1998 N 31: при оказании услуг по уходу за кожей лица и тела необходимо соблюдать дополнительные требования, а именно: исполнители услуг должны иметь наряду со специальным профессиональным и медицинское образование не ниже среднего.
То есть, в данной рекламе рекламируются медицинские услуги ("услуги косметолога", "косметолог"), на оказание которых на территории г. Благовещенска Амурской области (по указанным в рекламах адресам) у ИП В<_> отсутствуют лицензия и иные специальные разрешения и данная реклама медицинских услуг не сопровождается предупреждениями о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.
Следовательно, вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является ненадлежащей.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 и частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ИП В<_> (ОГРНИП<_> ИНН<_> место нахождения: <_> <_> место жительства: <_>) - продавец товара, лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы, а также осуществившее распространение рекламы с использованием рекламных конструкций по вышеназванным адресам на территории г. Благовещенска Амурской области.
Согласно копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <_> N <_> ИП В<_> имеет статус действующего индивидуального предпринимателя, имеет право осуществлять основной вид экономической деятельности: код ОКВЭД 93.02, наименование ОКВЭД - предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.
Помещения по вышеназванным адресам размещения "салона красоты Татьяна" ИП В<_> арендует у ИН Р<_> (копии договоров аренда от <_> акты сдачи-приемки арендованного имущества от <_> соглашения о продлении договора аренды от <_>).
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя и рекламораспространителя ИП В<_> произошло распространение на территории г. Благовещенска Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы медицинских услуг, не соответствующей требованиям пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия Амурского УФАС России считает, что ИП В<_> являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имела возможность указывать в рекламе только те услуги, на осуществление которых на территории г. Благовещенска Амурской области выданы лицензии и иные специальные разрешения, сопровождать рекламу предупреждающими надписями необходимого размера, что исключило бы нарушение требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", однако не предприняла для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлены факты нарушения ИП В<_> (рекламодателем и рекламораспространителем) требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частей 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ИП В<_> (рекламодателю и рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе"): о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы "салона красоты Татьяна" ("_Услуги косметолога_", "_косметолог_") - рекламы медицинских услуг, на осуществление которых на территории г. Благовещенска Амурской области (по указанным в рекламах адресам) отсутствуют лицензии и иные специальные разрешения, и без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов установленного размера, не соответствующей требованиям пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <_> немедленно по окончании рассмотрения дела - 10.11.2011.
(излагаются описательная и мотивировочная часть решения в соответствии с п.п. 40, 41,47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ИП Виноградовой Татьяны Николаевны:
"Татьяна салон красоты_ Услуги косметолога_", "Татьяна салон красоты_ косметолог_",
распространённую в 2011 г. на территории г. Благовещенска Амурской области, с использованием рекламных конструкций, а именно:
на стене гаража, расположенного возле развлекательного центра "Мега", в районе квартала N 184, границы которого проходят по ул. 50 лет Октября - Красноармейская - Островского - Горького, в том числе по состоянию на <_> и <_>
на фасаде бизнес центра "Лемон" по <_> в том числе по состоянию на <_>
на фасаде здания "Автовокзала" по <_>
на заборе вокруг здания "Автовокзала" в районе <_>
на заборе вокруг здания "Благовещенского центрального рынка" в районе <_>
(описание рекламы)
поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ИП В<_> (рекламодателю и рекламораспространителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "21" ноября 2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________________________ <_>
Члены Комиссии: ____________________________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 21 ноября 2011 г. N 03-4542
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016