Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 05-04/7738 (опубликовано 23 ноября 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. -руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Алексеевой А.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля
органов власти и по борьбе с картелями;
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля
органов власти и по борьбе с картелями;
в присутствии ответчика Администрации г. Чебоксары:
-Сорокиной Е. А. (по доверенности);
в отсутствии надлежащим образом извещенного заявителя НП "Союза перевозчиков", ПК "ЧПАП N2", ответчика - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" (далее - ГУП ЧР "Чувашавтотранс")
рассмотрев дело N 46-АМЗ-2011, возбужденное в отношении Кабинета Министра Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело N47-АМЗ-2011, возбужденное возбужденное в отношении Министерства градостроительство и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Чувашское УФАС России 04.02.2011 поступило обращение от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (вх.04.02.2011 N 06-05/657) на действия администрации г. Чебоксары в части создания преимущественного положения на рынке осуществления пассажирских перевозок, путем предоставления права перевозок автомобильным транспортом ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" без проведения конкурсных процедур.
07.02.2011 в Чувашское УФАС России поступило заявление от Производственного кооператива "Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (вх. 07.02.2011 N 06-05/742), который указывает на те же факты.
Заявители утверждают следующее.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 2006 N 314 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров" Минстроем Чувашии сформирован Перечень маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан, утвержденный приказом Минстроя Чувашии от 02.09.2009 N 04-13/390.
Перевозчики (ГУП ЧР "Чувашавтотранс", его филиалы) были включены в данный перечень приказом Минстроя без проведения конкурсной процедуры.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.
1. В соответствии с Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республики" (далее - Закон N 48) к полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики относится утверждение порядка возмещения из республиканского бюджета Чувашской Республики расходов организациям, непосредственно осуществляемым перевозку автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок пассажиров, имеющих право льготного проезда и по утвержденным тарифам, установленным ниже себестоимости перевозки.
В соответствии со статьей 9 Закона N 48, до внесения изменений в него Законом Чувашской Республики от 13 сентября 2011 г. N 56 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" государственный заказ на пассажирские перевозки автомобильным транспортом размещается в порядке Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказа) при этом объем государственного заказа на пассажирские перевозки обеспечивается размером финансовых средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики.
Статьей 9 Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 49 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями в случаях, порядке, размерах и на условиях, установленных настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики на возмещение части затрат организаций автомобильного и городского электрического транспорта на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Чувашской Республики.
В силу того, что бюджет Чувашкой Республики предусматривает выделение средств на возмещение части затрат организаций автомобильного и городского электрического транспорта на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, и установлено, что порядок, размер и условия такого представления устанавливается именно нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики, принятие Правил, регулирующих данную процедуру является обязанностью Кабинета Министров Чувашской Республики.
Постановлением от 15.12.2006 N314 Кабинет Министров Чувашской Республики определяет Минстрою Чувашии утвердить: перечень маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан.
Во исполнение данного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики Минстрой Чувашии приказом N04-13/390 от 02.09.2009 утвержден Перечень маршрутов при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан, согласно которому такие перевозки осуществляет только ГУП ЧР "Чувашавтотранс".
Во исполнение статьи 9 указанного закона Кабинетом Министров Чувашской Республики постановлением от 23 декабря 2008 г. N 392 утверждены Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Чувашской Республики.
Статьей 22 Закона Чувашской Республики от 7 декабря 2009 г. N 71 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" прямо предусмотрено выделение субсидии государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте. Во исполнение данной нормы постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N443 28.12.2009 утверждены правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям автомобильного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Кабинета Министров Чувашской Республики нарушения требований статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Закон N48 регулирует правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике" Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики определено организатором-заказчиком пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Закон N48 устанавливает, что уполномоченный орган:
-определяет объем заказа, в том числе государственного заказа, на регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом;
-размещает государственный заказ на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также организует осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах сверх государственного заказа;
-заключает с перевозчиками государственные контракты на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах на основе государственного заказа, размещенного в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах сверх государственного заказа;
Положением о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 N231 определено, что основными задачами Министерства является развитие конкуренции среди организаций, занятых в сфере транспорта. Одними их основных функций являются:
-выступает государственным заказчиком по выполнению мероприятий адресных инвестиционных программ в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом, по разработке схем транспортной инфраструктуры Чувашской Республики;
-выступает организатором открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.
Таким образом, Минстрой Чувашии является государственным заказчиком на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах организуемых в рамках государственного заказа.
Статьей 9 Закона N48, до внесения изменений в него Законом Чувашской Республики от 13 сентября 2011 г. N 56 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" устанавливает, что государственный заказ на пассажирские перевозки автомобильным транспортом размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2006 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Объем государственного заказа на пассажирские перевозки автомобильным транспортом обеспечивается размером финансовых средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2006 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Пунктами 5.2 и 5.3 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N96 от 15.04.2005, установлено, что реализация прав отдельных категорий граждан на льготный или бесплатный проезд общественным транспортом, вопросы компенсации затрат перевозчиков на перевозку льготных категорий пассажиров регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Размер и условия компенсации перевозчикам их затрат по перевозке льготных категорий пассажиров определяются в порядке, установленном действующим законодательством, и оформляются договором между уполномоченным органом и перевозчиком.
Таким образом, выделение средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Чувашской Республики является государственными нуждами и их выделение должно производиться в соответствии с требования законодательства о размещении заказов, т.е. по средством проведения открытых торгов.
Постановлением от 15.12.2006 N314 Кабинет Министров Чувашской Республики определяет Минстрою Чувашии утвердить: перечень маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан.
Как установлено ранее постановлением от 23 декабря 2008 г. N 392 Кабинетом Министров Чувашской Республики утверждены Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Чувашской Республики.
Во исполнение данных Правил 06 марта 2009 Минстрой Чувашии и ГУП ЧР "Чувашавтотранс" заключили соглашение N20-32/11, согласно которому ГУП ЧР "Чувашавтотранс" получает средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Чувашской Республики в 2009 году в размере 45 000 000 рублей.
Минстрой Чувашии приказом N04-13/390 от 02.09.2009 утвердил Перечень маршрутов при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан, согласно которому такие перевозки осуществляет только ГУП ЧР "Чувашавтотранс".
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2006 N314 и приказа Минстроя ЧувашииN04-13/390 от 02.09.2009 Минстрой Чувашии и ГУП ЧР "Чувашавтотранс" заключили соглашение N2/1, согласно которому ГУП ЧР "Чувашавтотранс" получает средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Чувашской Республики в 2010 году в размере 86 500 000 рублей.
Открытый конкурс на определение перевозчика, осуществляющего перевозку отдельных категорий граждан по льготным билетам Минстроем Чувашии, которому выделяются средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан не проводился.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, Минстрой Чувашии принял приказ N04-13/390 от 02.09.2009, согласно которому ГУП ЧР "Чувашавтотранс" является единственным хозяйствующим субъектом осуществляющим пассажирские перевозки по утвержденным маршрутам льготной категории граждан при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан, без проведения торгов, и тем самым исключив конкуренцию между хозяйствующими субъектами за право получения указанных средств, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Установив в приказе N04-13/390 от 02.09.2009 только ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстрой Чувашии предоставил ему более выгодные условия деятельности на рынке осуществления пассажирских перевозок по сравнению и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке, что доказывает предоставление ГУП ЧР "Чувашавтотранс" государственной преференции.
Статьей 20 Закона о защите конкуренции установлен порядок предоставления государственной или муниципальной преференции, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Минстрой Чувашии в антимонопольный орган с заявлением о предоставлении ГУП ЧР "Чувашавтотранс" государственной преференции не обращался, что является нарушением статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Законом Чувашской Республики от 13 сентября 2011 г. N 56 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" внесено изменение в статью 9 Закона N48. и установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки автомобильным транспортом размещается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с законодательством РФ и Законом N48 предусмотрен только конкурсный порядок привлечения перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных автобусных маршрутах на территории Чувашской Республики.
В силу того, что нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Дело возбужденное в отношении Кабинета Министра Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить.
Признать в действиях Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики нарушение части 1 статьи 15, статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии В.А. Борисов
Члены Комиссии: А.В.Алексеева
Н.А. Давыдова
05-04/7739
От 24.11.2011
Предписание
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
по делу N 46-АМЗ-2011
24 ноября 2011 года г. Чебоксары
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Борисова В.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Членов Комиссии:
Алексеевой А.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов;
Давыдовой Н.А.- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения заказов;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения от 24.11.2011 по делу N 46-АМЗ-2011 о нарушении Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики части 1 статьи 15, статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики:
1. Провести конкурс на право осуществления регулярных автомобильных пассажирских перевозок по утвержденным Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики маршрутам для льготных категорий граждан.
2. Об исполнении предписания проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 31 января 2012 года.
Председатель Комиссии В.А.Борисов
Члены Комиссии А.В. Алексеева
Н.А. Давыдова
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05-04/7738 (опубликовано 23 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016