Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 24 ноября 2011 г. N 46
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист- эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова - ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,
Е.А. Бессонова - специалист- эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 46, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Зеленый дом" (юридический адрес: 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, д. 4; ОГРН 1105473004031, ИНН 5408279020) по факту размещения в журнале "ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ" N 4 апрель 2011 г. на стр. 47, а также 08 июля 2011 г. на сайте www.zelenyidom.ru, рекламной информации о коттеджном поселке "Березки", с признаками нарушения:
- п. 2 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе), согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
- п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- ч.6 ст. 28 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений,
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Зеленый дом", "_" (по доверенности), установила:
В ходе проводимого Новосибирским УФАС России наблюдения за соблюдением юридическими лицами требований, установленных Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о рекламе, в процессе осуществления деятельности в сфере рекламы, было установлено следующее.
В журнале "ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ" N 4 апрель 2011 г. на стр. 47 размещена информация следующего содержания:
"13 км от пл. Калинина, направление Мочищенское шоссе_ Основные параметры поселка: - количество домов - 188 - Единый архитектурный проект - Детский сад, магазин, аптека - Спортивная и детская площадка - Охрана, система видеонаблюдения - Организация управляющей компании - Площадь участка 8-11 соток - Площадь дома с гаражом от 200 до 312 кв.м. - Благоустройство территории, ландшафтный дизайн - Коммуникации: центральный водопровод, электричество, природный газ, индивидуальная канализация _ Срок сдачи первой очереди -II квартал 2011 г., второй очереди - IV 2012 г. _ Березки _ коттеджный поселок _ "_" www.zelenyidom.ru".
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация, распространяемая в печатном средстве массовой информации "ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (строящимся объектам недвижимости в пределах коттеджного поселка "Березки"), формирование интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.
Как следует из материалов дела, строительство коттеджного поселка "Березки" осуществляется ООО "Зеленый дом" на основании Разрешения на строительство N 11 от 20.11.2010 г., выданного Администрацией Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области для строительства жилых домов, на земельном участке по адресу: НСО, Новосибирский район, Мочищенский с/с, пос. Озерный, кадастровый номер 54:19:101102:23.
Строительство ведется на земельном участке, переданном МО Мочищенский с/с Новосибирского района НСО ООО "АгроСиб" по договору аренды земельного участка N 134 от 10.02.2006 г.
В свою очередь ООО "АгроСиб" передало все свои права и обязанности индивидуальным предпринимателям Шестак К.А. и Устениной И.Л. по Договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу от 09.04.2010 г.
ИП Шестак К.А. и ИП Устенина И.Л., заключили с ООО "Зеленый дом" Договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу от 15.04.2010 г. на передачу всех своих прав и обязанностей в порядке правопреемства по Договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу от 09.04.2010 г.
Согласно письменным пояснениям ООО "Зеленый дом" (вх. N 5504 от 27.06.2011 г.), документом, на основании которого определены сроки сдачи первой очереди - 2 квартал 2011 г., второй очереди - 4 квартал 2012 г. является Приказ заместителя директора ООО "Зеленый дом" "_" от 27.11.2010 г. за N 64 о выделении первой очереди строительства дома 1-44, 188 по генплану.
В соответствии с п. 2 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, признается недостоверной.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Срок сдачи объекта является характеристикой товара. Однако, поскольку на момент размещения рекламы в журнале "ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ" в апреле 2011 г. срок окончания второго квартала не наступил, установить факт наличия нарушения п.п.2,3 ч.3 ст.5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе не представляется возможным.
Согласно ч.6 ст. 28 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
На официальном сайте ООО "Зеленый дом": www.zelenyidom.ru/, размещена следующая информация: "e-mail: "_" _ Отдел продаж: "_"_ Телефоны "_" / "_"". На странице: http://www.zelenyidom.ru/req приведены реквизиты ООО "Зеленый дом". На странице http://www.zelenyidom.ru/village/berezki/buyhouse, приведены варианты оплаты, а также имеются подразделы "Рассрочка и скидки", "Калькулятор рассрочки", "Банки-партнеры", имеется информация о кредитных программах банков BSVG (ОАО АКБ "РОСБАНК"), ВТБ-24, а также ссылка на официальные сайты указанных кредитных учреждений (Акт проверки сайта от 08.07.2011 г.).
Как следует из материалов дела, деятельность ООО "Зеленый дом" по строительству индивидуальных жилых домов не связана с привлечением денежных средств граждан в соответствии с ФЗ N 214-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Общество не является участником долевого строительства, строительство осуществляется за счет собственных средств силами подрядных организаций.
Также, Общество планирует заключать с покупателями недвижимости предварительные договоры купли-продажи на жилые дома и земельные участки под ними, а также договоры купли-продажи (по мере ввода домов в эксплуатацию).
Согласно пояснениям заместителя директора ООО "Зеленый дом" "_" специальных программ банков-партнеров, указанных на сайте, для приобретения строящихся объектов недвижимости в коттеджном поселке "Березки" не существует, на сайте указываются общедоступные кредитные программы коммерческих банков-партнеров, договорных отношений с указанными банками и ООО "Зеленый дом" не заключены.
Аналогичная информация была представлена ОАО АКБ "РОСБАНК" (вх. N 6344 от 21.07.2011 г.).
Таким образом, факт нарушения ч.6 ст.28 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе материалами дела не подтвердился. Поскольку в данной рекламе не содержится какая-либо информация, указывающая на условия приобретения рекламируемого товара, в том числе путем привлечения ООО "Зеленый дом" денежных средств физических лиц для строительства жилья, а договоры купли-продажи объектов недвижимости заключаются по мере ввода домов в эксплуатацию, следовательно нарушение ч.7 ст.5 Закона о рекламе (не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы) материалами дела не подтверждено.
Актом осмотра сайта от 08 июля 2011 г. на Интернет-сайте www.zelenyidom.ru на странице http://www.zelenyidom.ru/village/berezki/info установлено размещение, в том числе, следующей информации:
"Березки - это первый организованный коттеджный поселок в Новосибирске, имеющий всю необходимую инфраструктуру для спокойной комфортной жизни.
Эта территория относится к поселку Озерный, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства.
Срок сдачи I очереди строительства II квартал 2011 г. _".
Вышеуказанная информация, распространяемая в сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (строящимся объектам недвижимости в пределах коттеджного поселка "Березки"), формирование интереса к нему и его продвижение на рынке, следовательно, является рекламой.
Согласно пояснениям заместителя директора ООО "Зеленый дом" "_" (вх. N 6286) по состоянию на 20.07.2011 г. получены кадастровые паспорта на часть домов, процесс получения кадастровых паспортов на оставшиеся дома продолжается. Также представлен кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 06.07.2011 г.- ул. Кольцевая, участок N 11.
Окончание строительства объекта малоэтажного строительства в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ оформляется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ответу Администрации Мочищенского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (вх. N 7915 от 15.09.2011 г.), разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов в пос. Озерный, ул. Кольцевая, N 1,11,13,3,5,7,9 были выданы 21.07.2011 г.
Заявление директора ООО "Зеленый дом" о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию вышеуказанных индивидуальных жилых домов, вместе с техническими и кадастровыми паспортами домов, подано в Мочищенский сельсовет 20.07.2011 г. (зарегистрировано вх. N 538).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что представленная в рекламе информация о такой характеристике товара, как срок сдачи домов 1 очереди строительства во 2 квартале 2011 г., размещаемой 08.07.2011 г. на странице http://www.zelenyidom.ru/village/berezki/info, не соответствует действительности, тем самым указывает на нарушение п.2 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе.
Размещаемая 08 июля 2011 г. на сайте http://www.zelenyidom.ru/village/berezki/info рекламная информация о коттеджном поселке "Березки": "Срок сдачи I очереди строительства II квартал 2011 г. _", содержала информацию об объектах строительства как о сданных в эксплуатацию (готовых к продаже). При этом, поскольку информация о сроке сдачи домов первой очереди в эксплуатацию являлась недостоверной, что подтверждено материалами дела, потребители на момент размещения рекламы фактически были лишены возможности приобрести готовые объекты в определенном месте. Следовательно, рассматриваемая реклама указывает на нарушение п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушения ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, в соответствии с ч.6 ст.38 Закона, несет рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).
Создание сайта www.zelenyidom.ru, разработка дизайна, верстка страниц, вставка дизайна в систему, осуществлялось ООО "Сибвэйпро" в соответствии с Договором на оказание услуг по созданию дизайна N Z10-NS3 от 31.03.2011 г., заключенного с ООО "Зеленый дом". Согласно п.1.1. данного Договора ООО "Зеленый дом" поручает, а ООО "Сибвэйпро" принимает на себя обязательство выполнить работы в соответствии с техническими характеристиками (приложение N 1 к указанному Договору) и спецификацией (приложение N 2 к указанному Договору). Согласно п.п.2.5, 2.6 данного Договора ООО "Сибвэйпро" передает результаты выполненной работы. Одновременно исходные коды программного обеспечения и файлы дизайна сайта. ООО "Сибвэйпро" передает ООО "Зеленый дом" право собственности на указанное программное обеспечение. Акт сдачи-приемки работ по договору N Z10-NS3 от 31.03.2011 г. сторонами подписан 20.06.2011 г., претензии к качеству и срокам выполненных работ Заказчик (ООО "Зеленый дом") не имеет.
Таким образом, лицом, определившим объект рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы на Интернет-сайте www.zelenyidom.ru, является ООО "Зеленый дом".
На Комиссии представитель ООО "Зеленый дом" не согласилась с наличием нарушения Закона о рекламе, ссылаясь на то, что на официальном сайте ООО "Зеленый дом" www.zelenyidom.ru, по состоянию на 08.07.2011 г., была размещена информация о коттеджном поселке "Березки", в том числе о вводе в эксплуатацию первой очереди строительства - во 2 квартале 2011 г. Информация относительно срока сдачи в эксплуатацию конкретных домов, расположенных в границах данного коттеджного поселка, не размещалась. Таким образом, информация была размещена не о товаре, предназначенном для продажи. Следовательно, нельзя признать ненадлежащей рекламой информацию о сроке сдачи первой очереди строительства, указанную на официальном сайте ООО "Зеленый дом".
Представитель ООО "Зеленый дом" считает, что размещение на официальном сайте ООО "Зеленый дом" (на странице http://www.zelenyidom.ru/village/berezki/info) информации о коттеджном поселке "Березки" носит информационно-справочный характер. Поскольку в Новосибирской области строительство подобных организованных коттеджных поселков является неординарным проектом, в этой связи требуется изучение спроса в данном сегменте рынка недвижимости. Именно для этой цели и была размещена информация о коттеджном поселке.
В настоящее время на сайте имеется прямое указание о том, что "сайт носит информационно-справочный характер и ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой". Распечатка с сайта приобщена к материалам дела.
Указанные доводы не приняты Комиссией поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела. При этом, Комиссия считает, что внесенные изменения на официальном сайте ООО "Зеленый дом": "Планируемый срок сдачи 1 очереди строительства III квартал 2011 года, всего поселка - IV квартал 2011 года. Данный сайт носит информационно-справочный характер и ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой", являются фактом добровольного устранения нарушения законодательства о рекламе, в связи чем выдача предписания ООО "Зеленый дом" о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе представляется нецелесообразной.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещаемую 08 июля 2011 г. в сети Интернет на странице http://www.zelenyidom.ru/village/berezki/info, в том числе следующего содержания:
"Березки - это первый организованный коттеджный поселок в Новосибирске, имеющий всю необходимую инфраструктуру для спокойной комфортной жизни.
Эта территория относится к поселку Озерный, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для жилищного строительства.
Срок сдачи I очереди строительства II квартал 2011 г.", ненадлежащей рекламой, а Общество с ограниченной ответственностью "Зеленый дом" (юридический адрес: 630117, г. Новосибирск, ул. Тимакова, д. 4; ОГРН 1105473004031, ИНН 5408279020) нарушившим требования:
- п. 2 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара,
- п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
2. В связи с добровольным устранением нарушения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Зеленый дом" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "28" ноября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ____________И.В. Волохина
____________И.Р. Носкова
____________ Е.А. Бессонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 24 ноября 2011 г. N 46
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016