Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 4 августа 2015 г. N 17
Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 августа 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
- <_> |
- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля; |
члены Комиссии: |
- <_> |
- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля, |
|
- <_> |
- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, |
в присутствии представителей:
от заявителя: гр. <_>;
от ответчика:
<_>- <_> технического сектора службы электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (дов. N 255-ДИ от 13.09.2013),
<_> - ведущий юрисконсульт отдела применения законодательства юридической службы Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (дов. N 239 от 25.02.2015),
рассмотрев дело N 3-1/343 по признакам нарушения ОАО "Российские железные дороги" (107014, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило заявление гр. <_> (вх. N 6/16192 от 23.12.2014) на действия (бездействие) ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), выразившиеся в несоблюдении ОАО "РЖД" требований "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила), в части направления в адрес гр. <_> проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <_> к электрическим сетям ОАО "РЖД" и технических условий к договору.
По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.
В целях осуществления электроснабжения дома, расположенного по адресу: ЕАО, Смидовичский район, СТ "Ивушка", д. <_> гр. <_> 16.06.2014 направила в адрес ОАО "Росжелдорпроект" в лице филиала "Желдорэнерго" (129090, г. Москва, Грохольский пер., д. 28) заявку на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств; указанная заявка поступила в ОАО "Росжелдорпроект" 20.06.2014.
16.09.2014 "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" письмом N 6118-ЖДЭ сообщило гр. <_> что "ближайшим источником электроснабжения, отвечающим заявленному гр. <_> уровню напряжения энергопринимающих устройств 0,4 кВ, является воздушная линия ВЛ-0,4 кВ Ф-1 КТП N 5 п. Приамурский, находящаяся на расстоянии 4 км от границ участка заявителя. Ближайшие сети ОАО "РЖД" (ВЛ-10 кВ Ф-171, Питающий центр РП "Левобережная" п. Приамурский) расположены ориентировочно на расстоянии 700 м от границ участка заявителя". Дополнительно "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" в указанном письме сообщил, что согласно пункту 8(3) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, заявитель вправе направить запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить, а орган местного самоуправления обязан предоставить заявителю в течение 15 дней информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства.
28.10.2014 гр. <_> в адрес "Желдорэнерго" - филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" направила письмо с требованием выдать договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия к договору.
06.11.2014 посредством электронной почты "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" сообщило гр. <_> что "во вложении письмо-ответ на Ваше обращение по вопросу технологического присоединения энергопринимающих устройств. Письмо было направлено 16.09.2014 Почтой России".
По состоянию на 22.12.2014 - дату обращения гр. <_> в Хабаровское УФАС России на вышеуказанные действия (бездействие) ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" ("Желдорэнерго" - филиалом ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ") так и не был направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору.
Не согласившись с бездействием ОАО "РЖД" в направлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <_> расположенных по вышеуказанному адресу, к электрической сети ОАО "РЖД", гр. <_> обратилась с заявлением в Хабаровское УФАС России для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального Закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.
Пунктом 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Пунктом 8 Правил установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Пунктом 14 Правил технологического присоединения определена категория заявителей, к которым может быть отнесена гр. <_>: заявители - физические лица максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (заявленная мощность энергопринимающих устройств гр. <_>составляет 15 кВт).
Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Как следует из представленных Хабаровскому УФАС России ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" письмом N 777и-ЖДЭ от 17.02.2015 сведений, "для получения проекта технических условий на технологическое присоединение гр. <_>ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" письмом N 4205-ЖДЭ от 03.07.2014 направило заявку в Службу электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". 05.09.2014 ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" был получен ответ об отсутствии сетей ОАО "РЖД" необходимого уровня напряжения (0,4 кВ) в районе участка заявителя; при этом ближайший источник электроснабжения, отвечающий заявленному уровню напряжения энергопринимающих устройств, находится на расстоянии более 4 км от границ участка заявителя. Ближайшие сети ОАО "РЖД" более высокого класса напряжения (10 кВ) расположены на расстоянии около 700 м от границы участка Заявителя.
При этом, исходя из плана расположения энергопринимающих устройств Заявителя, приложенного Заявителем к заявке, на расстоянии менее 500 м от участка Заявителя расположены электрические сети необходимого Заявителю класса напряжения (0,4 кВ). Данные сети не принадлежат ОАО "РЖД"".
ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" обосновывает факт ненаправления проекта договора в адрес гр. <_> тем, что "согласно пункта 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. При этом, под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети имеющего указанный в заявке класс напряжения. Исходя из указанной нормы, если объект электрической сети имеет класс напряжения, отличный от указанного в заявке, у сетевой организации не возникает обязательство заключить договор технологического присоединения".
Вместе с тем в ходе рассмотрения заявления Хабаровское УФАС России пришло к выводу о том, что указанная позиция ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" противоречит положениям пункта 3 Правил, согласно которому сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Кроме того, позиция ОАО "РЖД" и ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" противоречит положениям пункта 6 Правил, согласно которому технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Вместе с тем, Правила технологического присоединения не содержат оснований для не направления сетевой организацией проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий к договору в случае отсутствия на наименьшем расстоянии от участка Заявителя электрических сетей сетевой организации необходимого Заявителю класса напряжения.
Следовательно, позиция ОАО "РЖД" и ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" о том, что "если объект электрической сети имеет класс напряжения, отличный от указанного в заявке, у сетевой организации не возникает обязательство заключить договор технологического присоединения", не соответствует положениям Правил технологического присоединения.
Приказом ФСТ России N 108-э/16 от 24.12.2003 ОАО "РЖД" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
При таких обстоятельствах на ОАО "РЖД" распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 06.03.2013 N 587р "О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" и энергопринимающих устройств ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций" и заключенным во исполнение распоряжения договором поручения от 23.10.2013 N 1052 ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" (в лице "Желдорэнерго" - филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ") осуществляет комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО "РЖД".
Частью 1 статьи 971 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия; права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Следовательно, доверитель - ОАО "РЖД", как сетевая организация, поручившая обязанность осуществлять комплекс юридических и фактических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей к своим электрическим сетям поверенному - ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ", является лицом, на деятельность которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, действия (бездействие) ОАО "РЖД" по уклонению от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, путем не направления в адрес гр. <_> в установленный Правилами технологического присоединения срок проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе путем направления в адрес гр. <_> письма от 16.09.2014 (исх. N 6118и-ЖДЭ) и письма от 30.10.2014 б/н, направленного посредством электронной почты, содержат признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
На основании изложенного Хабаровским УФАС России в отношении ОАО "РЖД" было выдано предупреждение от 23.03.2015 (исх. N 3/2081) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно указанного предупреждения, в связи с наличием в действиях (бездействии) ОАО "РЖД", выразившихся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств гр. <_> путем не направления договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и технических условий, как неотъемлемого приложения к договору, в адрес гр. <_> признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Хабаровское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупредило ОАО "РЖД" о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем совершения действий, направленных на заключение договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств гр. <_> (в том числе путем направления проекта договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств) в срок до 08 апреля 2015 года.
О выполнении предупреждения ОАО "РЖД" необходимо было сообщить в Хабаровское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Однако в указанные в вышепоименованном предупреждении сроки, сведений о его исполнении в Хабаровское УФАС России от ОАО "РЖД" не поступило, неисполнение предупреждения подтверждается письмом "Желдорэнерго" - филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" (исх. N2156-ЖДЭ от 07.04.2015), в соответствии с которым "ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" приняло заявку на технологическое присоединение гр. <_> 01.07.2014. Для получения проекта технических условий на технологическое присоединение Заявителя ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" направило заявку Заявителя в службу электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (письмо N 4205-ЖДЭ от 03.07.2015) и получило ответ (исх. N 1681/ДВОСТЭ от 05.09.2015) об отсутствии сетей ОАО "РЖД" необходимого уровня напряжения (0,4 кВ) в районе участка Заявителя. При этом ближайший источник электроснабжения, отвечающий заявленному уровню напряжения энергопринимающих устройств, находится на расстоянии более 4 км от границ участка Заявителя. Ближайшие сети ОАО "РЖД" более высокого класса напряжения (10 кВ) расположены на расстоянии около 700 м от границы участка Заявителя. Полученную из ОАО "РЖД" информацию ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" направило Заявителю письмом от 16.09.2014 исх. N6118и-ЖДЭ. При этом, исходя из плана расположения энергопринимающих устройств Заявителя, приложенного Заявителем к заявке, на расстоянии менее 500 м от участка Заявителя расположены электрические сети необходимого Заявителю класса напряжения (0,4 кВ). Данные сети не принадлежат ОАО "РЖД". Действуя в качестве поверенного ОАО "РЖД" по Договору поручения при осуществлении юридических действий по технологическому присоединению заявителей ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" руководствуется указаниями доверителя (ОАО "РЖД"). Позиция ОАО "РЖД" в отношении технологического присоединения заявителей, в районе нахождения земельных участков которых отсутствуют сети ОАО "РЖД" нужного класса напряжения, заключается в следующем. Согласно пункта 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. При этом, под наименьшим расстоянии от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы земельного участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения. Исходя из указанной нормы, если объект электрической сети имеет класс напряжения, отличный от указанного в заявке, у сетевой организации не возникает обязательство заключить договор технологического присоединения с заявителем. На основании изложенного, в действиях ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" и ОАО "РЖД" не содержится признаков нарушения действующего законодательства".
Также, от ОАО "РЖД" в Хабаровское УФАС России не поступало каких-либо ходатайств о продлении сроков исполнения вышепоименованного предупреждения.
Таким образом, Хабаровское УФАС России констатировало, что ОАО "РЖД" не исполнило предупреждение от 23.03.2015 (исх. N 3/2081) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с изложенным, на основании части 8 статьи 39.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Хабаровским УФАС России приказом N 262 от 16.04.2015 возбуждено дело N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Приказом ФСТ России N 108-э/16 от 24.12.2003 ОАО "РЖД" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
При этом необходимо отметить следующее.
Частью 1.1 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
ОАО "РЖД", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона, по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.
Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 12.5 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из изложенного, в соответствии с пунктами 3.5, 3.8, 3.9, 3.10, 3.25, 3.26, 3.28 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией", утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, Комиссия, учитывая отсутствие документов со стороны ОАО "РЖД", позволяющих сделать вывод о том, что положение ОАО "РЖД" не может быть признано доминирующим, руководствуясь документами и информацией, полученной в ходе рассмотрения материалов по делу N 3-1/343, а также руководствуясь служебным письмом от дела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении доминирующего положения ОАО "РЖД" на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории Еврейской автономной области в границах балансовой принадлежности сетей ОАО "РЖД", с долей 100 %.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 утверждены, в том числе, "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" (далее - Правила недискриминационного доступа). Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа установлено, что сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Следовательно, сетевой организацией и субъектом правоотношений по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к сетям ОАО "РЖД" является ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" распоряжением N 587р от 06.03.2013, в связи с прекращением действия договора поручения между ОАО "РЖД" и ОАО "Росжелдорпроект" от 31.05.2011 N 481, передало ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" и энергопринимающих устройств ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций.
Распоряжением N 799р от 30.03.2013 ОАО "РЖД" утвержден "Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций".
23 октября 2013 года между ОАО "РЖД" и ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" заключен договор поручения (далее Договор поручения).
В соответствии с пунктом 1.1.1 Договора поручения Поверенный (ООО "ЭНЕРГОПРОМЫСБЫТ") от имени и за счет Доверителя (ОАО "РЖД") обязуется осуществить комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (далее - Заявители) к электрическим сетям Доверителя (далее - Объекты), которые предусмотрены пунктами "а" и "е" пункта 18 Правил и подпунктами 2.1.1, 2.1.6 и 2.1.7 настоящего Договора поручения.
Пунктом 2.1.1 Договора поручения определено, что Поверенный лично обязан в рамках функций по технологическому присоединению исполнять письменные поручения, связанные с предметом настоящего Договора, полученные от уполномоченных представителей Доверителя; пунктом 2.1.6 Договора поручения также определено, что в случаях предъявления Доверителю претензий Заявителями и иными третьими лицами, связанных с исполнением Поверенным обязанностей по настоящему Договору, Поверенный в соответствии с Регламентом взаимодействия совместно с Доверителем обязуется представлять интересы Доверителя в судебных органах при условии выдачи Доверителем соответствующей доверенности на генерального директора Поверенного; пунктом 2.1.7 Договора поручения установлено обязанность Поверенного предоставлять Доверителю в течение пяти рабочих дней по письменному запросу представителя Доверителя имеющуюся у Поверенного в связи с исполнением настоящего Договора информацию, необходимую Доверителю для раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 в оговоренных настоящим пунктом случаях.
Частью 1 статьи 971 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия; права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Таким образом, Комиссия констатирует, что доверитель - ОАО "РЖД", как сетевая организация, поручившая обязанность осуществлять комплекс юридических и фактических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей к своим электрическим сетям поверенному - ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ", является лицом, на деятельность которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, надлежащим ответчиком по делу N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства является именно ОАО "РЖД".
Как установлено Комиссией, гр. <_> 16.06.2014 направила в адрес "Желдорэнерго" - филиала ОАО "Росжелдорпроект" соответствующую установленным Правилами технологического присоединения требованиям заявку на осуществление технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств. В соответствии со сведениями, предоставленными справочной службой ООО "ЕМС Гарантпост", указанное отправление вручено "Желдорэнерго" - филиалу ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" 20.06.2014.
Заявка гр. <_> имеет вх. N 8414 от 01.07.2014.
По соответствующему запросу Хабаровского УФАС России "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" письмом N 777и-ЖДЭ от 17.02.2015 пояснило, что "ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" приняло заявку на технологическое присоединение гр. <_> 01.07.2014. Для получения проекта технических условий на технологическое присоединение Заявителя ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" направило заявку Заявителя в службу электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (письмо N 4205-ЖДЭ от 03.07.2014) и получило ответ (исх. N 1681/ДВОСТЭ от 05.09.2014) об отсутствии сетей ОАО "РЖД" необходимого уровня напряжения (0,4 кВ) в районе участка Заявителя. При этом ближайший источник электроснабжения, отвечающий заявленному уровню напряжения энергопринимающих устройств, находится на расстоянии более 4 км от границ участка Заявителя. Ближайшие сети ОАО "РЖД" более высокого класса напряжения (10 кВ) расположены на расстоянии около 700 м от границы участка Заявителя. Полученную из ОАО "РЖД" информацию ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" направило Заявителю письмом от 16.09.2014 исх. N6118и-ЖДЭ. При этом, исходя из плана расположения энергопринимающих устройств Заявителя, приложенного Заявителем к заявке, на расстоянии менее 500 м от участка Заявителя расположены электрические сети необходимого Заявителю класса напряжения (0,4 кВ). Данные сети не принадлежат ОАО "РЖД".
Действуя в качестве поверенного ОАО "РЖД" по Договору поручения при осуществлении юридических действий по технологическому присоединению заявителей ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" руководствуется указаниями доверителя (ОАО "РЖД"). Позиция ОАО "РЖД" в отношении технологического присоединения заявителей, в районе нахождения земельных участков которых отсутствуют сети ОАО "РЖД" нужного класса напряжения, заключается в следующем. Согласно пункта 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. При этом, под наименьшим расстоянии от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы земельного участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения. Исходя из указанной нормы, если объект электрической сети имеет класс напряжения, отличный от указанного в заявке, у сетевой организации не возникает обязательство заключить договор технологического присоединения с заявителем. На основании изложенного, в действиях ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" и ОАО "РЖД" не содержится признаков нарушения действующего законодательства".
В рамках рассмотрения дела N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства письмом N 4273и-ЖДЭ от 01.06.2015 "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" повторно изложило позицию, изложенную ранее в вышеуказанном письме N 777и-ЖДЭ от 17.02.2015 и письме N 2156и-ЖДЭ от 07.04.2015.
Служба электрификации и электроснабжения - структурное подразделение Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" письмом от 03.06.2015 исх. N 1280/ДВОСТэ сообщила, что "в дополнение к позиции, изложенной в письме "Желдорэнерго" - филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" N 4273и-ЖДЭ от 01.06.2015 сообщаю, что электросетевые объекты указанного гр. <_> в заявке класса напряжения 0,4 кВ не находятся на балансе ОАО "РЖД". Указанная воздушная линия ВЛ-0,4 кВ с трансформаторной подстанцией КТП-ДПР N 2 находится на балансе СТ "Желдорпроект". Данный электросетевой объект, соответствующий заявленному гр. <_> классу напряжения, находится на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Также сообщаю, что ввиду нахождения участка заявителя в границах садового товарищества "Ивушка", в соответствии с Правилами технологического присоединения, определенными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (с учетом изменения N 219 от 13.03.2015 г.), соответствующая заявка на технологическое присоединение должна направляться в сетевую организацию непосредственно данным объединением".
"Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" письмом N5753и-ЖДЭ от 14.07.2015 пояснило Комиссии, что "до сегодняшнего дня не направляло гр. <_> проект договора об осуществлении технологического присоединения в связи с отсутствием в районе нахождения земельного участка гр. <_> сетей ОАО "РЖД" нужного класса напряжения. Порядок опосредованного присоединения энергопринимающих устройств <_> к объектам электросетевого хозяйства СНТ "Желдорпроект" регулируется пунктами 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861".
17.06.2015 в заседании Комиссии по рассмотрению дела N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства гр. <_> был представлен план расположения принадлежащего ей земельного участка, из которого следует, что на расстоянии 379,79 м от границы принадлежащего ей земельного участка расположены объекты электросетевого хозяйства - ВЛ-0,4 кВ СТ "Желдорэнерго", на расстоянии 700 м - сети ОАО "РЖД" класса напряжения 10 кВ, на расстоянии 487,32 м - линия освещения железнодорожной пассажирской платформы "Тельмана". Представленный план не вызвал возражений со стороны представителей ОАО "РЖД".
Определением об отложении рассмотрения дела N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства от 17.06.2015 Хабаровское УФАС России запросило у ОАО "РЖД" план расположения объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", расположенных на наименьшем расстоянии от земельного участка гр. <_>, с указанием расстояний до объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" и их класса напряжения, однако запрошенный план Комиссии Хабаровского УФАС России представлен не был.
Письмом N 1683/ДВОСТэ от 20.07.2015 Служба электрификации и электроснабжения - структурное подразделение Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" на вопрос определения от 17.06.2015 о возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <_> к линии наружного освещения железнодорожной платформы "Тельмана" пояснила, что линия электроснабжения наружного освещения платформы "Тельман-четная" со светодиодными светильниками выполнена в классе напряжения 0,23 кВ и подключена к СТП-ДПР N 1 (трансформатор ОМ-10/27,5/0,23 мощностью 10 кВА). Данный трансформатор однофазного исполнения обеспечивает питание устройств освещения напряжением 0,23 кВ. Согласно заявке гр. <_> заявителю требуется мощность 15 кВт, уровень заявленного напряжения 0,4 кВ. Линия наружного освещения платформы не соответствует по классу напряжения, питающая подстанция СТП-ДПР N 1 мощностью всего 10 кВА не соответствует по мощности с учетом заявленной мощности заявителя 15 кВт. Кроме того, система освещения платформы в соответствии с нормами проектирования и своему конструктивному исполнению предназначена для функционирования в темное время суток.
Указанным выше письмом N 1683/ДВОСТэ от 20.07.2015 Службой электрификации и электроснабжения - структурное подразделение Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" также поясняется, что "случай технологического присоединения гр. <_> к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" через электрические сети СНТ "Желдорпроект" согласно Правил технологического присоединения рассматривается как опосредованное, и приведен порядок действий ОАО "РЖД", СНТ "Желдорпроект" и заявителя для осуществления опосредованного технологического присоединения со ссылкой на Правила технологического присоединения в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 N 219 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861".
По результатам рассмотрения представленных гр. <_> ОАО "РЖД" и ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" документов и сведений, Комиссия констатирует следующее.
Как указывалось выше, пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
При этом, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Как следует из материалов дела N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства, гр. <_>16.06.2014 направила в адрес "Желдорэнерго" - филиала ОАО "Росжелдорпроект" соответствующую установленным Правилами технологического присоединения требованиям заявку на осуществление технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств, которая была зарегистрирована ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" под номером 8414 от 01.07.2014.
В рамках пункта 15 Правил технологического присоединения ОАО "РЖД", как сетевая организация, должна была в срок до 16.07.2014 (в течение 15 дней со дня получения заявки) направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Однако установленное Правилами технологического присоединения требование о направлении в адрес заявителя - гр. <_> в установленный Правилами срок проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям со стороны сетевой организации - ООО "РЖД" - выполнено не было.
Вместе с тем, Правила технологического присоединения не содержат оснований для не направления сетевой организацией проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий к договору в случае отсутствия на наименьшем расстоянии от участка Заявителя электрических сетей сетевой организации необходимого Заявителю класса напряжения. Следовательно, позиция ОАО "РЖД" и ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" о том, что "если объект электрической сети имеет класс напряжения, отличный от указанного в заявке, у сетевой организации не возникает обязательство заключить договор технологического присоединения", не соответствует положениям Правил технологического присоединения.
Вместе с тем, Комиссия констатирует, что факт отсутствия сетей ОАО "РЖД" необходимого уровня напряжения (0,4 кВ) в районе участка заявителя - гр. <_> не снимают с ОАО "РЖД", как сетевой организации, на которую распространяются положения Правил технологического присоединения, обязанности по направлению в адрес заявителя - гр. <_> проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, прямо предусмотренной пунктом 3 Правил технологического присоединения, в установленные Правилами технологического присоединения сроки, и дальнейшего заключения указанного договора.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что приведенная ОАО "РЖД" в соответствующих пояснениях Комиссии Хабаровского УФАС России возможность опосредованного присоединения энергопринимающих устройств гр. <_> к электрическим сетям ОАО "РЖД" через объекты электросетевого хозяйства СНТ "Желдорпроект", определена пунктами 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения, которые введены в Правила технологического присоединения постановлением Правительства РФ от 13.04.2015 N 350, то есть через 10 месяцев после направления соответствующей заявки гр. <_>
Кроме того, в заседании Комиссии представители ОАО "РЖД" указали на необходимость применения гр. <_> в целях осуществления технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств, положений пункта 8(5) Правил технологического присоединения, которым определен порядок подачи заявок при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам.
Однако Комиссия констатирует, что п. 8(5) введен в Правила технологического присоединения постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 N 219, то есть через 8 месяцев после направления соответствующей заявки гр. <_>
При этом пунктом 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Следовательно, положения пунктов 8(5) и 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения введены в указанные Правила после направления гр. <_> заявки на технологическое присоединение, и не могут быть применимы в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Кроме того, в заседаниях Комиссии гр. <_> пояснила, что в течение 2015 года не направляла новую заявку на технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО "РЖД", и не отзывала направленную 16.06.2014 заявку, так как полагает, что направленная ею заявка соответствует Правилами технологического присоединения, сетевая организация - ОАО "РЖД" была обязана направить проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленные Правилами технологического присоединения сроки, и у сетевой организации - ОАО "РЖД" отсутствуют основания не заключать с гр. <_> договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Как указано выше, ОАО "РЖД" является сетевой организацией, на которую распространяется действие Правил технологического присоединения, в частности, обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к принадлежащим сетевой организации электрическим сетям энергопринимающих устройств сторонних потребителей (заявителей). При этом факт передачи ОАО "РЖД" по договору поручения ООО "ЭНЕРГОПРОМСЫБТ" либо иным лицам обязанности осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (заявителей), не лишает ОАО "РЖД" - субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг передачи электрической энергии, - статуса сетевой организации, и, соответственно, обязанностей, установленных Правилами технологического присоединения.
При этом, ОАО "РЖД", являясь субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг передачи электрической энергии, должно обеспечивать контроль за действиями лиц, осуществляющих комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением потребителей (заявителей) к электрическим сетям ОАО "РЖД". Исходя из Регламента, распоряжений, договора следует, что потребитель (заявитель) фактически не имеет возможности обратиться напрямую в сетевую организацию - ОАО "РЖД", как это предусмотрено Правилами технологического присоединения. Вместе с тем, избрание ОАО "РЖД" подобного способа реализации своего права на передачу каких-либо функций, не снимает с ОАО "РЖД", как сетевой организации, субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, обязательств по соблюдению Правил технологического присоединения, равно как и не снимает ответственности именно с ОАО "РЖД" за действия (бездействия), связанные с несоблюдением Правил технологического присоединения.
В любом случае потребитель (заявитель), направляя заявку на технологическое присоединение в организации, выступающие от лица ОАО "РЖД", осуществляет действия по обращению за услугой естественно-монопольного характера к ОАО "РЖД". Таким образом, все действия (бездействия), совершаемые соответствующими организациями в отношении такого потребителя расцениваются и юридически являются действиями (бездействиями) исключительно ОАО "РЖД".
Иной подход (в частности, не совершение действий непосредственно ОАО "РЖД" опосредует отсутствие вины именно ОАО "РЖД") свидетельствовал бы о наличии у ОАО "РЖД", как субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, возможности не исполнять обязанности, возложенные Правилами технологического присоединения и отсутствие ответственности у сетевой организации за совершаемые действия.
Следовательно, способ реализации права, выбранный ОАО "РЖД", не может ни при каких обстоятельствах снимать с ОАО "РЖД", как сетевой организации, субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, обязанности по осуществлению технологического присоединения и ответственности, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению - ОАО "РЖД" - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должен был предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на сетевую организацию государством, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные действия (бездействие) указывают на пренебрежительное отношение ОАО "РЖД" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "РЖД" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
ОАО "РЖД" не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО "РЖД", также установлено не было.
При этом неисполнение ОАО "РЖД" обязанности по заключению договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <_> к электрическим сетям ОАО "РЖД" приводит к не подключению собственника энергопринимающих устройств (гр. <_>) к электрическим сетям, что в свою очередь является препятствием к доступу к электрическим сетям и соответственно на рынок услуг по передаче электрической энергии, что в итоге не дает возможности для заявителя заключить на законных основаниях договор энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Данный факт указывает на то, что уклонение ОАО "РЖД" от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств гр. <_> ущемляет интересы гр. <_> на осуществление технологического присоединения объекта к электрической сети в предусмотренные законодательством сроки и получение беспрепятственного доступа к услуге по передаче электрической энергии, а также услуге энергоснабжения принадлежащего ей объекта.
С учетом вышеизложенного, уклонение ОАО "РЖД" от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" энергопринимающих устройств гр. <_>, расположенных по вышеуказанному адресу, путем не направления в установленные Правилами технологического присоединения сроки проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, как неотъемлемого приложения к данному договору, что привело к ущемлению интересов гр. <_> является нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, в вышеуказанных действиях (бездействии) ОАО "РЖД" Комиссией по рассмотрению дела N 3-1/343 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ОАО "РЖД" в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в заседаниях Комиссии гр. <_> пояснила, что до настоящего времени она настаивает на необходимости получения от ОАО "РЖД" проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и дальнейшем заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для энегоснабжении принадлежащего ей жилого дома.
Учитывая изложенное, в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности, в целях недопущения дальнейшего ущемления интересов гр. <_> Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи ОАО "РЖД" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Российский железные дороги" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в уклонении ОАО "РЖД" от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги" энергопринимающих устройств гр. <_> путем не направления в сроки, предусмотренные Правилами технологического присоединения, проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, как неотъемлемого приложения к данному договору, в адрес гр. <_> что привело к ущемлению интересов гр. <_>
2. Выдать ОАО "Российские железные дороги" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 9
04 августа 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
- <_> |
- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля; |
Члены Комиссии: |
- <_> |
- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля; |
|
- <_> |
- специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения N 17 от 04.08.2015 по делу N 3-1/343 о нарушении Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (107014, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Российские железные дороги" в срок до 23 сентября 2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 17 от 04.08.2015.
2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания ОАО "Российские железные дороги" направить в адрес гр. <_> проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору.
3. ОАО "Российские железные дороги" в срок до 25 сентября 2015 года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 августа 2015 г. N 17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016