Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
N К-485-02/2013 (опубликовано 31 октября 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее по тексту - Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:
"---------------"- руководителя Управления, председателя Комиссии;
"---------------"- главного государственного инспектора, члена Комиссии;
"---------------"- ведущего специалиста-эксперта, члена Комиссии,
в присутствии представителей: от муниципального унитарного предприятия округа Муром "Тепловые сети" (далее по тексту - МУП о. Муром "Тепловые сети") - "---------------" по доверенности от 14.10.2013 сроком действия до 31.12.2013; "---------------" - по доверенности от 25.09.2013 сроком действия до 31.12.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "Ивцентрснаб-К" (далее по тексту - ООО "Ивцентрснаб-К") - представители в заседание не явились, имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей;
рассмотрев дело N К-485-02/2013 по признакам нарушения МУП о. Муром "Тепловые сети" (602200, Владимирская область, г. Муром, ул. Первомайская, д.110а) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба от ООО "Ивцентрснаб-К" на действия котировочной комиссии при проведении запроса предложений (извещение N2013-15) на поставку скорлупы для теплоизоляции труб.
По мнению ООО "Ивцентрснаб-К" заказчик - МУП о. Муром "Тепловые сети" сознательно установил необоснованные ограничения конкуренции, указав в техническом задании в извещении технические условия конкретного предприятия, в связи, с чем его заявка была отклонена.
В обоснование своих доводов МУП о. Муром в заседании указало на то, что качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям ГОСТа, техническим условиям, сертификатам качества и требованиям документации, предусмотренной для конкретного вида поставляемого товара, в связи с этим были установлены указанные технические условия.
Комиссия Владимирского УФАС России, выслушав представителя МУП о. Муром "Тепловые сети" исследовав все представленные материалы, установила следующее.
На Интернет-сайте на www.zakupki.gov.ru размещено извещение N2013-15 о проведении запроса предложений на поставку скорлупы для теплоизоляции труб.
Заказчиком выступает МУП о. Муром "Тепловые сети"
Предметом договора является скорлупа для теплоизоляции труб в соответствии с техническим заданием (приложение N1 сопроводительной документации).
В приложении N 1 к сопроводительной документации указаны наименование товара, функциональные характеристики товара, единица измерения и его количество, а также требования к техническим характеристикам товара.
Для участия в закупке участнику необходимо представить следующие документы:
1. Заявка на участие в закупке, строго в соответствующей форме - приложениеN2 сопроводительной документации, содержащая сведения о качественных и функциональных характеристиках товара, работ, услуг;
2. Подписанный участником закупочной процедуры проект договора на поставку
товара на условиях участника закупочной процедуры (по форме заказчика);
3. Копия лицензии или свидетельства о допуске участника процедуры закупки на
поставку товаров, являющихся предметом закупки.
4. Копии сертификатов на товары, являющихся предметом закупки.
5. Участник процедуры вправе приложить к заявке копии документов, предоставление которых не предусмотрено закупочной документацией, но имеющих, по его мнению, значение для выбора его в качестве поставщика товара, являющегося предметом закупки.
6. Заявка на участие в закупке может содержать эскиз рисунок, чертеж, фотографию,
иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.
Срок выполнения работ - в течение 10 дней со дня заключения договора.
Оплата производится в течение 90 рабочих дней с момента выполнения работ (пункт 17 извещения).
Договор может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок для проведения процедуры запроса предложений и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола (пункт 18 извещения).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 01.07.2013 на процедуру рассмотрения были представлены две заявки: ООО "МуромАрмСнаб-Импорт" и ООО "Ивцентрснаб-К"
Победителем запроса предложений признано ООО "МуромАрмСнаб-Импорт"
Заявка ООО "Ивцентрснаб-К" отклонена по причине несоответствия требованиям ТУ.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующему выводу.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе, муниципальных унитарных предприятий (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупки).
Положение о закупки является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с Законом о закупках заказчиком разработано Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд муниципального унитарного предприятия округа Муром "Тепловые сети" (далее по тексту - Положение).
В утвержденном заказчиком Положении предусмотрены способы закупки. Одним из способов закупки - запрос предложений.
Запрос предложений представляет собой процедуру исследования рыночных предложений и выбора поставщика, при которой комиссия по закупкам по результатам рассмотрения предложений поставщиков на основании критериев и порядка оценки, установленных в тексте запроса предложений, определяет участника запроса предложений, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции.
Процедура проведения в форме запроса предложений регламентирована частью 9 Положения.
Извещение о проведении запроса предложений должно содержать сведения указанные в пункте 6.2.1 Положения. Согласно пункту 6.2.1 Положения в извещении должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). Однако, извещение N2013-15 данной информации не содержало.
Вместе с тем, согласно Положению одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает на официальном сайте документацию о проведении запроса предложений. В нарушение требований Положения документация на официальном сайте не размещена, в материалы дела заказчиком не представлена.
Также установлено, что договор между заказчиком и победителем запроса предложений может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте закупок протокола об оценке и сопоставлении предложений участников запроса предложений, а при проведении закрытого запроса предложений - со дня подписания протокола об оценки и сопоставлении предложений участников (пункт 9.29. Положения).
В извещении указано договор может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок для проведения процедуры запроса предложений и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
Как следует из представленных материалов, договор заключен 02.07.2013, т.е. сразу же после протокола оценки и рассмотрения заявок.
При таких обстоятельствах извещение N2013-15 размещено с нарушением требований Положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При анализе представленных заявок установлено, что в заявке ООО "МуромАрмСнаб-Импорт" не содержалось сведений на ТУ.
Кроме того, заявка ООО "Ивцентрснаб-К" по своему содержанию идентична заявке ООО "МуромАрмСнаб-Импорт" за исключением указания цены договора. Номер ТУ указан в сертификате соответствия, приложенного ООО "Ивцентрснаб-К" к заявке.
Впоследствии в ходе рассмотрения дела установлено, что ТУ заявки ООО "МуромАрмСнаб-Импорт" также не соответствовали ТУ указанным в извещении.
На основании вышеизложенного комиссия по размещению заказа по своему субъективному мнению признала победителем ООО "МуромАрмСнаб-Импорт"
Следовательно, котировочная комиссия, отклонив заявку ООО "Ивцентрснаб-К" уменьшила круг потенциальных участников в запросе предложений, тем самым ограничило конкуренцию.
Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Статья 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Этой же статьей установлены признаки ограничения конкуренции.
К признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, МУП о. Муром "Тепловые сети" был проведен запрос предложений в нарушении норм антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Владимирского УФАС России решила:
1. Признать муниципальное унитарное предприятие округа Муром "Тепловые сети" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции"
2. Выдать муниципальному унитарному предприятию округа Муром "Тепловые сети" предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N К-485-02/2013 (опубликовано 31 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016