Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
от 25 ноября 2011 г. N 76
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - <_> - ВрИО руководителя Управления;
Членов Комиссии --- <_>- зам. руководителя - начальника отдела
контроля размещения заказа и рекламы Управления;
<_>- гл. спец.-эксперта отдела контроля
размещения заказа и рекламы Управления;
<_> - специалиста 3 разряда отдела
контроля размещения заказа и рекламы Управления;
при участии: заместителя начальника Управления государственной службы занятости населения КЧР <_> главного специалиста- эксперта отдела информационных технологий и автоматизации Управление государственной службы занятости населения КЧР <_> (доверенность от 24.11.2011 г. б/н), ведущего советника - юриста Управления государственной службы занятости населения КЧР <_> (доверенность от 24.05.2011 г. б/н), без участия представителей заявителя (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя от 24.11.2011 г., исх. N 201), рассмотрев жалобу ООО "КомпьютерГранд - ИТ" на действия государственного заказчика - Управления государственной службы занятости населения КЧР и в результате проведения внеплановой камеральной проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 18.11.2011 г. поступила жалоба от ООО "КомпьютерГранд- ИТ" (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, д. 131а) (далее - Заявитель), на действия Управления государственной службы занятости населения КЧР (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по защите персональных данных и модернизации локально - вычислительных сетей (далее - аукцион в электронной форме). Аукцион проводился Управлением КЧР по размещению республиканских государственных заказов (далее - Уполномоченный орган).
По мнению Заявителя, положения аукционной документации нарушают требования Закона о размещении заказов. В том числе требования к участникам размещения заказа о предоставлении следующих лицензий: на деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств, выданную ФСБ РФ; на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем, выданную ФСБ РФ; на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
Представители государственного заказчика не согласны с доводами Заявителя и считают такие требования в аукционной документации законными и обоснованными.
Начальная цена контракта составляет 10 190 000 (десять миллионов сто девяносто тысяч) рублей пятьдесят три копейки. Информация размещена на сайте www.zakupki.gov.ru. под уникальным номером N 0179200001911000281.
Комиссия УФАС по КЧР, рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей государственного заказчика установила следующее.
Согласно п. 14 таблицы 1.1 "Общие сведения о проводимом открытом аукционе в электронной форме" аукционной документации дата проведения аукциона определена как 28 октября 2011 г., в извещении проведение аукциона назначено на 28 ноября 2011 г. в то время как извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на сайте только 01 ноября 2011 г. Данный факт свидетельствует о несоответствии информации, содержащейся в аукционной документации извещению о проведении аукциона. В соответствии с пояснениями заказчика установлено, что вышеуказанное несоответствие даты аукциона явилось опечаткой, допущенной заказчиком при составлении аукционной документации.
По второму доводу жалобы о неправомерном требовании лицензии ФСБ РФ на деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств заявителем письменно поясняется, что средства криптографической защиты характеризуется двумя признаками: реализация функций шифрования и наличие сертификата ФСБ России о том, что данное средство является средством криптографической информации защиты (СКЗИ). Лицензия ФСБ России на распространение СКЗИ требуется только для продажи таких СКЗИ и не требуется для распространения других средств защиты. Поскольку документация об аукционе не содержит требований к поставке СКЗИ (реализующих функции шифрования и имеющих сертификат ФСБ как СКЗИ), то и требование наличия лицензии ФСБ на распространение СКЗИ является необоснованным.
Комиссией УФАС по КЧР установлено, что согласно п.п. а) п. 2 Положения о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. N 957 к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации) относятся средства шифрования - аппаратные, программные и аппаратно - программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении.
Данное Положение регламентирует порядок лицензирования шифровальных (криптографических) средств защиты информации, соответственно и лицензия ФСБ РФ на деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств требуется в случае распространения лицензиатом средств, осуществляющих непосредственно криптографические функции и имеющие сертификаты ФСБ РФ в качестве средств криптографической защиты.
В разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации не указаны требования к каким - либо средствам именно криптографической защиты информации, которая осуществляется посредством шифрования информации.
Вышеуказанное действие государственного заказчика нарушает требования ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, выразившееся в незаконных требованиях к участникам размещения заказа и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 и ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В п. 17.1 таблицы 1.3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" аукционной документации также указана необходимость представления участниками размещения заказа лицензии ФСБ РФ на разработку, производство шифровальных (криптографических средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем.
Согласно п.п а) п. 2 Положения о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и коммуникационных систем, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства от 29.12.2007 г. N 957 к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации), разработка, производство которых подлежит лицензированию относятся средства шифрования - аппаратные, программные и аппаратно - программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении.
Комиссия УФАС по КЧР установила, что для создания данной системы необходимо выполнение комплекса организационных, программно - технических и нормативно - методических мер с этапами работ:
- обследование информационной системы, обрабатывающей персональные данные и оценка ее соответствия требованиям нормативных документов по защите персональных данных;
- классификация информационной системы, обрабатывающей персональные данные;
- разработка модели угроз безопасности персональных данных и модели угроз нарушителя;
- разработка технического задания на создание системы защиты персональных данных;
- макетирование и стендовые испытания средств защиты информации;
- поставка и внедрение технических средств защиты информации;
- разработка проектов организационно - распорядительной документации;
- оценка соответствия информационной системы, обрабатывающей персональные данные требованиям по безопасности информации.
В техническом задании к аукциону заказчиком не указаны требования к производству или разработке средств криптографической защиты.
Представители государственного заказчика также не смогли дать пояснений по обоснованности требования данной лицензии при создании системы защиты персональных данных.
Ввиду вышеизложенного, разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем не входит в комплекс выполняемых работ, указанных в техническом задании аукционной документации, а следовательно, требование в составе заявки лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем незаконно и нарушает требования ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Вышеуказанное действие государственного заказчика содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 и ч. 4.2 с. 7.30 КОАП РФ.
По четвертому доводу жалобы заказчиком в аукционной документации требуется предоставление в составе заявки лицензии, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации.
В техническом задании к аукциону не указаны требования заказчика по созданию средств защиты информации, а также вообще не указана необходимость создавать и разрабатывать какие - либо средства защиты информации. Предметом аукциона является лишь поставка уже существующих, разработанных и имеющих сертификат ФСТЭК России средств защиты информации.
Таким образом, требование вышеуказанной лицензии неправомерно, а в соответствии с Положением о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных, утвержденного Приказом Федеральной службы по техническом и экспортному контролю от 05.02.2010 г. N 58 наличие лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России является достаточным условием для выполнения работ по защите персональных данных и модернизации локально - вычислительных сетей, необходимых заказчику.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение требований ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, выразившееся в незаконном требовании о участников размещения заказа документов, не предусмотренных законодательством о размещении заказов.
Вышеуказанное действие заказчика содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 и ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления, руководствуясь статьей 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "КомпьютерГранд- ИТ" обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление государственной службы занятости населения КЧР нарушившим требование ч. 7 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Управлению государственной службы занятости населения КЧР предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 38
25.11.2011 г. Черкесск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - <_> - ВрИО руководителя управления;
Членов Комиссии - <_> - зам. руководителя - нач. отдела кон
троля размещения заказа и рекламы управления;
- <_>- гл. спец.-эксперта отдела контроля
размещения заказа и рекламы управления;
- <_> - специалиста 3 разряда отдела
контроля размещения заказа и рекламы управления
на основании своего решения от 25.11.2011 г. по результатам рассмотрения жалобы ООО "КомпьютерГранд- ИТ" (355000, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, д. 131а) на действия государственного заказчика - Управление государственной службы занятости населения КЧР (369000, КЧР, г. Черкесск, пл. Кирова, 23) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по защите персональных данных и модернизации локально - вычислительных сетей (реестровый номер N 0179200001911000281) и проведения внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N379, руководствуясь пунктом 1 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, предписывает:
Государственному заказчику - Управлению государственной службы занятости населения КЧР:
1.1 В срок до 05.12.2011 г. устранить нарушение ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов путем внесения изменении в аукционную документацию, исключив незаконные требования к участникам размещения заказа, а именно:
- лицензии на деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств, выданную ФСБ России;
- лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, выданную ФСБ России;
- лицензии на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, выданную ФСТЭК России.
1.2 Продлить срок приема заявок в соответствии с ч. 7 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
1.3 В срок до 06.12.2011 г. представить в Карачаево-Черкесское УФАС России письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия от 25 ноября 2011 г. N 76
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016