Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 05-04/7867 (опубликовано 28 ноября 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Гаврилова А.А. |
- |
заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (председатель Комиссии); |
Иванова Н.Д. |
- |
заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии); |
Зиминой Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии), |
при участии на заседании ответчиков:
- представителя администрации г.Шумерля Чувашской Республики Макаровой Надежды Алексеевны по доверенности от 25.10.2011;
- представителя ООО "Теплосеть-1" - Скворцова Олега Борисовича по доверенности от 14.11.2011, являющегося также представителем заинтересованных лиц ООО "Теплосеть-2", ООО "Теплосеть-3" по доверенностям от 14.11.2011,
рассмотрев материалы дела N 182-АМЗ-2011, возбужденного в отношении администрации г.Шумерля Чувашской Республики и общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть-1" по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении ими согласованных действий, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, выхода из него или устранению с него хозяйствующих субъектов, установила:
В Чувашское УФАС России поступили материалы из Шумерлинской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики по факту предоставления администрацией г.Шумерля в аренду муниципального имущества хозяйствующему субъекту ООО "Теплосеть-1" без проведения торгов.
Шумерлинская межрайонная прокуратура Чувашской Республики установила, что между администрацией г.Шумерля и ООО "Теплосеть-1" заключен договор на аренду теплотрассы муниципальной собственности города Шумерля под инвентарным N Р05/2315-1 от 12.04.2011 N7 сроком на один год - с 12.04.2011 по 10.04.2012 (далее договор N 7).
В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции конкурс либо аукцион на право заключения договоров на аренду теплотрасс, находящихся в муниципальной собственности, не проводился.
На заседании Комиссии представитель ответчика - администрации г.Шумерля Чувашской Республики нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснила следующее.
В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, на основании обращения ООО "Теплосеть-1" было издано постановление администрации г.Шумерля от 11.04.2011 N 282 "О предоставлении в аренду теплотрассы от котельной N 10 ООО "Теплосеть-1" сроком на 30 календарных дней.
Администрацией г.Шумерля, в лице главы администрации Броницина А.Ю., 12.04.2011 с ООО "Теплосеть-1" заключен договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Шумерля N 7 на срок с 12.04.2011 по 11.05.2011, т.е. на один месяц. К названному договору оформлен акт передачи помещения арендатору от 12.04.2011 (передача арендатору) и акт приема передачи от 12.05.2011 (возвращение муниципального имущества в муниципальную казну). Таким образом, администрацией муниципальное имущество передавалось хозяйствующему субъекту в аренду на 30 дней.
Также сообщила, что дополнительно заключен договор N 7 со сроком действия с 12.04.2011 по 10.04.2012 в целях представления его в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам) для утверждения тарифов. В подтверждение тому представила Комиссии письмо администрации г.Шумерля Чувашской Республики в адрес Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 06.04.2011 N 1134, где администрация г.Шумерля в целях выполнения условий статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) и привлечения средств Фонда для капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда просит установить тариф на транспортировку тепловой энергии хозяйствующему субъекту.
Представитель администрации г.Шумерля пояснила, что Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам при утверждении тарифов по отпуску тепловой энергии требует заключение договоров на один год и на меньший срок тарифы не утверждаются.
В последствии, июне 2011 года был проведен конкурс на право заключения договора аренды того же муниципального имущества (теплотрассы) и по результатам торгов с ООО "Теплосеть-1" заключен договор аренды от 01.07.2011 со сроком действия с 01.07.2011 по 30.06.2016.
На запрос Чувашского УФАС России Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам письмом от 10.11.2011 N 03/09-2747 представила следующую информацию.
В 2011 году на основании постановлений главы администрации г.Шумерля от 11.04.2011 N 282, 283, 284, от 3.05.2011 N 351 и от 16.05.2011 N 412 администрацией г.Шумерля объекты теплоснабжения (участки теплотрассы) в соответствии с заключенными договорами на аренду теплотрассы муниципальной собственности г.Шумерля переданы в аренду ООО "Теплосеть-1", "Теплосеть-2", ООО "Теплосеть-3", ООО "Теплосеть-4". Данное решение принято в целях выполнения условий статьи 14 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ и привлечения средств Фонда для капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда.
В соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" и на основании представленных в Госслужбу заявлений об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и обосновывающих документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и с учетом Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), Постановлениями Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 18.05.2011 N 21-8/т "О внесении изменений в постановление Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2010 N 42-10/т" и от 15.06.2011 N 24-9т "О внесении изменений в постановление Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2010 N 42-10/т" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для вышеназванных предприятий на 2011 год.
В качестве обосновывающих документов вышеназванными тепловыми организациями были представлены, в том числе:
- копии договоров на аренду теплотрассы муниципальной собственности (со сроками действия на один год);
- копии договоров на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии, заключенных тепловыми организациями с МУП "Теплоэнерго".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо о сроков подачи материалов.
Представитель ООО "Теплосеть-1" пояснил, что договор N 7 заключался только на один месяц. Нарушения антимонопольного законодательства не допущены, договор сроком на один год оформлялся в целях представления в Госслужбу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
В июне 2011 года ООО "Теплосеть-1" участвовало в конкурсе на право заключения договоров аренды муниципального имущества и по результатам торгов заключен договор аренды муниципального имущества - теплотрассы от 01.07.2011 N 18.
Таким образом, муниципальное имущество передано в аренду хозяйствующему субъекту 01.07.2011 в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Также пояснил, что договор на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии от 11.04.2011 N 1 между ООО "Теплосеть-1" и МУП "Теплоэнерго" г.Шумерля заключен на один год, с 11.04.2011 по 31.03.2012, при этом в пункте 6.1 договора допущена опечатка, вместо "до 31.03.2012" указано "до 31.03.2011".
Кроме того, представил справку о том, что котельная N 10 МУП "Теплоэнерго" работает только в отопительный сезон в соответствии с распоряжением главы администрации г.Шумерля, что с 01.05.2011 по 24.09.2011 потребители тепловую энергию не получали.
Также ООО "Теплосеть-1" в письменных пояснениях сообщило, что:
- ошибочно произвело перечисление денежных средств за аренду муниципального имущества в мае и июне 2011 года в период проведения администрацией г.Шумерля аукциона на право заключения договоров на аренду теплотрасс, находящихся в муниципальной собственности;
- за период деятельности с 12.05.2011 по 30.06.2011 не имело доходов.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчиков, установила следующее.
ООО "Теплосеть-1" учреждено единственным участником - Ерошкиной О.Г. 28.01.2011, на учет поставлено 07.02.2011, постановка на учет в налоговом органе - межрайонной инспекции ФНС N 8 по Чувашской Республике, осуществлена также 07.02.2011, основной вид деятельности - производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Юридический адрес: г.Шумерля, ул.Коммунальная, д.3, строение "а".
На основании обращения ООО "Теплосеть-1" (от 12.042011 N 1301) издано постановление администрации г.Шумерля от 11.04.2011 N 282 "О предоставлении в аренду теплотрассы от котельной N 10 ООО "Теплосеть-1" сроком на 30 календарных дней.
Администрацией г.Шумерля 12.04.2011 с хозяйствующим субъектом заключен договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Шумерля N 7 на один месяц - с 12.04.2011 по 11.05.2011. Актом передачи помещения арендатору от 12.04.2011 совершена передача имущества арендатору и актом приема передачи от 12.05.2011 муниципальное имущество возвращено в муниципальную казну. Таким образом, администрацией муниципальное имущество передавалось хозяйствующему субъекту в аренду на 30 дней.
Администрация г.Шумерля в июне 2011 года провела конкурс на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество (всего 7 лотов), по результатам которого с победителем конкурса по лоту N 1 (лот N1 - теплотрасса от котельной N 10 протяженностью 498 м, инвентарный N Р05/2315-1, расположенной в г.Шумерля, начало трассы - котельная N 10, трасса проходит по территории котельной и Сенному переулку, окончание трассы - дома N 9Б, 9А по Сенному переулку) 01.07.2011 заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной собственности города Шумерля N 18 (далее - договор N 18).
Из вышеизложенного следует, что предметами договоров N 7 и N18 между администрацией г.Шумерля и ООО "Теплосеть-1" является одно и то же муниципальное имущество - теплотрасса с инвентарным N Р05/2315-1 для использования в целях транспортировки горячей воды.
Согласно представленным Шумерлинской межрайонной прокуратурой документам (копии платежных поручений) ООО "Теплосеть-1" продолжало оплачивать арендную плату по договору N 7 на расчетный счет администрации г.Шумерля в период отсутствия договорных отношений (договор N 7 заключен на срок с 12.04.2011 по 11.05.2011):
- платежное поручение от 16.05.2011 N 2 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору N 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 17.05.2011;
- платежное поручение от 09.06.2011 N 3 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору N 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 10.06.2011.
Доводы ООО "Теплосеть-1" о том, что Общество ошибочно произвело перечисление денежных средств за аренду муниципального имущества в мае и июне 2011 года, Комиссия считает несостоятельными ввиду следующего:
1) аналогичные платежи по прежнему договору от 12.04.2011 проведены после вступления в силу с 01.07.2011 новых договорных отношений по договору N 18:
- платежное поручение от 12.07.2011 N 6 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору N 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 12.07.2011;
- платежное поручение от 10.08.2011 N 7 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору N 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 10.08.2011.
2) согласно представленным по запросу Чувашского УФАС России хозяйствующим субъектом ООО "Теплосеть-1" документам установлено, что между ООО "Теплосеть-1" и МУП "Теплоэнерго" г.Шумерля (ресурсоснабжающая организация) заключен договор на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии от 11.04.2011 N 1 сроком на один год - с 11.04.2011 по 31.03.2012, т.е. получая в пользование муниципальное имущество на один месяц, ООО "Теплосеть-1" заключило договор с ресурсоснабжающей организацией на один год.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, т.е вышесказанное свидетельствует о том, что администрация г.Шумерля и ООО "Теплосеть-1" заключив между собой договор пришли к соглашению, что по итогам конкурса (извещение о проведении торгов N060511/0117938/01 размещено на сайте http://torgi.dov.ru 06.05.2011) арендуемое по договору N 7 муниципальное имущество также будет передано в аренду ООО "Теплосеть-1".
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
По имеющейся в материалах дела информации, на территории г.Шумерля хозяйственную деятельность на этом же рынке предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства осуществляют еще три хозяйствующих субъекта: ООО "Теплосеть-2", ООО "Теплосеть-3", ООО "Теплосеть-4".
Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что администрация города Шумерля и ООО "Теплосеть-1", заключив соглашение (договор N 7, а в последующем договор N 18) допустили нарушение требований антимонопольного законодательства, предусмотренный частью 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, которые привели, в частности, к ограничению доступа на рынок предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, выхода из него или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях администрации города Шумерля и общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть-1" факт нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.1006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии А.А. Гаврилов
Члены Комиссии Н.Д. Иванов
Т.А. Зимина
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05-04/7867 (опубликовано 28 ноября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016