Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 28 ноября 2011 г. N 3-01/20-2011
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/20-2011 по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28; части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") индивидуальным предпринимателем Стрельцовым Анатолием Александровичем по факту распространения рекламы: "ЗАЙМЫ до 5 лет от 2 % в месяц, от 100 тыс.руб. до 3 млн.руб. под залог имеющейся и приобретаемой недвижимости в г. Пенза. - недвижимость остается в собственности владельца, - поручители и справки о доходах не требуются. С 10 до 17 ч. <_>",
в присутствии представителя - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя Стрельцова Анатолия Александровича (г. Пензы, <_>). установила:
Пензенским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" в отношении индивидуального предпринимателя Стрельцова А.А.
Антимонопольным управлением установлено, что в рекламно-информационном еженедельнике "Из первых рук" N 34 (915) от 01.09.2011 стр.2 размещена реклама следующего содержания: "ЗАЙМЫ до 5 лет от 2 % в месяц, от 100 тыс.руб. до 3 млн.руб. под залог имеющейся и приобретаемой недвижимости в г. Пенза. - недвижимость остается в собственности владельца, - поручители и справки о доходах не требуются. С 10 до 17 ч. 25-4444, 564-569".
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Стрельцов Анатолий Александрович, что подтверждается письмом от 03.10.2011 ООО "Издатель".
На рассмотрении дела Стрельцов А.А. согласился с тем, что нарушил требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", а именно не указал в рекламе имя лица, оказывающего услуги по займу. В настоящее время этот недостаток устранен.
Кроме того, Стрельцов А.А. заявил, что требование пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе" невыполнимо в рамках выдачи займов, по причине того, что невозможно с достаточной степенью точности определить в рекламе сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Также Стрельцов А.А. сообщил, что требования части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" к деятельности рекламодателя не относятся, так как деньги не являются товаром.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
В ходе рассмотрения дела Комиссия не нашла подтверждения признаков нарушения требований части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" в размещенной индивидуальным предпринимателем Стрельцовым А.А. рекламе.
Из анализа положений статьи 28 ФЗ "О рекламе" (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.
Реклама индивидуального предпринимателя Стрельцова А.А. о предоставлении займов с указанием процентной ставки и т.д. является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ "О рекламе", устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ "О рекламе" следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе индивидуального предпринимателя Стрельцова А.А. содержится информация о займах, предоставляемых данным лицом, без указания имя лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе индивидуального предпринимателя Стрельцова А.А. указана финансовая услуга - "займы", которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Кроме того, реклама индивидуального предпринимателя Стрельцова А.А. содержит условие по предоставлению займа (займы до 5 лет от 2 % в месяц, от 100 тыс. руб. до 3 млн. руб. под залог имеющейся и приобретаемой недвижимости _), но в рекламе отсутствуют остальные условия, определяющие фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее (размер процентов за пользование заемными денежными средствами, размер суммы займа, периодичность выплаты процентов и пр.), что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Включение индивидуальным предпринимателем Стрельцовым А.А. в текст рекламы телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документов, Комиссия пришла к выводу, о нарушении индивидуальным предпринимателем Стрельцовым А.А. требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя Стрельцова Анатолия Александровича, размещенную в рекламно-информационном еженедельнике "Из первых рук" от 01.09.2011 N 34 (915) стр. 2, как нарушающую требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28; пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Стрельцову А.А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
28 ноября 2011 г. г.Пенза, ул.Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Володин В.А. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В.- главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
на основании своего решения от 28 ноября 2011 г. по делу N 3-01/20-2011 о признании ненадлежащей рекламы индивидуального предпринимателя Стрельцова Анатолия Александровича, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике "Из первых рук" от 01.09.2011 N 34 (915) стр. 2 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Стрельцову Анатолию Александровичу (г. Пензы, <_>) в срок до 12.12.2011 прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о предоставлении займа без указания наименования лица, оказывающего данные услуги и отсутствие в рекламе иных условий, определяющих фактическую стоимость займа, а именно: в рекламе, размещенной в рекламно-информационном еженедельнике "Из первых рук" и распространяемой иными способами на всей территории Российской Федерации, указывать имя лица, оказывающего предоставление займа, и иные условия оказания финансовых услуг (займа).
2. Индивидуальному предпринимателю Стрельцову Анатолию Александровичу (г. Пенза, <_>) в срок до 17.12.2011 представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28 ноября 2011 г. N 3-01/20-2011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016