Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 30 июля 2015 г. N 211-Т/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Асанова О.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Аудит и Экспертиза" (далее - Заявитель) на действия открытого акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (ул. Кирова, д. 3, г. Краснодар, 350063) (далее - Заказчик) при организации и проведении открытого тендера Лот 244-ОТ "Оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и техническому ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы автоматического газового (порошкового) пожаротушения, дымоудаления, внутреннего и наружного противопожарного водопровода, привычных средств пожаротушения на объекте: "Главный медиацентр (пресс-, телецентр)" (извещение N 31502556574 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии представителей Заказчика - Ш. С.В. (доверенность N 445 от 17.03.2015) и Б.Н.В. (доверенность N 524 от 28.07.2015), в отсутствии надлежаще уведомленного Заявителя, установила:
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Аудит и Экспертиза" на действия открытого акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (ул. Кирова, д. 3, г. Краснодар, 350063)(далее - ОАО "Центр "Омега") при организации и проведении открытого тендера Лот 244-ОТ "Оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и техническому ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы автоматического газового (порошкового) пожаротушения, дымоудаления, внутреннего и наружного противопожарного водопровода, привычных средств пожаротушения на объекте: "Главный медиацентр (пресс-, телецентр)" (извещение N 31502556574 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России по адресу: http://www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 30.07.2015 в 14-00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком. 1.
Заявитель жалобы указал на следующие, по его мнению, нарушения при проведении открытого тендера:
- в полученных разъяснениях на исх. N 680 от 17.07.2015 по пунктам 2,4,6,7,12,13 не содержится информация по заданным вопросам,
- по пунктам 15,16,17 отсутствуют разъяснения по модели, техническим характеристикам, а также составу противопожарных мероприятий;
Конкурсная документация по лоту N 44-ОТ не содержит достаточной информации для проведения оценки стоимости оказываемых Исполнителем услуг, а также в тендерной документации имеются противоречивые требования, которые влияют на исполнение условий договора, в связи с чем, просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной и указывает, что выполнил все требования законодательства при проведении открытого тендера в полном объеме.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы и пояснения сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
10.07.2015 Заказчик разместил на официальном сайте извещение N31502556574 о проведении открытого тендера, а также документацию о закупке по лоту 244-ОТ. Дата и время окончания срока подачи заявок: 21.07.2015 г. 11:00 часов.
В составе документации открытого тендера были опубликованы следующие документы:
- часть 1 - Инструкция участникам закупки (в том числе Приложение 1 к Инструкции "Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке");
- часть 2 - Информационная карта тендера;
- часть 3 - Формы для заполнения участниками закупки:
- часть 4 - Проект договора;
- часть 5 - Техническая часть (Техническое задание, Ведомость объемов услуг).
При проведении указанного тендера Заказчик руководствовался нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и утвержденным в установленном порядке Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (далее -Положение о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона 223-Ф3в Положении о закупке помимо конкурса или аукциона могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами. В соответствии с ч. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Действующее на дату размещения извещения о проведении закупки по лоту 23-ОТ Положение о закупке утверждено Решением совета директоров ОАО "Центр "Омега" (протокол N 92 от 27.02.2015).
В соответствии с Положением о закупке ОАО "Центр "Омега", под конкурентным способом закупки понимается способ закупки, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такой закупки, документации о такой закупке.
При осуществлении закупок ОАО "Центр "Омега", в соответствии с Положением, могут использоваться следующие конкурентные способы закупки:
- закупки в форме торгов: Конкурс, Аукцион;
- Закупки, которые не являются торгами или публичным конкурсом, не регулируются статьями 447-449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации соответственно, и не накладывают обязательств, установленных указанными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе, по обязательному заключению договора:
- Открытый тендер;
- Запрос котировок;
- Запрос предложений.
Тендер - это конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, при котором:
1) требуется проведение закупки в возможно короткий срок, в том числе, если конкурс или аукцион признаны не состоявшимися и заказчиком принято решение осуществить проведение конкурентной закупки повторно, и начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 200 млн. руб., при этом документация о закупке может содержать один или несколько критериев оценки, при этом критерий "цена договора" может не устанавливаться, при условии установления иных критериев оценки и сопоставления заявок, характеризующих стоимостные показатели закупки,
2) на основании требований заказчика к предмету, условиям закупки и участникам закупки, установленным в документации о закупке (тендерной документации), участники закупки представляют заявки на участие в тендере, лучшую из которых выбирает закупочная комиссия, в соответствии с порядком и критериями оценки и сопоставления заявок, определенными в тендерной документации,
3) победителем признается участник тендера, заявка которого соответствует требованиям, установленным в тендерной документации, и который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в тендерной документации.
Порядок закупки указанным способом установлен разделами 11.16.-11.23 указанного Положения о закупке.
В соответствии с ч. 5. ст. 4 Закона 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 10. ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с ч. 11. ст. Закона 223-ФЗ разъяснения положений документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон 223-ФЗ не устанавливает требования к содержанию разъяснений, так же как и не налагает на заказчика обязанности устанавливать требования к их содержанию в Положении о закупке и (или) документации о закупке. Исчисление срока размещения разъяснений на официальном сайте Законом 223-ФЗ установлено в календарных днях.
Пунктом 11.19.3. Положения о закупке установлено, любой участник закупки имеет право запросить у заказчика разъяснение извещения о проведении тендера и тендерной документации, путем направления запроса в письменной форме не позднее, чем за 5 (пять) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в тендере. Разъяснение должно быть дано в течение 3 (трех) дней со дня поступления запроса. Разъяснение положений тендерной документации не должно изменять ее суть.
Во исполнение норм Закон 223-ФЗ, формы, порядок, дата начала и дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений тендерной документации установлены заказчиком в документации о закупке: раздел 2.2. "Разъяснение положений тендерной документации" Инструкции участникам закупки (ч. 1 Тендерной документации), п. 16 Информационной карты тендера (ч. 2 Тендерной документации), форма 6 части 3 тендерной документации.
Из пояснений представителей заказчика следует, что, Заявителем в адрес Заказчика было направлено 2 запроса о разъяснении положений документации на указанный в Информационной карте тендера адрес электронной почты для направления запросов zakupki@center-omega.ru, которые были зарегистрированы в установленном в Информационной карте тендера порядке: в рабочие дни с 9:00 до 18:00 часов, перерыв с 13:00 до 14:00 часов, в пятницу, предпраздничные дни - с 9:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00; запросы, направленные после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни, регистрируются следующим рабочим днем:
1) Запрос о разъяснении тендерной документации исх. N167 от 11.07.2015 г., поступил в адрес заказчика 13.07.2015 (N вх. 5992 от 13.07.2015 г.).
2) Запрос о разъяснении тендерной документации исх. N170 от 14.07.2015 г. поступил в адрес заказчика 15.07.2015 (N вх.6124 от 15.07.2015 г.).
Разъяснения положений тендерной документации были предоставлены в адрес заявителя заказчиком посредством направления с указанной электронной почты по адресу электронной почты, указанному в запросе о разъяснении, а также размещены на официальном сайте в установленные Законом 223-ФЗ и Положением о закупке сроки:
1) Разъяснение положений тендерной документации на вх. N5992 от 13.07.2015 г. направлено 15.07.2015 г. (исх. N 650 от 15.07.2015 г.), размещено на официальном сайте.
2) Разъяснение положений тендерной документации на вх. N6124 от 15.07.2015 г. направлено 17.07.2015 г. (исх. N 680 от 17.07.2015 г.), размещено на официальном сайте.
В соответствии с требованиями ст. 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса РФ установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Порядок предоставления разъяснений положений документации о закупке участникам закупки установлен в ОАО "Центр "Омега" внутренними локальными документами, а именно приказом N113 от 23.03.2015.
Таким образом, срок направления ответа на запрос о разъяснениях тендерной документации участнику заказчиком не нарушен.
Таким образом, предоставление разъяснений по лоту 244-ОТ было осуществлено ОАО "Центр "Омега" в установленные сроки, с соблюдением порядка организации и проведения проведении закупки, порядка размещения информации о проведении закупки, в соответствии с нормами действующего законодательства, Положением о закупке ОАО "Центр "Омега" и тендерной документации по данной закупке.
С целью соблюдения баланса интересов участников, а также в связи с тем, что в ответах на разъяснения содержались технические характеристики, которые ранее не были указаны в техническом задании, заказчиком принято решение о внесении изменений в тендерную документацию. После внесения изменений срок приема заявок был продлен до 27.07.2015 11-00 часов.
По мнению Заявителя, отраженному в жалобе, предоставленные разъяснения недостаточны для проведения и определения объемов и стоимости оказываемых услуг. Вместе с тем, по мнению заказчика, предоставленные разъяснения в полной мере соответствуют требованиям норм действующего законодательства, Положения о закупке и тендерной документации по данной закупке, а именно, не изменяют ее суть, предоставлены и размещены в установленные сроки. Помимо того, в полной мере соответствуют духу запросов и поставленным вопросам.
Согласно документации, все необходимые сведения об объеме выполняемых работ, оказываемых услуг и требования к качеству, техническим характеристикам услуги, к безопасности, к результатам и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика установлены заказчиком в Технической частью (часть 5 тендерной документации).
Заявитель одновременно утверждает о якобы недостатках и не полноте предоставленных разъяснений документации, также как и о невозможности подготовки заявки с учетом представленных разъяснений, из чего следуют выводы необоснованности утверждения об отсутствии в разъяснениях необходимой информации.
В соответствии с положениями п. 11.19.4 Положения о закупке, не позднее, чем за 2 дня до дня окончания срока подачи заявок на участие в открытом тендере, заказчик может по собственной инициативе, либо в ответ на запрос о разъяснении со стороны участника закупки внести изменения в извещение о проведении тендера и тендерную документацию. Обязанности заказчика вносить изменения в документацию по каждому запросу на разъяснения ее положений ни Положение, ни Федеральный закон 223-ФЗ не содержит.
Также, из пояснений Заказчика следует, что технические характеристики, указанные в ответах на запросы о разъяснениях положений тендерной документации не влияют на стоимость услуг по договору.
Кроме того, на участие в данном тендере поступило две заявки, что также свидетельствует о том что, документация о закупке по лоту 244-ОТ и установленные в ней заказчиком требования и объемы оказываемых услуг не препятствовали потенциальным участникам закупки подготовить заявки и принять участие в закупке, запросов на разъяснение документации или предложений о внесении каких-либо изменений в документацию о закупке от них не поступало.
Для всех участников представлены равные возможности по участию в открытом тендере, преимущественных условий для отдельных участников заказчиком создано не было.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная статья содержит исчерпывающий перечень действий (бездействий) заказчика, при наличии которых возможна подача жалобы в антимонопольный орган.
При рассмотрении жалобы Заявителя установлено, что Заказчиком не нарушены требования части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Аудит и Экспертиза" (вх. эл.п N 3081 от 21.07.2015) на действия открытого акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (ул. Кирова, д. 3, г. Краснодар, 350063) при организации и проведении открытого тендера Лот 244-ОТ "Оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и техническому ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы автоматического газового (порошкового) пожаротушения, дымоудаления, внутреннего и наружного противопожарного водопровода, привычных средств пожаротушения на объекте: "Главный медиацентр (пресс- телецентр)" (извещение N 31502556574 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
Н.В. Левит
О.Ю. Асанова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июля 2015 г. N 211-Т/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016