Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 6 декабря 2011 г. N 310-04-2260\3018-А\11
Дата оглашения резолютивной части решения 22 ноября 2011 г.
Дата изготовления решения в полном объеме 06 декабря 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Комиссия Ленинградского УФАС) по рассмотрению дела N 310-04-2260\3018-А\11 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело N 310-04-2260\3018-А\11, возбужденное по признакам нарушения Администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) поступило обращение ОАО "ЛОЭСК" (далее - Заявитель) от 11.05.2011 N 02\549 о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация, Ответчик) при решении вопроса о предоставлении земельных участков в аренду под строительство. В обращении Заявитель указывает на необоснованное требование Администрации предварительно обратиться в Автономное муниципальное учреждение "Агентство земельно-имущественных отношений МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области за дополнительной услугой по формированию пакета документов, необходимого для определения межведомственной земельной комиссией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возможности и условий предоставления земельных участков в аренду. По признакам нарушения Администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Приказом от 37.08.2011 N 212 Ленинградского УФАС России, было возбуждено дело N 310-04-2260\3018-А\11.
Рассмотрев материалы, представленные Ответчиком, Заявителем, лицом, располагающим сведениями, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Ленинградского УФАС установила следующее:
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон) деятельность по реализации функций органа местного самоуправления в пределах его полномочий, является муниципальной услугой и осуществляется по запросам заявителей.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом (ст. 12 Закона).
Для случаев, когда предоставление государственных (муниципальных) услуг связано с необходимостью (обязанностью) заявителя предварительно обратиться в другие организации за дополнительными услугами, Закон вводит понятие "услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных (муниципальных) услуг".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежат обязательному утверждению нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В случаях, предусмотренных муниципальными правовыми актами, услуги, необходимые и обязательные для предоставления государственных (муниципальных) услуг, оказываются за счет средств заявителя (ч. 3 ст. 9 Закона).
Ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено право муниципальных образований на создание муниципальных предприятий и учреждений, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Решением Совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 21.10.2010 N 62 утверждено "Положение о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на территории МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области".
Решением Совета депутатов МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 16.12.2010 N 78 был утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений (далее - Решение).
Согласно Решению, в перечень указанных услуг входят:
- формирование пакета документов, необходимого для определения межведомственной земельной комиссией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возможности и условий предоставления земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам;
- формирование пакета документов, необходимого для принятия решения межведомственной земельной комиссией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Указанные услуги предоставляются Автономным муниципальным учреждением "Агентство земельно-имущественных отношений МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (п.1 Решения), стоимость услуг утверждена Постановлением Администрации от 29.06.2010 N 1170 "Об установлении стоимости услуг, оказываемых Автономным муниципальным учреждением "Агентство земельно-имущественных отношений МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
15 апреля 2011 г. Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду 9 земельных участков под строительство (исх. NN 02\231, 02\228, 02\236, 02\233, 02\229, 02\230, 02\232, 02\ 234, 02\235 от 01.03.2011).
По результатам рассмотрения указанного заявления, 21.04.2011 в адрес Заявителя поступил ответ (N 908\01-15 от 10.05.2011), в котором сообщалось, что для определения межведомственной земельной комиссией возможности и условий предоставления земельных участков, Заявителю необходимо обратиться в Автономное муниципальное учреждение "Агентство земельно-имущественных отношений МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Учреждение), за дополнительной услугой по формированию необходимого пакета документов, в т.ч. для устранения недостатков в представленном Заявителем пакете документов. К письму были приложены Договор возмездного оказания услуг N 0359, акт сдачи-приёмки услуг (работ) по договору N 0359 от 15 апреля 2011 г., счет N 0359 за работы, выполняемые Учреждением по договору N 0359 от 15 апреля 2011 г.
Вместе с тем, услуга по формированию пакета документов, необходимого для определения межведомственной земельной комиссией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возможности и условий предоставления земельных участков в аренду, была предоставлена Заявителю коммерческой организацией ЗАО "ТехноКомплект", являющейся представителем Заявителя (по доверенности: NN 617, 786, 787, 48, 49) в т.ч. в государственных и муниципальных органах и учреждениях по вопросам связанным с земельно-имущественными отношениями, на договорной основе.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления актов и (или) осуществление ими действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Федеральный закон N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не содержит ограничений круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, требование органа власти обращения за оказанием услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг в определенную организацию (учреждение) является ограничением круга организаций, оказывающих данные услуги, а так же устанавливает для приобретателей услуг ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, при исследовании материалов, представленных Заявителем в качестве доказательств, свидетельствующих об установлении Администрацией для Заявителя ограничения выбора хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, установлено следующее:
Ответ, направленный в адрес Заявителя на бланке с реквизитами Администрации от 10.05.2011 N 908\01-15 и сообщающий о результатах рассмотрения заявления ОАО "ЛОЭСК" о предоставлении девяти земельных участков в аренду (далее - Письмо), подписан должностным лицом - заместителем главы администрации по финансам и экономике.
Полномочия указанного должностного лица определены Постановлением Администрации от 22.10.2010 N 1370 "О порядке распределения обязанностей между заместителями главы администрации по направлениям деятельности". Согласно установленному указанным актом порядку, в круг полномочий заместителя главы администрации по финансам и экономике не входит решение вопросов о распоряжении земельными участками на территории района, так же как не входит и оценка степени соответствия установленным требованиям представляемых заявителями документов.
Таким образом, Письмо от 10.05.2011 N 908\01-15, полученное ОАО "ЛОЭСК" в качестве ответа на его обращение в Администрацию по вопросу предоставления земельных участков в аренду под строительство подписано лицом, не имевшим соответствующих полномочий.
Иной информации и материалов, свидетельствующих об ущемлении законных прав и интересов Заявителя, а так же хозяйствующего субъекта, являющегося участником рынка по предоставлению необходимой и обязательной услуги в сфере земельно-имущественных отношений - ЗАО "ТехноКомплект", не представлено.
На основании изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях указанного должностного лица при решении вопроса о предоставлении земельных участков в аренду под строительство признаков превышения полномочий. При этом, учитывая отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об ограничении круга организаций, в т.ч. ЗАО "ТехноКомплект", оказывающих услуги по формированию пакета документов, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемое действие должностного лица не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по предоставлению услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 310-04-2260\3018-А\11 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых действиях Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
2. В связи с наличием признаков правонарушения - превышения должностных полномочий в действиях должностного лица Администрации направить материалы дела N 310-04-2260\3018-А\11 в уполномоченный правоохранительный орган по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 декабря 2011 г. N 310-04-2260\3018-А\11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016