Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 3 августа 2015 г. N 03-6/1-74-2015
Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2015 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 03 августа 2015 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Киртоакэ И.В. -специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии:
- представителя ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ПАО "МРСК Центра") по доверенности: <***>
представителя <***> по доверенности: <***>
- <***><***>
рассмотрев дело N 03-6/1-74-2015 по признакам нарушения ПАО "МРСК Центра" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Настоящее дело возбуждено по заявлениям <***><***><***> о несоблюдении сроков технологического присоединения объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское с/п, д.Колесниково, земельные участки с кадастровыми номерами <***><***><***> что ущемляет их интересы.
В рамках рассмотрения настоящего дела Тверским УФАС России проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в Калининском районе Тверской области (и на территории д.Колесниково Бурашевского с/п, в частности), в границах зон прилегания сетей ПАО "МРСК Центра" в целях установления доминирующего положения, по результатам которого положение ПАО "МРСК Центра" на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ПАО "МРСК Центра", предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области (и на территории д.Колесниково Бурашевского с/п, в частности) в 2014 году и январе - апреле 2015 года являлось доминирующим.
ПАО "МРСК Центра" предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. ПАО "МРСК Центра" состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" с регистрационным номером N 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 N 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. N 146 ПАО "МРСК Центра" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ПАО "МРСК Центра" с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии в границах Калининского района Тверской области (и на территории д.Колесниково Бурашевского с/п, в частности) предоставляется ПАО "МРСК Центра" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В силу части 2 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике", пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ПАО "МРСК Центра" в Тверской области, в том числе в границах Калининского района Тверской области (и на территории д.Колесниково Бурашевского с/п, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения, в т.ч., срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установлен Правилами технологического присоединения (пункт 16).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
<***><***><***> подпадают под категорию лиц, установленных пунктом 14 Правил технологического присоединения.
Из представленных сторонами документов следует:
- 15.04.2013 ОАО "МРСК Центра" с <***> был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности N 40708018,
- 24.04.2014 ОАО "МРСК Центра" с <***><***> были заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности NN 40887300, 40887302 (далее - Договоры).
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" объявило о смене полного и сокращенного фирменного наименования (изменения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 07.07.2015): Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" и ПАО "МРСК Центра".
Срок исполнения мероприятий по техприсоединению в соответствии с пунктом 5 Договора от 15.04.2013 N 40708018 составляет 6 месяцев и истек 15.10.2013.
Срок исполнения мероприятий по техприсоединению в соответствии с пунктом 5 Договоров от 24.04.2014 NN 40887300, 40887302 составляет 4 месяца и истек 24.08.2014.
В установленный Договором срок ПАО "МРСК Центра" не исполнило обязательства по осуществлению технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ПАО "МРСК Центра", выразившиеся в неисполнении условий Договора о сроках технологического присоединения, ущемляют интересы <***><***><***> и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Согласно представленной ПАО "МРСК Центра" в материалы дела информации (от 29.06.2015 N МР1-ТВ/13-1/5664), присоединение энергопринимающих устройств <***><***><***> будет осуществляться по напряжению 0,4 кВ (НН) от вновь построенных электрических сетей.
Обслуживание распределительных электрических сетей 10 кВ от ПС 35/10 кВ Гришкино (район д.Колесниково), а также ВЛ 0,4 кВ, к которой планировалось присоединение энергопринимающих устройств <***><***><***> осуществляется Калининским РЭС филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго".
Таким образом, учитывая особенности предоставления услуг по передаче электроэнергии (неотъемлемой частью которых является услуга по технологическому присоединению), географическими границами рынка, на котором ПАО "МРСК Центра" совершено нарушение антимонопольного законодательства, является ПС 35/10 кВ Гришкино (район д.Колесниково Бурашевского с/п Калининского района Тверской области).
В процессе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России настоящего дела не установлен материальный ущерб, нанесенный в результате нарушения ПАО "МРСК Центра" интересов <***><***><***>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ПАО "МРСК Центра", выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединенияэнергопринимающих устройств объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское с/п, д.Колесниково, земельные участки с кадастровыми номерами <***><***><***> по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.04.2013 N 40708018, от 24.04.2014 NN 40887300, 40887302, что ущемляет интересы <***><***><***>
2. Выдать ПАО "МРСК Центра" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства посредством исполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов электроснабжения <***><***><***> расположенных по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское с/п, д.Колесниково, земельные участки с кадастровыми номерами <***><***><***> указанных в договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.04.2013 N 40708018, от 24.04.2014 NN 40887300, 40887302, в срок до 01 октября 2015 года.
Председатель Комиссии ______________________ Л.В. Посохова
Члены Комиссии: _____________________ С.Е. Иванов
_____________________ И.В.Киртоакэ
Решение и (или) предписание могут быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 3 августа 2015 г. N 03-6/1-74-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016