Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 8 ноября 2013 г. N 05-04.1/48-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
А.В. Ланбиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
в отсутствии Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
К.С. Беркман - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
Д.А. Бакатиной - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ООО "Горизонт" на действия организатора торгов - Государственного предприятия Омской области "Омскоблавтотранс" (далее - ГП "Омскоблавтотранс") при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключить договор на выполнение работ по уборке помещений и территории, прилегающей к объектам ГП "Омскоблавтортанс" (извещение N 31300609609) (далее - организатор торгов).
в присутствии представителя Ответчика - организатора торгов <__> (доверенность от 08.08.2013 г. N 53, предъявлен паспорт),
в отсутствие представителей Заявителя (ходатайство от 06.11.2013 г. N 98 о рассмотрении дела N 05-04.1/48-13 без участия заявителя). установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. Омского УФАС N 12501ф от 31.10.2013 г) на действия организатора торгов - ГП "Омскоблавтотранс" при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по уборке помещений и территории, прилегающей к объектам ГП "Омскоблавтотранс" (далее - запрос котировок цен).
Согласно жалобе, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в необоснованном отказе в допуске заявки к последующим этапам в процедуре запроса котировок.
Заявитель жалобы по форме и в срок посредством функционала электронной торговой площадки www.otc-tender.ru (далее - ЭТП www.otc-tender.ru) подал котировочную заявку в электронной форме (торговая процедура N 9637). Однако, в соответствии с сообщением от 31.10.2013 г. ЭТП www.otc-tender.ru по решению организатора торгов ему было отказано в допуске заявки к последующим этапам в запросе котировок.
2. На основании запроса Омского УФАС России (исх. N 05 - 8056 от 05.11.2013 г.) представителем организатора торгов представлены надлежащим образом заверенные копии документов закупки:
- извещения о проведении закупки в электронной форме N 31300609609 (в редакции N 2 от 21.10.2013 г.);
- положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГП "Омскоблавтотранс" (редакция N 4), утвержденной Генеральным директором ГП "Омскавтотранс" <__> 10.07.2013 г.( далее - Положение о закупках);
- документации о закупке N 13-112;
- документация о закупке N 13-112 (редакция 2);
- журнала регистрации заявок на котировку цен от 15.10.2013 г.;
- протокола N 13-96 заседания единой закупочной комиссии ГП "Омскоблавтотранс" от 29.10.2013 г.;
- а также оригиналы заявок участников конкурса, представленные на обозрение Комиссии;
Представитель организатора торгов с доводами жалобы не согласилась, ссылаясь на правомерность своих действий, представила письменный отзыв на жалобу.
На заседание Комиссии 08.11.2013 г. организатором торгов дополнительно были представлены:
- изменения в положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГП "Омскаоблаавтотранс";
- служебная записка от 28.10.2013 г. "Об изменении размера площади здания";
- пояснительная записка в адрес Омского УФАС России;
- а также отзыв на жалобу.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru следует, что 15.10.2013 г. организатором закупки размещена информация о проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по уборке помещений и территории, прилегающей к объектам ГП "Омскоблавтотранс", согласно приложению N 1 "Техническое задание". Запрос котировок цен проводился на ЭТП www.otc-tender.ru по правилам и регламентом данной системы, с использованием ее функционала, торговая процедура N 9637.
Согласно документации о закупке N 13-112 заявки принимаются в электронной форме на ЭТП с 18.00 15.10.2013 г. по 17.00 21.10.2013 г.
На заседаниях Комиссии 07.11.2013 г., 08.11.2013 г. в обоснование своих доводов, представитель организатора закупки пояснила, что извещение о закупке было размещено на официальном сайте 15.10.2013 г.
В результате уточнения размера общей суммарной площади, сдаваемой в аренду в здании Омского автовокзала, выявлены отклонения размера площади, подлежащей уборке: уменьшение составило 38 кв. м от площади, заявленной в документации ( в приложении N 1 к документации о закупке N 13-112 площадь указана - 3808, 39 кв.м). В связи с выявленными отклонениями был сделан перерасчет стоимости услуг, заявленной в документации.
Приказом Генерального директора <__> от 29.10.2013 г. N 498 в связи с производственной необходимостью было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГП "Омскоблавтотранс" (редакция N 5) с 29.10.2013 г.
На основании статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявки, направленные участниками размещения заказа, являются офертой, ответом на оферту является акцепт (ст. 438 ГК РФ), который заказчик может дать, а может направить отказ от акцепта.
Таким образом, ГП "Омскоблавтотранс", в связи с вновь открывшимися обстоятельствами по закупке на выполнение работ по уборке помещений и территории, прилегающей к объектам ГП "Омскоблавтортанс", отказалось от заключения договора по итогам закупки, так как данная форма не является формой торгов, что было прописано в закупочной документации. Было решено разместить повторно котировку цен с необходимыми изменениями.
3. Рассмотрев жалобу заявителя, представленные материалы дела и пояснения представителя ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной документации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, о рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
15.10.2013 г. организатором закупки на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по уборке помещений и территории, прилегающей к объектам ГП "Омскоблавтотранс". Запрос котировок цен проводился на ЭТП www.otc-tender.ru по правилам и регламентом данной системы, с использованием ее функционала, торговая процедура N 9637.
В соответствии с журналом регистрации заявок на котировку цен от 15.10.2013 г. поступило 6 (шесть) заявок: ИП<_> ООО "Примекс-Омск"; ООО "Дежане"; ООО "ОМС-Омск"; ООО "Горизонт"; ООО "Манис".
Комиссия изучила заявки всех участников конкурса (в том числе оригиналы заявок).
Согласно письменным пояснениям, представленным представителем ответчика на заседание Комиссии (07.11.2013 г.) котировка цен проводилась на ЭТП otc-tender.ru по правилам и регламентам данной системы, с использованием ее функционала, торговая процедура N 9637. На заседании единой закупочной комиссии от 29.10.2013 г. были выявлены новые обстоятельства по данной закупке, а именно выявлена ошибка в расчете площадей территории, подлежащей уборке, в следствии чего существенно менялись условия заключаемого проекта договора, а именно объем выполняемых работ и стоимость договора. Единой закупочной комиссией было принято решение о закрытии торговой процедуры и объявление нового конкурса с измененными данными. Заключение договора по итогам заседания комиссии не предусматривалось.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в пункте 8.12 Положения о закупках, утвержденного Генеральным директором ГП "Омскавтотранс" <_> 10.07.2013 г. указано, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений закупочной документации размещаются единой закупочной комиссией на сайте Предприятия, не позднее, чем в течение 3 (трех) дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Представителем ответчика на заседание Комиссии (после объявленного перерыва) 08.11.2013 г. были представлены изменения, в положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГП "Омскоблавтотранс" (редакция N 5) добавлены пункты:
13.4. В тексте извещения обязательно указывается, что оно не является извещением о проведении конкурса, не дает никаких прав участникам и не влечет возникновения никаких обязанностей у Предприятия перед участниками котировки цен.
13.6. В целях настоящего Положения под котировкой цен понимается конкурентный способ закупки товаров, работ, услуг, при котором комиссия определяет в соответствии с порядком оценки (с условием, что преимущественным критерием будет являться "цена"), установленном в закупочной документации, в качестве победителя процедуры участника, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Значимость критерия цена должна составлять не менее 60% от общего значения.
Проанализировав представленные изменения, Комиссия обратила внимание на то, что данные изменения были размещены лишь 08.11.2013 г., тогда так дата и время подведения итогов (по местному времени), указанные в извещении -29.10.2013 г. 12:00, следовательно ГП "Омскоблавтортранс" не могло руководствоваться указанными изменениями при составлении протокола от 29.10.2013 г. N 13-96.
Представитель ответчика согласилась с предварительными выводами Комиссии.
Также на заседании Комиссии, представитель ответчика пояснила, что 31.10.2013 г. обращалась в службу поддержки ЭТП otc-tender за разъяснением вопроса по поводу ненадлежащего оформления отказа от закупки, в связи с вновь выявленными обстоятельствами. Оператор ЭТП (служба поддержки, тел. 8-800-77-55-800) пояснила, что для того чтобы закрыть процедуру следует отказать каждому участнику со ссылкой на протокол, в котором бы пояснялась ситуация.
Так как на момент опубликования протокола на электронной площадке, при попытке сформировать отказ от лота в целом возникли проблемы, специалист технической поддержки сайта посоветовал отказать в допуске всем участникам и пояснить отказ в сформированном протоколе, так как иначе будет нарушен срок размещения.
Однако, Комиссией было установлено, что и на момент рассмотрения жалобы по существу, протокол N 13-96 заседания единой закупочной комиссии от 29.10.2013 г. 15:00 не был размещен на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках, установлено, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и в такую документацию, протоколы, составленные в ходе закупки_
Комиссия пришла к выводу о том, что организатор закупки нарушил требования Закона о закупках.
Вместе с тем, организатором закупки, согласно представленных Комиссии документов были отклонены все заявки, в связи с чем участники закупки оказались в равных условиях, следовательно признаков ограничения конкуренции при проведении данной закупочной процедуры не установлено.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания
Анализируя и учитывая изложенное, руководствуясь частью 17 и частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать обоснованной жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" на действия организатора торгов - ГП "Омскоблавтотранс" при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по уборке помещений и территории, прилегающей к объектам ГП "Омскоблавтотранс"
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
Г.В. Лаптева
А.В. Ланбин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 ноября 2013 г. N 05-04.1/48-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016