Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 5 декабря 2011 г. N 53
Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 05.12.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА),
рассмотрев 24.11.2011 г. дело N 53 от 03.11.2011 г. по признакам нарушения Бюджетным учреждением Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182), ООО "Элитстрой-Усть-Кан" (Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Ленинская, 2) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", от ООО "Элитстрой-Усть-Кан" представители отсутствуют (ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует информация с официального сайта ФГУП "Почта России": почта-россии.рф о вручении почтового отправления N 64900039606922, а также ответчиком нарочно 24.11.2011 г. был получен приказ о возбуждении дела от 03.11.2011 N 190 и определение о назначении дела к рассмотрению от 03.11.2011 г.), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в связи с обращением депутата Республики Алтай пятого созыва N 5 в период с 24.01.2011 по 11.02.2011 г. проведена внеплановая выездная проверка ГУРА "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай "Горно-Алтайавтодор".
В ходе проверки было установлено, что 01.12.2010 г. РУАД "Горно-Алтайавтодор" в целях ликвидации последствий непреодолимой силы заключен государственный контракт N ЧС-27/10 с ООО "Элитстрой-Усть-Кан" на ремонт мостового перехода через р.Башкаус на км 84+280 автомобильной дороги "Балыктуюль - Балыкча", расчистка русла реки. Данный государственный контракт заключен на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Однако, Управлением ФАС по Республике Алтай не было установлено объективных оснований для заключения государственного контракта на основании вышеуказанной нормы закона, в связи с чем размещение заказа у единственного подрядчика без проведения предварительной процедуры торгов может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
В соответствии с поступившим 21.09.2011 г. вх. N 2506 от Министерства внутренних дел по Республике Алтай поручением о проверке заключенных ГУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" договоров по ликвидации последствий обстоятельств непреодолимой силы на предмет их соответствия требованиям статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по РА был проанализирован государственный контракт N ЧС 27/10 от 01.12.2010 г. на предмет соответствии вышеуказанной норме закона.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 03.11.2011 г. было возбуждено дело N 53 по признакам нарушения БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", ООО "Элитстрой-Усть-Кан" статьи 16 Закона о защите конкуренции.
На определение о назначении дела N 53 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 03.11.2011 г. БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" представило письменные пояснения от 16.11.2011 N 01-01-23/1564 в которых указало, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварий, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Опасным природным явлением явилось обильное выпадение осадков весной, летом и осенью 2010 г. в результате которых и в последствии которых возникли чрезвычайные ситуации. Данные факты установлены в актах обследований объектов и вынесенных протоколах (решениях) комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Следует отметить, что решение об установлении факта чрезвычайной ситуации принимает не Заказчик (РУАД "Горно-Алтайавтодор"), а комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Так же БУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" пояснило, что государственные контракты на ЧС в 2010 г. заключены на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказа, т.к. возникла необходимость в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно. Данные контракты заключены не на ликвидацию весеннего паводка 2010 г., как указано в определении о назначении дела, а для ликвидации последствий непреодолимой силы, возникшей в результате многочисленных ливневых дождей в весенний, летний и осенний период 2010 г. и не уменьшающегося уровня воды.
Таким образом, БУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" считает, что ЧС контракты 2010 г. указанные в акте проверки N 01 от 11.02.2011 г. заключены в соответствии с требованиями Закона о размещении заказа и своевременным уведомлением контрольного органа (Министерство финансов Республики Алтай) с получением от последнего положительного письменного ответа. В следствии чего, БУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения и антимонопольного законодательства - статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
От ООО "Элитстрой-Усть-Кан" пояснения по возбужденному делу не поступили.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, пришла к выводу:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай 21.09.2011 г. вх. N 2506 от Министерства внутренних дел по Республике Алтай поступило поручение о проверке заключенных ГУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" договоров по ликвидации последствий обстоятельств непреодолимой силы на предмет их соответствия требованиям статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ранее Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в связи с обращением депутата Республики Алтай пятого созыва М.И. Паклина от 11.01.2011 г. N 5 в период с 24.01.2011 по 11.02.2011 г. проведена внеплановая выездная проверка ГУРА "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай "Горно-Алтайавтодор". Предметом проверки являлось соблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
ГУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" в октябре 2011 г. реорганизовано путем преобразования в Бюджетное учреждение Республики Алтай РУАД "Горно-Алтайавтодор".
Согласно Уставу БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор". Функции и полномочия учредителя от имени Республики Алтай осуществляет Министерство регионального развития Республики Алтай.
Согласно подпункту 57 пункта 3.1 Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденного постановлением правительства Республики Алтай от 18.05.2006 N 99, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Алтай. А также наделено правом заключать договоры с юридическими и физическими лицами на выполнение работ в интересах промышленности строительных материалов, строительства, архитектуры, градостроительства, сейсмобезопасности, транспорта и связи, жилищно-коммунального и газового хозяйства республики.
Как следует из Устава БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" предметом деятельности учреждения является обеспечение функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них. В связи с чем Учреждение осуществляет функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них.
Таким образом, Министерство регионального развития Республики Алтай передало БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" государственные полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Алтай и наделило учреждение функциями государственного заказчика. Автомобильные дороги и искусственные сооружения на них находятся в оперативном управлении у БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор".
Приказом УФАС по РА от 18.01.2011 N 8 от ГУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" были запрошены перечень контрактов, заключенных в проверяемый период (с 01.01.2009 г. по 24.01.2011 г.) без проведения процедуры торгов и запросов котировок, в целях устранение последствий ЧС, с приложением документов, подтверждающих возникновение чрезвычайной ситуации. При рассмотрении указанных контрактов Инспекцией УФАС по РА было установлено, что 01.12.2010 г. ГУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" в целях ликвидации последствий непреодолимой силы заключен государственный контракт N ЧС-27/10 с ООО "Элитстрой-Усть-Кан" на ремонт мостового перехода через р.Башкаус на км 84+280 автомобильной дороги "Балыктуюль - Балыкча", расчистка русла реки.
Указанный государственный контракт заключен на основании Решения Комиссии МО "Улаганский район" по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 30.11.2010 г. N 19. Согласно решению комиссия собиралась по вопросу: об угрозе разрушения мостового перехода через реку Башкаус на автомобильной дороге "Балактыюль - Балыкча" км. 84+280. С падением уреза воды стало очевидно, что под мостовой габарит замыт наносами и русло реки поменяло направление (раздвоилось) что в свою очередь грозит нарушением бесперебойного транспортного сообщения между селами Улаганского района и большими финансовыми затратами на восстановление мостового перехода через реку Башкаус км 84+280 в случае его повреждения. В целях недопущения чрезвычайной ситуации произвести планопредупредительные работы из средств выделяемых Правительством Республики Алтай на ликвидацию ЧС КЧС и ПБ МО "Улаганский район".
Однако, Комиссия УФАС по РА на основании имеющихся документов приходит к выводу, что сложившаяся ситуация не относится к чрезвычайной, вызванной непреодолимой силой, и заключение государственного контракта должно было быть произведено с проведением торгов.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Таким образом, осуществление планово-предупредительных работ на мостовом переходе через р.Башкаус на км 84+280 автомобильной дороги "Балыктуюль - Балыкча" и расчистка русла реки не будет являться ликвидацией последствий обстоятельств непреодолимой силы, так как такая ситуация не наступила.
Пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
Учитывая, что факт наступления обстоятельств непреодолимой силы отсутствовал, то заключение государственного контракта N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г. на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. БУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" незаконно заключив государственный контракт N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г. на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов намеренно уходит от проведения процедуры торгов.
Частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, нарушение процедуры размещения государственного заказа, предусмотренной Законом о размещении заказов (не проведение открытых аукционов), может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Решение Комиссии МО "Улаганский район" по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 30.11.2010 г. N 19 является неотъемлемой частью государственного контракта N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г. Однако, ООО "Элитстрой-Усть-Кан" заключило вышеуказанный государственный контракт не взирая на отсутствие последствий обстоятельств непреодолимой силы, на ликвидацию которых был заключен государственный контракт N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г.
ООО "Элитстрой-Усть-Кан" осуществляет деятельность на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Неоднократно участвовало в процедуре размещения заказов. Следовательно, хозяйствующий субъект знаком с процедурой размещения заказов предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что ООО "Элитстрой-Усть-Кан" заключая государственный контракт N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г. сознательно шло на нарушение закона.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Заключение БУ РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Усть-Кан" соглашения - государственного контракта N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г. может привести к ограничению конкуренции на рынке по предоставлению услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, так как исключает публичные процедуры (торги), которые должны быть проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, действия Бюджетного учреждения Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Усть-Кан" являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с заключением государственного контракта N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г., т.к. данные действия (заключение соглашения) могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Бюджетное учреждение Республики Алтай РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Усть-Кан" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с заключением государственного контракта N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г., т.к. данное соглашение могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
2. Выдать Бюджетному учреждению Республики Алтай РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Усть-Кан" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем недопущения подобных нарушений впредь.
3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N 53
05 декабря 2011 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 05.12.2011 г. по делу N 53 от 03.11.2011 г. о нарушении Бюджетным учреждением Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182), ООО "Элитстрой-Усть-Кан" (Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Усть-Кан, ул. Ленинская, 2) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Бюджетному учреждению Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор", ООО "Элитстрой-Усть-кан" прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении государственного контракта N ЧС-27/10 от 01.12.2010 г., путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в последующем не заключать соглашений (договоров), которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
О принятии к исполнению настоящего Предписания БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", ООО "Элитстрой-Усть-Кан" необходимо сообщить в антимонопольный орган в течении пяти дней со дня его получения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 5 декабря 2011 г. N 53
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016