Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 31 июля 2015 г. N 72-07/14
Резолютивная часть решения оглашена "29" июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "31" июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
- |
вр.и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_> |
- |
главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 72-07/14 по признакам нарушения Администрацией Аргаяшского муниципального района (улица 8 Марта, дом 38, село Аргаяш, Аргаяшский муниципальный район, Челябинская область, 456880; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Челябинским УФАС России по результатам проведения плановой проверки в действиях Администрации по принятию Постановления N 1756 от 02.10.2013 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка (далее - градплан)" на территории Аргаяшского муниципального района" выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Постановлением Администрации N 535 от 07.04.2015 отменено Постановление N 1756 от 02.10.2013 и утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градплана" на территории Аргаяшского муниципального района (далее - Регламент по выдаче градплана). В действиях Администрации при утверждении отдельных положений Регламента по выдаче градплана установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Администрацией письмом от 23.07.2015 исх. N 3133 представлены документы и на заседании Комиссии даны пояснения о том, что Постановлением Администрации от 22.07.2015 N 996 отменено Постановление N 535 от 07.04.2015 и с учетом замечаний утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги на выдачу градплана на территории Аргаяшского муниципального района. Ранее перечень истребуемых от заявителей документов был составлен в целях получения полной информации о земельном участке и расположенных на нем объектах недвижимости.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции законодательно установленным признаком ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
1. В соответствии с абзацем 5 пункта 2.6.1 Регламента по выдаче градплана муниципальная услуга предоставляется на основании заявления, поступившего в отдел архитектуры и градостроительства Аргаяшского муниципального района. К заявлению прилагаются следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок (специалист в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает данные документы в территориальном отделе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Предоставляются заявителем лично, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке (специалист в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает данные документы в территориальном отделе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Предоставляются заявителем лично, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- технический паспорт БТИ на объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), расположенные на земельном участке (предоставляется заявителем лично);
- кадастровый паспорт земельного участка (специалист в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает данные документы в территориальном отделе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, если не был предоставлен заявителем лично);
- предпроектное обоснование места размещения объекта капитального строительства, согласованное в установленном порядке (в составе схемы генерального плана на откорректированной топооснове М1:500 (М1:2000) с указанием сносимых и сохраняемых объектов, описанием технико-экономических показателей (планируемым целевым назначением объекта капитального строительства), расчетом инсоляции (при наличии)(предоставляется заявителем лично);
- технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (предоставляется заявителем лично).
Непредставление или отсутствие указанных в п. 2.6 Регламента по выдаче градплана является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.8 Регламента по выдаче градплана).
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что подготовка градпланов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градплана и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градплан земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46).
Из содержания приведенных норм следует, что для получения градплана заявителю достаточно направить в орган местного самоуправления соответствующее обращение. При этом органу местного самоуправления для подготовки и выдачи градплана не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с обращением каких-либо иных документов и информации, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ также запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В нарушение названных норм пункт 2.6.1 Регламента по выдаче градплана содержит требования о предоставлении заявителем документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, может привести к необходимости несения заявителем при подготовке таких документов дополнительных временных затрат.
Таким образом, действия Администрации по установлению абзацем 5 пункта 2.6.1 Регламента по выдаче градплана требований о предоставлении хозяйствующими субъектами документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к ним, что может привести к незаконному отказу в получении муниципальной услуги в случае непредставления таких документов, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.
2. В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 14 Закона N 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2.7 Регламента по выдаче градплана одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является подача заявления и документов ненадлежащим лицом.
Из содержания названного положения следует, что лицу, которое, по мнению органа местного самоуправления, является ненадлежащим, будет отказано в предоставлении муниципальной услуги вне зависимости от наличия либо отсутствия доверенности на осуществление действий от имени заявителя.
Тогда как из содержания части 17 статьи 46 ГрК РФ следует, что с заявлением о выдаче градплана может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо.
В соответствии с пунктом 2.8 Регламента по выдаче градплана основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются, в том числе:
- непредставление или отсутствие указанных в пункте 2.6. регламента документов;
- предоставление заявителем документов, содержащих противоречивые сведения;
- предоставление в рамках межведомственного взаимодействия информации об отсутствии запрашиваемых сведений или предоставление сведений, содержащих противоречивые данные;
- не соответствия в документах указанных в пункте 2.6 регламента.
Тогда как основания для отказа в выдаче градплана ГрК РФ не предусмотрены, в связи с этим у органов местного самоуправления отсутствуют основания для отказа в выдаче градплана.
Таким образом, действия Администрации по установлению абзацем 4 пункта 2.7 и пунктом 2.8 Регламента по выдаче градплана оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и предоставлении муниципальной услуги (за исключением непредставления заявления), которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в случае незаконного отказа в получении муниципальной услуги, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.
Незаконный отказ в выдаче градплана приведет к отсутствию у хозяйствующего субъекта возможности разработать проектную документацию, получить разрешение на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 11 статьи 48, пункт 2 части 7 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ), что в свою очередь создает не предусмотренные действующим законодательством препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и может привести к ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Состав правонарушения, при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть установление вышеуказанных необоснованных требований к хозяйствующим субъектам не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.
Сам факт наличия в Регламенте по выдаче градплана норм, предусматривающих возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги в том числе ввиду непредоставления каких-либо документов, дает Администрации право отказать в выдаче градплана, препятствуя тем самым осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Поскольку Постановлением Администрации от 22.07.2015 N 996 отменено Постановление N 535 от 07.04.2015, которым утвержден Регламент по выдаче градплана, Комиссия считает возможным предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, не выдавать.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, действия Администрации Аргаяшского муниципального района по установлению:
- абзацем 5 пункта 2.6.1 Регламента по выдаче градплана требований о предоставлении хозяйствующими субъектами документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
- абзацем 4 пункта 2.7 и пунктом 2.8 Регламента по выдаче градплана оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и предоставлении муниципальной услуги (за исключением непредставления заявления), которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
2. Предписание Администрации Аргаяшского муниципального района не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.
4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 июля 2015 г. N 72-07/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016