Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии: |
Клостер Е.А. - |
заместителя руководителя управления; |
|
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б. -
Горбачева А.И. -
Акатьевой И.С.-
Анкудиновой А.А.- |
начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы, |
|
рассмотрев дело N 115/Р-2011, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "СДС - Алко" (далее - ООО Торговый дом "СДС - Алко") (ИНН 4205087835, юридический адрес: 650066, г.Кемерово, пр-т Октябрьский, 53/2), по признакам нарушения пунктов 1,3 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") при размещении рекламы ООО Торговый дом "СДС - Алко" в N 62 (11158) от 12.08.2011 г. газеты "Вперед" (на стр. 8), в присутствии представителей:
- ООО Торговый дом "СДС - Алко" - <_> по доверенности N 239 от 24.09.2011 г.;
- ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод" - <_> по доверенности N 67/11 от 01.07.2011 г., установила:
15.09.2011 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление Открытого акционерного общества "Мариинский ликеро-водочный завод" (далее - ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод") о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" в действиях Открытого акционерного общества "Сибирская Водочная Компания" (далее по тексту - ОАО "Сибирская Водочная Компания") при размещении рекламной статьи в N 62 (11158) от 12.08.2011 г. газеты "Вперед" (на стр. 8) под названием "Живой воды чистейший образец".
По мнению заявителя, данная рекламная статья содержит некорректное сравнение товаров ОАО "Сибирская Водочная Компания" с находящимися в обороте товарами, которые произведены ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод", содержит недостоверные сведения о преимуществах рекламируемой водки, производителем которой является ОАО "Сибирская Водочная Компания", что порочит деловую репутацию ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод".
Кемеровским УФАС России установлено:
В N 62 (11158) от 12.08.2011 г. газеты "Вперед" (на стр. 8) была размещена рекламная статья под названьем "Живой воды чистейший образец" о проведении "Независимой экспертизы товаров народного потребления" следующего содержания: "_ Всего в народной экспертизе участвовали четыре торговые марки водок, производимых "Сибирской Водочной Компаний" и "Мариинским ликеро-водочным заводом". С большим отрывом от других продуктов в народной дегустации, проведенной в Мариинске, победила водка "Танай-озеро мягкая" _ В Народной экспертизе поучаствовало свыше 1000 человек. Специалисты говорят, что прозрачность - один из главных критериев водки высокого качества _ Образцы водок Сибирской Водочной Компании в графе "прозрачность и цвет" получили наивысший балл. _ Народные эксперты считают, что водка - это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение во время застолья. _ Есть такая русская народная поговорка: первая рюмка водки ударяет колом, вторая летит соколом, а от каждой следующей человек становиться легким и радостным, как пташка. _ "Главное достоинство сорокоградусной - ее чистота, этот крепкий напиток убивает в организме все вредное. Неспроста ведь при простуде рекомендуется выпить рюмку", - вступает в разговор один участник народной экспертизы. _Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".
Рекламная статья размещалась на основании договора N 54 от 08.08.2011 г. на оказание услуг, заключенного между МУП Редакция газеты "Вперед" (исполнитель) и ООО Торговый дом "СДС - Алко" (заказчик), согласно которому исполнитель размещает информацию 12 августа 2011 г. объемом 26 х 37, по 12 руб. кв.см., с учетом 20% скидки с момента подписания настоящего договора на сумму 8880 рублей.
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является - ООО Торговый дом "СДС - Алко".
Доводы ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод", изложенные в указанном заявлении, Кемеровским УФАС России не были приняты по следующим основаниям:
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Пунктом 2 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежат честь, достоинство и деловая репутация гражданина, а также деловая репутация юридического лица.
В силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельствами, порочащими деловую репутацию лица, являются: факт распространения сведений, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения, согласно абзацу 4 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".
Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица, и т.п. (абзац 5 пункт 7 вышеназванного Постановления).
Вышеуказанная рекламная статья не носит порочащего характера, поскольку в ней отсутствуют недостоверные сведения о ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод", содержащие утверждения о нарушении ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод" действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.
В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.
Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
В подтверждение того, что в рекламной статье изложены достоверные сведения о проведении народной экспертизы ООО Торговый дом "СДС - Алко" в адрес антимонопольного органа были представлены копии договора N 1/1635/3 от 28.06.2011 г., заключенного между ИП <_> (исполнитель) и ООО Торговый дом "СДС - Алко" (заказчик), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказывать заказчику услуги по проведению промо-акции и отчета по результатам голосования в акции "Народная экспертиза".
Также в заявлении имеется ссылка, что в указанной рекламе имеется фотография человека с наполненным стаканом, что является нарушением пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготовленных на его основе.
Потребление - активный акт, предполагающий наличие потребителя, направленное на извлечение из товара свойств, ради которых его приобрели.
Кемеровским УФАС России не установлено нарушение пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе", так как на фотографии изображен человек держащий стакан с напитком, то есть, отсутствует процесс употребления напитка, содержащегося в стакане.
В указанной рекламной статье отсутствовала пометка "реклама" или "на правах рекламы", в связи с чем Кемеровским УФАС России в отношении рекламораспространителя МУП Редакция газеты "Вперед" было возбуждено и рассмотрено дело N 114/Р-2011 по признакам нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем, Кемеровским УФАС России выявлены признаки нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе", выразившиеся в содержании в рассматриваемой рекламной статье утверждения о том, что водка - это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение, а также утверждение, что этот крепкий напиток убивает в организме все вредное, и при простуде рекомендуется выпить рюмку.
06.10.2011 г. по признакам нарушения требований пунктов 1,3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 115/Р-2011 и назначено к рассмотрению на 26.10.2011 г. в 16 часов 00 минут.
Определение о возбуждении дела N 115/Р-2011 было направлено в адрес ООО Торговый дом "СДС - Алко" и заявителя ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод" заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления от 10.10.2011 г. ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод" имеется в материалах дела).
26.10.2011 г. на рассмотрение дела N 115/Р-2011 представители ООО Торговый дом "СДС - Алко" и ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод" не явились. Сведениями о надлежащем уведомлении ООО Торговый дом "СДС - Алко" о дате, времени и месте рассмотрения дела N 115/Р-2011 Кемеровское УФАС России не располагало.
Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение рассмотрение данного дела отложить.
26.10.2011 г. определением рассмотрение дела N 115/Р-2011 было отложено до 24.11.2011 г. на 15 часов 00 минут.
03.11.2011 г. определением срок рассмотрения дела N 115/Р-2011 был продлен до 06.12.2011 г.
24.11.2011 г. состоялось рассмотрение дела N 115/Р-2011 в присутствии представителей ООО Торговый дом "СДС - Алко": <_> по доверенности N 460 от 09.02.2011 г. и Ивановой Л.М. по доверенности N 239 от 24.09.2011 г., которые пояснили, что с нарушением не согласны, договор N 54 от 08.08.2011 г., указанный в определении о возбуждении дела N 115/Р-2011 на размещение рекламы у ООО Торговый дом "СДС - Алко" к рассмотрению дела не найден, в связи с чем не был представлен. Данная статья содержит два вида информации: реклама продукции и прямая речь людей, принявших участие в дегустации, следовательно, по мнению представителей ООО Торговый дом "СДС - Алко", статья является рекламной частично. Речь людей не содержит прямого указания о пользе водки, а носит рекомендательный характер.
Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение рассмотрение дела N 115/Р-2011 отложить для получения дополнительных доказательств.
24.11.2011 г. определением рассмотрение дела N 115/Р-2011 было отложено до 06.12.2011 г. на 16 часов 00 минут.
06.12.2011 г. состоялось рассмотрение дела N 115/Р-2011 в присутствии представителя ООО Торговый дом "СДС - Алко": <_> по доверенности N 239 от 24.09.2011 г. и представителя заявителя ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод" - <_> по доверенности N 67/11 от 01.07.2011 г.
<_> поддержала представленные в заявлении требования и согласилась с выводами Кемеровского УФАС России о наличии признаков нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" в действиях ООО Торговый дом "СДС - Алко" при размещении рекламной статьи в N 62 (11158) от 12.08.2011 г. газеты "Вперед" (на стр. 8).
<_> с нарушениями не согласилась, поддержав изложенные ранее доводы. Также в материалы данного дела была представлена копия договора N 54 от 08.08.2011 г. на размещение рекламной статьи в N 62 (11158) от 12.08.2011 г. газеты "Вперед".
Рассмотрев материалы дела, и заслушав, доводы представителей, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В вышеуказанной статье имеется фотография с указанием наименования водочного продукта, которая направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (водка "Танай озеро") и способствует привлечению к указанному товару внимания неопределенного круга лиц и продвижению данного товара на рынке, то есть, указанная информация содержит все признаки рекламы.
Довод ООО Торговый дом "СДС - Алко" о том, что статья является рекламной частично, поскольку содержит прямую речь людей, принявших участие в дегустации, был признан Комиссией несостоятельным, ввиду того, что при рассмотрении текста рекламы должен учитываться полный текст рекламной информации и его восприятие читателем. Оценка отдельных формулировок статьи не отражает восприятия статьи читателем, поскольку информация воспринимается им в целом.
Реклама алкогольной продукции, в форме рекламной статьи, размещена на 8 странице газеты "Вперед" N 62 (11158) от 12.08.2011 г., из содержания рекламы следует, что алкогольная продукция является приятным способом расслабиться и развеселиться, получить пользу, а также привлекается внимание к конкретной марке водки "Танай озеро", ставшей победителем в "народной экспертизе". Рекламная статья содержит предупреждение "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" в рассматриваемой рекламной статье содержатся фразы "_водка - это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение во время застолья. _ Есть такая русская народная поговорка: первая рюмка водки ударяет колом, вторая летит соколом, а от каждой следующей человек становится легким и радостным, как пташка_". С помощью данных фраз устанавливается прямая связь между употреблением водки и улучшением у субъекта эмоционального состояния, появлением у него приятных ощущений, чувств и сохранением позитивного эмоционального состояния на какое-то время. При этом ссылка на поговорку и народных экспертов усиливает истинность информации, представляет ее более убедительной.
Пунктом 3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
В нарушение пункта 3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" в рекламной статье содержится фраза "_этот крепкий напиток убивает в организме все вредное. Неспроста ведь при простуде рекомендуется выпить рюмку", которая содержит информацию о пользе водки как о традиционном народном средстве борьбы с простудой. Наречие "неспроста" в сочетании с усилительной частицей "ведь" усиливает мысль об использовании водки для здоровья, с целью помощи организму. Указанные фразы является утверждением о пользе водки (убивает в организме все вредное), водка представлена как лекарство.
Таким образом, информация, распространенная в указанной рекламной статье, влияет или может влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, создавая впечатление, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, личного успеха и способствует улучшению физического и эмоционального состояния.
Согласно части 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать ненадлежащей рекламную статью ООО Торговый дом "СДС - Алко" (ИНН 4205087835, юридический адрес: 650066, г.Кемерово, пр-т Октябрьский, 53/2), размещенную в N 62 (11158) от 12.08.2011 г. газеты "Вперед" (на стр. 8), с нарушением требований пунктов 1, 3 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе", содержащую утверждение о том, что водка - это напиток для тех, кто хочет сохранить ясность ума и приподнятое настроение, а также утверждение, что этот крепкий напиток убивает в организме все вредное, и при простуде рекомендуется выпить рюмку.
2. Предписание не выдавать в связи с окончанием срока размещения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2011 года.
Председатель Комиссии Члены Комиссии |
Е.А. Клостер Е.Б. Каминская А.И Горбачев И.С. Акатьева А.А. Анкудинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 6 декабря 2011 г. N 115/Р-2011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016