Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 12 ноября 2013 г. N 733-ФАС52-03/13
Резолютивная часть решения оглашена 29.10.2013
В полном объеме решение изготовлено 12.11.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н.
- Дубинчик А.Э. |
-
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Литвиненко Н.В. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий, - |
c участием:
- Ногтева В.Е. |
- |
представителя ООО "Эдельвейс" (доверенность от 28.10.2013 N3); |
- Скамейкина К.В. |
- |
представителя ООО "Эдельвейс" (доверенность от 28.10.2013 N4); |
- Щербакова А.А. |
- |
представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (доверенность от 03.12.2012 б/н); |
- Баруздина В.В. |
- |
представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (доверенность от 25.12.2012 б/н); |
- Кашиной Е.К. |
- |
представителя ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (доверенность от 25.12.2012 б/н), - |
рассмотрев дело N733-ФАС52-03/12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "МРСК Центра и Приволжья" (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" на действия открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья", связанные с необоснованным, по мнению заявителя, установлением (расчетом) платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, - к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", о чем на основании части 12 статьи 44 поименованного закона руководителем Управления издан приказ от 17.07.2013 N287 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии представители ООО "Эдельвейс" пояснили, что считают включение в стоимость технологического присоединения к электрическим сетям стоимости строительства кабельных линий и трансформаторной подстанции является экономически и технологически не обоснованным, и нарушает антимонопольное законодательство.
Представители ОАО "МРСК Центра и Приволжья" пояснили, что плата за технологическое присоединение объекта ООО "Эдельвейс" рассчитана исходя из пункта 26 приказа Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N209-э/1, пункта 1.3.3 решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 24.12.2012 N74/1 (далее - решение РСТ НО N74/1) и приложения 2 к указанному решению РСТ НО. Кроме того, представители ответчика считают, что из действующего законодательства вытекает право выбора сетевой организации способа расчета платы за технологической присоединение к электрическим сетям (либо в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение N1 к решению РСТ НО N74/1), либо в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение N2 к решению РСТ НО N74/1).
Таким образом, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" считает, что в действиях общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Комиссия, заслушав объяснения заявителя, ответчика, заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях", к которым относятся, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 N49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Центра и Приволжья", имеющим статус "котлодержателя".
В свою очередь, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.
Для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Центра и Приволжья" указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.
Таким образом, ОАО "МРСК Центра и Приволжья", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия "сетевая организация", указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного, действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. 04.03.2013 ООО "Эдельвейс" подало заявку в ОАО "МРСК Центра и Приволжья" на присоединение энергопринимающего устройства ремонтного цеха, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Павлово, улица Аллея Ильича, дом 5, - к электросетям. В ответ на указанную заявку сетевой организацией в адрес заявителя направлен проект договора на осуществление технологического присоединения к электросетям и технические условия для присоединения к электросети N21/25-32-103 (далее - ТУ).
В соответствии с ТУ на сетевую организацию возложены следующие обязанности:
- запроектировать, построить и оборудовать новую ТП-6/0,4 кВ;
- для электроснабжения новой ТП-6/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-6 кВ до резервной ячейки РУ-6 кВ ТП-2063;
- запроектировать и построить ЛЭП-0,4 кВ от новой ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя;
- осуществить мероприятия по реализации технических условий исполнить до границы земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.
В пункте 10 вышеуказанного проекта договора плата за технологическое присоединение рассматриваемого объекта определена исходя из следующей формулы:
"Плата = C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
где:
C1i - ставка за единицу максимальной мощности (руб/кВт);
Ni - объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение (кВт);
КЛ-04 кВ - стоимость строительства кабельной линии;
КЛ-6 кВ - стоимость строительства кабельной линии;
КТП - стоимость строительства трансформаторной подстанции;
Zизм.ст - индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта РФ, в котором располагаются существующие узлы подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к территориальным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития РФ в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности".
Плата, рассчитанная на основании вышеприведенной формулы, составляет 33 993 838 рублей 72 копейки (в том числе НДС).
Заявитель, не согласившись с указанным расчетом, обратился в Нижегородское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела комиссией установлено, что действующим законодательством предусмотрено два способа расчета платы за технологическое присоединения к электрическим сетям:
А) в соответствии со ставками за единицу мощности (приложение N2 к решению РСТ НО N74/1);
Б) в соответствии со стандартизированными тарифными ставками (приложение N1 к решению РСТ НО N74/1).
Рассмотрим более подробно оба указанных варианта.
А) В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11.09.2012 N209-э/1 (далее - Методические указания), размер платы за технологическое присоединение () для конкретного заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию Приложения N 2 к Методическим указаниям, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за технологическое присоединение (мероприятия 1, 4, 5, 6 указанного Приложения) и ставки (ставок) по мероприятиям "последней мили" реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного заявителя, умноженной на объем максимальной мощности, указанный заявителем в заявке на технологическое присоединение () на уровне напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт).
Для каждого конкретного заявителя при определении размера платы на основании утвержденных регулирующим органом ставок платы применяются те ставки (пункты 3.1 - 3.4 Приложения N 2), которые согласно поданной заявке соответствуют способу технологического присоединения.
Ставки платы за единицу максимальной мощности установлены в приложении N2 к решению РСТ НО N74/1.
По смыслу пункта 3.4 приложения N2 к указанному решению РСТ НО стоимость мероприятий по строительству комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ рассчитывается в порядке, предусмотренном пунктом 1.3.3 решения РСТ НО N74/1.
Согласно пункту 1.3.3 решения РСТ НО N74/1 при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям, предусматривающим мероприятия по строительству комплектных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ плата за строительство ТП рассчитывается по следующей формуле:
P = P + C x N x Z (3)
i3 i2 4i i изм.ст
где:
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i3
электросетевого хозяйства (руб.);
- P - плата за технологическое присоединение объектов
i2
электросетевого хозяйства, рассчитанная по формуле (2) подпункта 1.3.2 (руб.);
- C - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов
4i
сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения (руб./кВт);
- N - объем максимальной мощности, указанной в заявке на
i
технологическое присоединение заявителем (кВт);
- Z - индекс изменения сметной стоимости по строительно-
изм.ст
монтажным работам для субъекта Российской Федерации, в котором располагаются существующие узловые подстанции, к которым предполагается технологическое присоединение устройств, на квартал, предшествующий кварталу, в котором определяется плата за технологическое присоединение, к федеральным единичным расценкам 2001 года, рекомендуемого Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Исходя из вышеприведенных норм права стоимость технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра и Приволжья" для ООО "Эдельвейс" составила:
C1i x Ni + (КЛ-04 кВ x Ni) + (КЛ-6 кВ x Ni) + (КТП x Zизм.ст)
(20,7 + 22,83 +48,75) х 150 + (102084 х 150) + (87228 х 150) + (461,9 х 5,74) = 28808337,9 руб. (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 28808337,9 х 1,18 = 33 993 838,72 руб.
Именно указанный вариант расчета платы за технологическое присоединение был предложен сетевой организацией ООО "Эдельвейс".
Б) Иной порядок расчета стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии со стандартизированными тарифными ставки устанавливается пунктами 1.3.1 - 1.3.3 Решения РСТ НО N74/1. В соответствии с указанными нормами права стоимость технологического присоединения рассчитывается по следующей формуле:
P = C1,i x Ni + (C4,i x Ni x Zизм.ст (тп)) + (C3,i x L3,i x Zизм.ст (кл))
где:
P - плата за технологическое присоединение на уровне напряжения i;
C1,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии по мероприятиям, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства, (руб./кВт);
Ni - объем максимальной мощности, указанной в заявке на технологическое присоединение заявителем (кВт);
C3,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство кабельных линий электропередач, на i-м уровне напряжения, (руб./км);
L3,i - протяженность кабельных линий электропередач на i-м уровне напряжения, (км);
C4,i - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на строительство подстанций на i-м уровне напряжения, (руб./км);
Z - индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для субъекта РФ.
Следовательно, при указанном варианте расчета стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя в соответствии со стандартизированными тарифными ставками составляет:
(20,7+22,83+48,75х150)+(461,9х150х5,74)+(596967,74х0,14х4,95)+(22972 2,94х0,1х4,95)+(619199,68х0,07х4,95)=1153502,09 (без учета НДС); всего с учетом НДС (18%): 1153502,09 х 1,18 = 1 361 132,46 руб.
В соответствии с Методическими указаниями региональной службой по тарифам Нижегородской области утверждаются на период регулирования стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт).
Порядок осуществления технологического присоединении к электрическим сетям регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила технологического присоединения).
В указанных выше нормативных актах не устанавливается обязанность сетевой организации осуществить расчет платы за технологическое присоединение по всем возможным вариантам и предложить заявителю такой, который будет более выгоден заявителю по цене. Также указанными нормативными актами не ограничивается право сетевой организации направить заявителю проект договора о технологическом присоединении с расчетом платы по договору по любому из возможных вариантов.
Кроме того, согласно пункту 15 Правил технологического присоединения заявитель вправе не согласиться с представленным сетевой организацией проектом договора о технологическом присоединении и направить в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора, в том числе в части порядка расчета платы за технологическое присоединение. Таким образом реализуется право заявителя на выбор варианта расчета платы за технологическое присоединение. Указанная позиция разделяется и регулирующим органом - региональной службой по тарифам Нижегородской области (письмо РСТ НО от 27.09.2013 N516-4284/13).
Таким образом, стоимость технологического присоединения к электрическим сетям для ООО "Эдельвейс", указанная в проекте договора на осуществление технологического присоединения к электросетям, направленного в адрес заявителя сетевой организацией, рассчитана верно.
Каких-либо разногласий по предложенному проекту договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе по его цене, заявителем в адрес сетевой организации не направлялось.
На основании изложенного с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела комиссия приходит к итоговому выводу о том, что ОАО "МРСК Центра и Приволжья" действовало в допустимых пределах осуществления гражданских прав, соответственно, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
решила:
рассмотрение дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" открытым акционерным обществом "МРСК Центра и Приволжья" прекратить в связи c отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии А.Э. Дубинчик
Н.В. Литвиненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 ноября 2013 г. N 733-ФАС52-03/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016