Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 12 ноября 2013 г. N 02-01-41-10-13
Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2013 г. Новосибирск
Решение изготовлено в полном объеме 12.11.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Князькова С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Потапова О.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии
в присутствии "_", рассмотрев дело 02-01-41-10-13 от 24.09.2013 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "НОЭМА" (далее - ЗАО "НОЭМА"), (почтовый адрес: г. Новосибирск, ул. Владимировская, д. 1а, ИНН 5407103351) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление) обратилось ООО "Дорадо" (далее - заявитель) с жалобой на действия ЗАО "НОЭМА" (далее - завод), выразившиеся в незаконном отключении электрической энергии.
В ходе рассмотрения указанного заявления Новосибирским УФАС России дополнительно были установлены следующие обстоятельства.
ЗАО "НОЭМА" владеет объектами электросетевого хозяйства, что подтверждается Актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 02.07.2002, 02.11.2003. и имеет потребителей электрической энергии, присоединенных к сетям завода (ООО "Дорадо", ООО "Блюз"). Объекты, принадлежащие ЗАО "НОЭМА" участвуют в процессе передачи электрической энергии. В соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике ЗАО "НОЭМА" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектов электросетевого хозяйства.
Услуги по передаче электрической энергии в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 "О естественных монополиях" N 147-ФЗ отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени. При наличии технологического присоединения к передающим системами, которые являются необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, любой хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи, становится субъектом естественной монополии (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.01.2013 года N А45-24848/2012).
Таким образом, ЗАО "НОЭМА" является субъектом рынка по передаче электрической энергии, что следует, в том числе, из положений Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", по смыслу которого, услуги как по технологическому присоединению к электрическим сетям, так и по перетоку электрической энергии самостоятельного значения не имеют, а осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителей, являясь обязательной составляющей частью единого процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ЗАО "НОЭМА" занимает доминирующее положение по оказанию перетока (передачи) электрической энергии конечным потребителям через принадлежащие Обществу электрические сети.
01.09.2012 между ООО "Дорадо" и ЗАО "НОЭМА" был заключен договор об оплате эксплуатационных расходов. В соответствии с данным договором осуществлялась оплата эксплуатационных расходов, а также коммунальных услуг, в том числе за электроэнергию, согласно установленным приборам учета (Приложение N 1 к договору). В условий данного договора расчет ежемесячной суммы эксплуатационных расходов представлен следующим образом:
N п/п |
Наименование показателей |
Ежемесячная сумма возмещения |
1. |
Аренда земельного участка |
5596,00 |
2. |
Уборка придомовой территории |
2620,00 |
3. |
Обеспечение пропускного режима |
2258,00 |
4. |
Предоставление доступа к теплосетям |
4288,00 |
5. |
Предоставление доступа к электросетям |
4288,00 |
6. |
Предоставление доступа к водосетям |
4288,00 |
|
Итого постоянные ежемесячные затраты по договору |
23338,00 |
Оплата за услуги по уборке придомовой территории, обеспечению пропускного режима, предоставлению доступа к теплосетям, электросетям, водосетям составляет в совокупности 17 742, 00 руб.
Объем ежемесячного потребления электрической энергии составляет 800 кВт/ч, тариф ежемесячного потребления составляет 1840, 00 руб.
Оплата этих услуг, в том числе услуг по предоставлению доступа к электросетям подтверждается платежными поручениями NN 78 от 15.10.2012 (оплата по счету N 390 от 03.10.2012), 93 от 26.11.2012 (оплата по счету N 431 от 21.11.2012).
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно ч. 4 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 65 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Положением о департаменте по тарифам Новосибирской области, утв. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 25.02.2013 N 74-п, определено, что установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям; индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу входит в полномочия Департамента по тарифам Новосибирской области.
Следовательно, Департамент по тарифам Новосибирской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно разделу VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, тариф на услуги по передаче электрической энергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
В связи с изложенным, ЗАО "НОЭМА", осуществляя услугу по передаче электрической энергии, для возмещения соответствующих затрат (эксплуатационных расходов), связанных с передачей электрической энергии, содержанием, эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства, обязано было обратиться в уполномоченный орган за утверждением соответствующего тарифа. Взимание платы за услугу по передаче электрической энергии по самостоятельно установленному тарифу нарушает установленный вышеперечисленными нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
П. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Действия ЗАО "НОЭМА", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах расположения своих электрических сетей, по установлению для потребителей, присоединенных к сетям предприятия, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области содержат признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с указанными обстоятельствами Приказом Новосибирского УФАС России N 271 от 24.09.2013 в отношении ЗАО "НОЭМА" возбуждено дело N 02-01-41-10-13.
При рассмотрении дела N 02-01-41-10-13 представитель заявителя ООО "Дорадо" подтвердил, что договор от 01.09.2012 г. заключался сторонами в целях компенсации расходов завода, в том числе, связанных с электроснабжением помещений заявителя и ООО "Дорадо" оплачивало как стоимость непосредственно коммунальных услуг, так и эксплуатационные расходы. Представитель ЗАО "НОЭМА" на рассмотрении дела указал N 02-01-41-10-13, что Общество не оказывает услуги по передаче электрической энергии, соответственно плата за данные услуги ответчиком не взималась, а договор от 01.09.2012 г. был заключен по инициативе ООО "Дорадо".
Изучив материалы дела, доводы заявителя и ответчика в полном объеме, Комиссия приходит к следующим выводам.
Объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ЗАО "НОЭМА" участвуют в процессе передачи электрической энергии. По договору от 01.09.2012 г. взималась оплата как за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, так и за эксплуатационные расходы, связанные с оказанием коммунальных услуг. Следовательно в рамках действия указанного договора, компенсировались затраты ЗАО "НОЭМА", связанные с передачей (пропуском) электрической энергии. Комиссия Новосибирского УФАС России не отрицает права ответчика на возмещение затрат, которые Общество несет при осуществлении пропуска электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства (возмещение эксплуатационных расходов), однако, действующим законодательством предусмотрен единственно возможный порядок возмещения данных затрат посредством установления тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченном органе.
Взимание ЗАО "НОЭМА" в 2012-2013 гг. с ООО "Дорадо", присоединенного к сетям Общества, платы за услугу по передаче (перетоку) электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области), не соответствует установленному нормативными правовыми актам порядку ценообразования, является злоупотреблением ЗАО "НОЭМА" своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах расположения сетей Общества следовательно, нарушает п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ЗАО "НОЭМА" занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах расположения сетей Общества, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать ЗАО "НОЭМА" нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" путем установления и взимания с потребителей, присоединенных к сетям предприятия, платы за услугу по передаче электрической энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области.
3. Выдать ЗАО "НОЭМА" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 10 ч.1 ст.10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции"), а именно: не взимать с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства завода, плату за услугу по передаче электрической энергии по не установленному уполномоченным органом тарифу.
4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-01-41-10-13
12.11. 2013 г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. -заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Князькова С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Потапова О.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12.11.2013 года по делу 02-01-41-10-13 от 24.09.2013 о нарушении Закрытым акционерным обществом "НОЭМА" (далее - ЗАО "НОЭМА") (почтовый адрес: г. Новосибирск, ул. Владимировская, д. 1а, ИНН 5407103351) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Закрытому акционерному обществу "НОЭМА" (почтовый адрес: г. Новосибирск, ул. Владимировская, д. 1а, ИНН 5407103351) в срок до 05.12.2013 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: не взимать с потребителей, получающих электрическую энергию через объекты электросетевого хозяйства завода, плату за услугу по передаче электрической энергии по не установленному уполномоченным органом тарифу. Об исполнении данного предписания ЗАО "НОЭМА" необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 09.12.2013 с приложением подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 ноября 2013 г. N 02-01-41-10-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016