Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 30 июля 2015 г. N РНП-74-78/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: _____ - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: _____ - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
_____ - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП _____ в связи с уклонением последнего от заключения контракта, по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для плазмафереза (изв. N0369200000515000424), в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", действующего на основании доверенности от 05.03.2015 года б/н;
в отсутствие ИП _____ (его представителя), направившего ходатайство от 27.07.2015 о рассмотрение дела в его отсутствие, установила:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП _____ в связи с уклонением последнего от заключения контракта, по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для плазмафереза (изв. N 0369200000515000424) (далее - закупка).
Извещение N 0369200000515000424 об осуществлении закупки опубликовано на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 28.05.2015 года.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 256 486 рублей 00 копеек.
Окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 05.06.2015 года в 09:00.
Дата проведения аукциона - 11.06.2015 года.
Обеспечение исполнения контракта - 12 824 рубля 30 копеек.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок от 05.06.2015 на участие в закупке поступило две заявки. Обе заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке, а участники допущены до дальнейшего участия в аукционе.
Согласно протоколу заседания комиссии по подведению итогов от 15.06.2015 года победителем признан ИП _____ с предложением о цене контракта 190 500 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом заседания комиссии о признании победителя аукциона уклонившемся от заключения контракта от 01.07.2015 года ИП _____ нарушил требования части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе. В связи с чем принято решение о признании данного участника уклонившемся от заключения контракта.
По итогам проведения закупки заключен контракт N2015.256275 от 16.07.2015 года с участником, предложившем вторую после победителя цену контракта - ООО "Дельрус-Ч".
Согласно доводам, изложенным в обращении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", ИП _____ признан уклонившемся от заключения контракта на основании, предусмотренном частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, поскольку индивидуальный предприниматель в установленный законодательством о контрактной системе срок не представил подписанный проект контракта, а также документ, свидетельствующий об обеспечении исполнения контракта.
На заседание Комиссии ИП _____ (его представитель) не явился представил письменные пояснения, согласно которым индивидуальный предприниматель не имел намерение уклониться от заключения контракта.
Информационным письмом ИП _____ сообщает, что в период с момента публикации закупки до настоящего времени товар, предложенный на аукционе в необходимом количестве имеется на складе. В доказательство данного факта участник представил товарную накладную N 2 от 27.05.2015.
Также участник указал, что 24.06.2015 года контракт индивидуальным предпринимателем подписан; 24.06.2015 и 29.06.2015 переведены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта.
Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из требований части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона
Согласно протоколу проведения электронного аукциона цена, предложенная участником под порядковым номером 1 (ИП _____) снижена на 25,73 % от начальном (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 27 документации о закупке в случае если участником закупки, с которым заключается контракт предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта участником предоставляется обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, пункт 29 документации о закупке определяет размер обеспечения исполнения контракта - 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 12 824 рубля 30 копеек.
Заказчиком 15.06.2015 создан шаблон контракта. 19.06.2015 проект контракта направлен ИП _____ для дальнейшего его подписания.
На пятый день после направления проекта контракта, а именно 24.06.2015 года участником прикреплен и направлен подписанный ИП _____ проект контракта, а также платежное поручение N 40 от 24.06.2015, свидетельствующее о внесении участником денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 12 824 рубля 30 копеек (5 % от начальной (максимальной) цены контракта), и антидемпинговая гарантия, оформленная в виде информационного письма с дополнительным подтверждением намерения поставить товар.
Вместе с тем, надлежащим исполнением победителем своих обязательств по заключению контракта является не только сам факт его подписания участником закупки, но также и предоставления документа, свидетельствующего об обеспечении исполнения контракта.
Как уже отмечалось ранее в рассматриваемом случае участник снизил цену контракта относительно начальной (максимальной) цены контракта более чем 25 %. Следовательно, должны быть применены антидемпинговые меры, которые заключаются в предоставлении участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
В силу части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Однако участником в составе подписанного проекта контракта не представлено обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки с учетом требований части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Заказчик 25.06.2015 отклонил подписанный участником проект контракта и повторно направил его для дальнейшего подписания.
Однако победитель в предусмотренный законодательством о контрактной системе срок (до 28.06.2015) не представил подписанный со стороны участника закупки проект контракта и надлежащим образом оформленный документ, свидетельствующий об обеспечении исполнения контракта.
Проект контракта 30.06.205 года подписан повторно ИП _____ Однако такое подписание осуществлено за пределами сроков, предусмотренных законодательством о контрактной. Кроме того, данный проект контракта также не сопровождался надлежащим образом оформленным документом, свидетельствующим об обеспечении исполнения контракта.
В связи с чем 01.07.2015 года ИП _____ признан уклонившемся от заключения контракта. Данное решение оформлено протоколом заседания комиссии о признании победителя аукциона уклонившимся от заключении контракта от 01.07.2015 года и принято решение о заключении контракта с участником предложившим вторую после победителя цену контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о правомерном признании ИП _____ уклонившемся от заключения контракта.
Однако включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
В материалы дела ИП _____ представлено платежное поручение N 40 от 24.06.2015 года, свидетельствующее о внесении победителем денежных средств в размере 12824 рубля 30 копеек (без учета антидемпинговых мер) в качестве обеспечения исполнения контракта, платежное поручение N 43 от 29.06.2015, свидетельствующее о внесении победителем денежных средств в размере 19236 рублей 45 копеек (с учетом антидемпинговых мер). Заказчиком подтверждено получение указанный денежных средств на предусмотренный в документации о закупке счет.
Кроме того, сам факт неоднократного подписания проекта контракта также свидетельствует о намерении участника его заключить.
Также в материалы дела представлены информационное письмо ИП _____и товарная накладная N 2 от 27.05.2015, свидетельствующие о наличии у участника необходимого заказчику товара.
Данные документы подтверждают намерение победителя закупки заключить контракт и взять на себя обязательства по его исполнению.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер для ИП _____
Применительно к рассматриваемым правоотношениям отсутствие умысла у индивидуального предпринимателя является одним из обстоятельств, исключающих возможность наступления неблагоприятных последствий, поскольку является обстоятельствами смягчающими вину и ответственность.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию контракта подтверждаются материалами дела, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в действиях общества не усматриваются признаки недобросовестности, что не позволят включить общество в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное требование о формировании заказчиком проекта контракта при направлении его участнику закупи.
На заседание Комиссии представлен проект контракта, направленный ИП _____ для дальнейшего его подписания. Данный проект контракта не содержит реквизитов участника закупки, с которым заключается контракт; цены контракта, размера штрафных санкций. Также не заполнено приложение N1 к проекту контракта. На этапе направления проекта контракта победителю заказчик обладал всей необходимой информацией. Однако это не нашло своего отражения в проекте контракта, сформированном и направленном победителю закупки.
Отсутствие данных сведений свидетельствует о нарушениях в действия заказчика порядка заключения контракта, предусмотренного частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе и может привести к заключению контракта не на условиях, предусмотренных документацией о закупке, заявки участника закупки.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела Комиссия приходит к выводу, что у антимонопольного органа отсутствуют основания для принятия решения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП _____
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" решила:
1. Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" в отношении ИП _____ признанного победителем по результатам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для плазмафереза (изв. N0369200000515000424) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____
Члены Комиссии _____
_____
УВЕДОМЛЕНИЕ
о месте и времени рассмотрения сведений о включении
в реестр недобросовестных поставщиков
23 июля 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили сведения от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" о признании ИП _____ уклонившимся от заключения контракта, по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для плазмафереза (изв. N 0369200000515000424).
Руководствуясь частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), уведомляем вас о том, что заседание Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению вопроса о внесении сведений об ИП _____ признанного победителем по результатам проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для плазмафереза (изв. N0369200000515000424) (далее - закупка) состоится по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, 59, каб. 332 30 июля 2015 года в 09 часов 30 минут.
1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" необходимо на заседание Комиссии представить (с сопроводительным письмом и описью документов) следующие, надлежащим образом заверенные, копии документов и информацию по закупке (должны быть прошиты и пронумерованы):
1.1. сведения с указанием даты размещения на электронной площадке, официальном сайте в сети "Интернет" протоколов, составленных в ходе проведения закупки;
1.2. II-е части заявок участников закупки;
1.3. переписку с ИП _____ по вопросу заключения контракта;
1.4. проекты контрактов, направленные заказчиком победителю закупки в ходе подписания проекта контракта;
1.5. протоколы разногласий и ответы на них, составленные в ходе подписания контракта.
2. ИП _____ представить на заседание Комиссии Челябинского УФАС России (с сопроводительным письмом и описью документов) следующие, надлежащим образом заверенные, копии документов и информацию по закупке (должны быть прошиты и пронумерованы):
2.1. проект контракта, полученный от заказчика, со всеми приложениями;
2.2. сведения о дате получения контракта со всеми приложениями;
2.3. переписку с заказчиком по вопросу заключения контракта;
2.4. письменные пояснения с правовым обоснованием по факту невозможности заключить контракт по итогам проведения закупки, с приложением подтверждающих документов, при условии, что ИП _____ дано согласие заключить контракт и оказать услуги в соответствии с требованиями документации о закупке.
На заседание Комиссии необходимо представить оригиналы данных документов.
Непредставление в срок указанной информации или представление недостоверной информации влечет применение санкций, предусмотренных статьёй 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Явка представителей ИП _____ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" обязательна.
Лицам, присутствующим на Комиссии, при себе иметь паспорт, и доверенность на право представления интересов в Челябинском УФАС России.
Начальник отдела контроля закупок
для государственных и муниципальных нужд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июля 2015 г. N РНП-74-78/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016