Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 13 ноября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителей:
ООО "НПП Биотех-М" (далее - Заявитель, Общество): <_>
ОБУЗ "Ивановский областной наркологический диспансер" (далее - Заказчик): <_>
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: <_> установила:
30 октября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "НПП Биотех-М" на действия Заказчика - ОБУЗ "Ивановский областной наркологический диспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку аппарата для мембранного лечебного и (или) донорского плазмафереза АМПлд - "ТТ" или эквивалент (извещение N 0133200001713001333).
Заявитель считает, что Заказчиком при размещении государственного заказа были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и, как следствие, права и законные интересы ООО "НПП Биотех-М".
Из жалобы ООО "НПП Биотех-М" следует, что Заказчиком в разделе III "Спецификация" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено требование к товару, а именно: "п. 1.1. Аппарат должен соответствовать классу медицинского изделия в зависимости от потенциального риска применения не выше 2 а", которое, по мнению Заявителя, ограничивает число участников размещения заказа.
Также Заявитель указывает, класс медицинского изделия, в зависимости от потенциального риска применения не является характеристикой товара, а значит, был установлен Заказчиком незаконно.
Заявителем было отмечено, что аппарат для мембранного лечебного и (или) донорского плазмафереза АМПлд-"ТТ" торговой марки "Гемофеникс" ЗАО "Трекпор Технолоджи" при продлении ранее действовавшего 10 лет регистрационного удостоверения с классом медицинского изделия в зависимости от потенциального риска применения 2 б, без конструктивных изменений, по неизменному ТУ 9444-003-49560207-2002 был переклассифицирован, как 2 а, в связи с тем, что с 06 июня 2012 года изменились правила классификации, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 г. N 4-н г. Москва "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Приказ), в связи с чем, является единственным аппаратом соответствующим требованием аукционной документации.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, в своих возражениях указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении открытого аукциона в электронной форме допущено не было.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителя Заказчика, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС по рассмотрению указанной жалобы, следует, что ОБУЗ "Ивановский областной наркологический диспансер" утвердил документацию об открытом аукционе в электронной форме указанного размещения заказа в соответствии со ст. 34 Закона о размещении в которой установил требование к товару в соответствии со своими потребностями, а именно: требуется аппарат исключительно для мембранного лечебного и (или) донорского плазмафереза. Заказчик не нуждается в аппарате, который помимо мембранного плазмафереза выполняет дополнительные функции, поскольку данные функции часто приводят к повышению риска для пациентов.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что требование к классу медицинского изделия в зависимости от потенциального риска применения не выше 2 а относится к требованиям к безопасности товара и полностью соответствует ГОСТу Р 51609-2000 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" (далее - ГОСТ), а также Приказу от 06.06.2012 N 4-н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - Приказ).
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
24.10.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети "Интернет" было размещено извещение N 0133200001713001333 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку аппарата для мембранного лечебного и (или) донорского плазмафереза АМПлд - "ТТ" или эквивалент, а так же документация об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41. 6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Специфика каждого заказа определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, правомочия на их установление Законом о размещении заказов предоставлены Заказчику.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
На основании ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Указанные положения Закона содержат исчерпывающий перечень запретов к содержанию документации об аукционе.
В документации об открытом аукционе в электронной форме определены функциональные характеристики товара с указанием значений показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика.
Так Заказчиком в документации об открытом аукционе установлено требование к товару - аппарат должен соответствовать классу медицинского изделия в зависимости от потенциального риска применения не выше 2 а.
В соответствии с пунктом 3 Приказа при классификации медицинских изделий учитывают их функциональное назначение и условия применения, а также следующие критерии: длительность применения, инвазивность медицинских изделий, наличие контакта медицинских изделий с человеческим телом или взаимосвязи с ним, способ введения медицинских изделий в тело человека (через анатомические полости или хирургическим путем), применение медицинских изделий для жизненно важных органов и систем (сердце, центральная система кровообращения, центральная нервная система), применение источников энергии.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что установление Заказчиком такого показателя как класс медицинского изделия в зависимости от потенциального риска применения не нарушает норм Закона о размещении заказов, так как он связан с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в размещении заказа, ограничить число участников размещения заказа, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации открытого аукциона в электронной форме.
Кроме того, предметом данного открытого аукциона в электронной форме является право на заключение гражданско-правового договора на поставку, а не на изготовление предмета заказа, в связи с чем, участником размещения заказа может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме и удовлетворяющей потребностям Заказчика.
Доказательств подтверждающих отсутствие у Заявителя возможности приобрести, требующийся к поставке товар Обществом представлено не было.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя относительно установления Заказчиком требования, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа, является необоснованным.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении гражданско-правового договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников размещения заказа.
Довод Заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции не может быть предметом рассмотрения Комиссии Ивановского УФАС России в рамках настоящей жалобы, т.к. свидетельствует о предполагаемом нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о размещении заказов.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что при размещении государственного заказа не были нарушены нормы Закона о размещении заказов и, как следствие, права и законные интересы Заявителя и иных участников размещения заказа.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "НПП Биотех-М" на действия Заказчика - ОБУЗ "Ивановский областной наркологический диспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку аппарата для мембранного лечебного и (или) донорского плазмафереза АМПлд - "ТТ" или эквивалент необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 13 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016