Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 10146/05-2013 (опубликовано 14 ноября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: предсе-датель комиссии заместитель руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И., члены комиссии: главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е., специалист-эксперт Хвостова Н.В.,
рассмотрев дело N 10146/05-2013 по признакам нарушения законодательства Россий-ской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013 на странице 9 рекламы "Муниципального учреждения социального найма жилья", содержащей признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии:
заявителя - депутата Ульяновской Городской Думы, заместителя председателя Комитета по местному и территориальному самоуправлению по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Ульяновской Городской Думы Каленова Г.В. (удостоверение);
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекла-ме, - <З_> зарегистрированной по адресу: ****************************, - не явилась, в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела;
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Пронто-Самара" (далее - ООО "Пронто-Самара"), расположенного по адресу: 443080, г. Самара, ул. Революционная, д. 70, литера 1, - представителей <Д_> (доверенность N 172 от 31.10.2013, паспорт) и <Л_> (доверенность N 173 от 31.10.2013, паспорт), установила:
По заявлению д.л. Комитета по местному и территориальному са-моуправлению по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Ульяновской Город-ской Думы Калёнова Г.В. о размещении в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013 на странице 9 рекламы "Муниципального учреждения социального найма жилья", Ульяновским УФАС России определением от 17.09.2013 возбуждено дело N 10146/05-2013 по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве заявителя привлечен Каленов Г.В., в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - <З_> в качестве заинтересованного лица - ООО "Пронто-Самара". Рассмотрение дела назначено на 10.10.2013.
На заседании Комиссии 10.10.2013 Калёнов Г.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении.
В письменных пояснениях ООО "Пронто-Самара" (исх. N 07-10/2013 от 07.10.2013, вх. N 8821 от 07.10.2013) и представителем общества на заседании Комиссии 10.10.2013 пояснено, что оригинал-макет рассматриваемой рекламы был разработан в соответствии с заказом на публикацию рекламы N 9235650, реклама размещена согласно договору-счету N 09232034 от 03.07.2013. Согласно указанному договору-счету был опубликован графический оригинал-макет, нарисованный собственноручно <З_> и подколотый к бланку заказа. На бланке заказа имеется пометка, что готовый оригинал-макет рекламы нужно согласовать с заказчиком по электронной почте. О своем одобрении и согласии на публикацию направленного макета <З_> сообщила по телефону, и он был направлен в работу (к публикации). В процессе проводимого ООО "Пронто-Самара" мониторинга изданий 22.07.2013 было установлено, что в газете "Из рук в руки. Ульяновск" опубликован оригинал-макет, в тексте которого имеется словосочетание "муниципальное учреждение социального найма жилья", а в самом объявлении рекламируются риэлторские услуги. Оригинал-макет был откорректирован и продолжал публиковаться в изменённом виде.
<З_> на рассмотрение дела 10.10.2013 не явилась, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, о месте и времени рассмотрения дела. Запрошенные определением от 17.09.2013 о возбуждении дела N 10146/05-2013 документы <З_> не представлены.
Определением от 10.10.2013 срок рассмотрения дела N 10146/05-2013 продлен до 18.11.2013. Рассмотрение дела отложено и назначено на 01.11.2013.
Калёнов Г.В. на рассмотрении дела 01.11.2013 поддержал доводы, изложенные в заявле-нии в Ульяновское УФАС России, пояснил, что им руководителю Управления ФНС России по Ульяновской области Крюкову В.А. и начальнику УМВД России по Ульяновской области Варченко Ю.А. направлены письма (исх. N 601 от 14.10.2013 и N 602 от 14.10.2013, соответственно) с просьбой, проверить действия <З_> в части ведения предпринимательской деятельности, поскольку она не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Копии писем представлены для приобщения к материалам дела N 10146/05-2013.
Представителями ООО "Пронто-Самара" на заседании Комиссии 01.11.2013 дополнительно пояснено, что в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 62 (1253) от 12.08.2013 опубликовано опровержение о том, что в оригинал-макете N 9235650, размещенном в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 52(1243) от 08.07.2013, N 53(1244) от 11.07.2013, N 54(1245) от 15.07.2013, N 55(1246) от 18.07.2013 и N 56(1247) от 22.07.2013, была допущена ошибка в заголовке макета, поэтому информацию о социальном найме жилья и социальных гарантиях в данных объявлениях необходимо считать недействительной.
<З_> в письменных пояснениях по делу (вх. N 349/ог от 30.10.2013) сообщено, что объявление в газету "Из рук в руки" было подано формально, фактически заказчиком выступа-ла её свекровь - <К_> В связи с отсутствием у <К_> на момент подачи объявления паспор-та, договор с газетой был заключен <З_> При подаче объявления в редакции газеты "Из рук в руки. Ульяновск" пояснили, что текст может быть разного содержания, никакие правоуста-навливающие документы редакция не запросила. Никакого злого умысла <З_> и <К_> не преследовали.
Исследовав материалы дела N 10146/05-2013, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Муни-ципального учреждения социального найма жилья", размещенную в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013 на странице 9, ненадлежащей. При этом Комиссия ис-ходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение заместителя председателя Комите-та по местному и территориальному самоуправлению по вопросам правопорядка и противо-действия коррупции Ульяновской Городской Думы Калёнова Г.В. (исх. N 564 от 25.07.2013, вх. N 6513 от 25.07.2013) о размещении в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013 на странице 9 рекламы об оказании риэлторских услуг, которая содержит не соот-ветствующие действительности сведения.
К обращению приложен оригинал страницы 9 газеты "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013.
Указанная реклама имеет следующее содержание:
"Муниципальное учреждение
социального найма жилья
Социально гарантировано
Услуги:
АРЕНДА ЖИЛЬЯ
- Покупка
- Продажа
- Приватизация
Мы поможем Вам!
76-92-81".
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
Учредителем и издателем газеты "Из рук в руки. Ульяновск" (свидетельство о регист-рации средства массовой информации ПИ N ТУ 73-00149 от 06.08.2010) является ООО "Прон-то-Самара".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, размещенная на странице 9 газеты "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - "Муниципальному учреждению социального найма жилья" и услугам им оказываемым: по аренде, покупке, продаже и приватизации жилья.
Ульяновским УФАС России в адрес Администрации г. Ульяновска направлен запрос (исх. N 5755-05 от 18.09.2013) о представлении сведений о том, создавалось ли муниципаль-ным образованием "город Ульяновск" муниципальное учреждение социального найма жилья. Согласно ответу Администрации г. Ульяновска (исх. N 8729-01 от 04.10.2013, вх. N 8761 от 04.10.2013) данное учреждение не создавалось.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), юридическое лицо с наименованием "Муниципальное учреждение социального найма жилья" в Едином государственном реестре юридических лиц не значится.
В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной при-знается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изгото-вителе или о продавце рекламируемого товара.
В нарушение указанной нормы закона в рассматриваемой рекламе рекламируются услу-ги "Муниципального учреждения социального найма жилья", однако указанное учреждение муниципальным образованием "город Ульяновск" не создавалось, в ЕГРЮЛ не значится, тем самым рекламодатель сознательно вводил в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела N 10146/05-2013 установлено, что реклама, размещенная в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013 на странице 9, заказана <З_> со-гласно договору-счету N 09232034 от 03.07.2013, объект рекламирования и содержание рекла-мы определены <З_> Следовательно, рекламодателем в данном случае является <З_> неза-висимо от того, кем фактически оказываются рекламируемые услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмот-рения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе анти-монопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Комиссия считает, что в данном случае имеется необходимость выдачи предписаний рекламодателю и рекламораспространителю в целях предотвращения возможного дальнейшего распространения рекламы с нарушением законодательства о рекламе.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Муниципального учреждения социального найма жилья", размещенную в газете "Из рук в руки. Ульяновск" N 53 (1244) от 11.07.2013 на странице 9, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать <З_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекла-ме.
3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Пронто-Самара" предписа-ние о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18.11.2013.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Н.В. Хвостов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 10146/05-2013 (опубликовано 14 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016