Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 14 ноября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
в присутствии представителей:
ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" (далее - Заказчик): <_>
ООО "ИвановоМедТорг" (далее - Заявитель): <_> установила:
01 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ИвановоМедТорг" на действия ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" при проведении запроса котировок на поставку дезинфекционных средств. Размещение для субъектов малого предпринимательства (извещение N 0333200009713000051).
Заявитель считает, что в ходе размещения государственного заказа котировочная комиссия незаконно отклонила заявку ООО "ИвановоМедТорг", чем нарушила требования, установленные Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Заказчик установил требования к товару, которым соответствуют, по позиции 1, только средство "Лактасепт" производства ООО "Росхим", Россия, по позиции 2 - средство "Бактол форте" производства ООО "Росхим", Россия. Данное обстоятельство ограничивает количество участников размещения заказа. Доказательством того, что Заказчик установил требования к товару, которым соответствуют по позиции 1, только средство "Лактасепт", по позиции 2 - средство "Бактол форте", в том числе, служит указание на данные лекарственные средства в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Заказчика в своих возражениях, а также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России при рассмотрении жалобы указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении запроса котировок допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
14.10.2013 на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в сети "Интернет" было размещено извещение N 0333200009713000051 о проведении запроса котировок на поставку дезинфекционных средств. Размещение для субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0333200009713000051-П от 25.10.2013 котировочная комиссия отклонила котировочную заявку ООО "ИвановоМедТорг". Вследствие того, что котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно: характеристики товара, указанные в заявке, не соответствуют тем, что указаны в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии со ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с ч. 2.1 - 3.4 ст. 34 Закона о размещении заказов;
4.1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
12) требование, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование.
На основании указанной нормы, Заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил предмет контракта: поставка дезинфекционных средств, также указал технические, функциональные и качественные характеристики товара, необходимые Заказчику, в том числе такие требования к дезинфицирующему средству: "дидецилдиметиламмоний хлорид не более 5 %. 2-пропанол - не более 3 %. Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных (включая синегнойную палочку) и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза, в т.ч. тестированных на М-Terrae) микроорганизмов_".
Участники запроса котировок должны были отразить в своих котировочных заявках всю ту информацию, которую предписывает закон. Критерием определения победителя запроса котировок является соответствие котировочной заявки всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, установленным Заказчиком.
В своей заявке ООО "ИвановоМедТорг" выразило согласие на исполнение условий договора, указанных в извещении о проведении запроса котировок. Однако в своей заявке Общество предложило средство "Аминаз-плюс" ООО "Уралхимфарм-плюс", Россия со следующими характеристиками: "дидецилдиметиламмоний хлорид 8 %. 2-пропанол - 5 %". Следовательно, характеристики товара, указанные в заявке ООО "ИвановоМедТорг", не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Исходя из изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу, что отказ котировочной комиссии Заявителю в допуске к участию в запросе котировок является обоснованным, т.к. заявка ООО "ИвановоМедТорг" не соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Кроме того, в заявке Общества было указано, что "средство "Аминаз-плюс" обладает антимикробной активностью в отношении грамположительных (включая микобактерии туберкулеза, в т.ч. тестированных на М-Terrae) микроорганизмов_".
Однако в ходе заседания Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика была представлена инструкция N 9 по применению дезинфицирующего средства "Аминаз-Плюс" (ООО "Уралхимфарм-плюс", Россия), согласно которой "средство "Аминаз-Плюс" обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза, возбудителей внутрибольничных инфекций, в т.ч. синегнойной палочки, анаэробной инфекции), а также эффективно в отношении возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия), микроорганизмов, вирусов (включая аденовирусы, все типы вирусов гриппа, в т.ч. вирусов "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа А/H1N1, парагриппа, возбудителей острых респираторных инфекций, энтеровирусы, ротавирусы, вирус полиомиелита, вирусы энтеральных, парентеральных гепатитов, герпеса, "атипичной пневмонии" (SARS), ВИЧ-инфекции и др.), патогенных грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов; средство обладает спороцидной активностью". Следовательно, антимикробной активностью в отношении грамположительных микроорганизмов (включая микобактерии туберкулеза, в т.ч. тестированных на М-Terrae), средство, предложенное Заявителем, не обладает, что также не соответствует извещению о проведении запроса котировок.
Довод ООО "ИвановоМедТорг" о том, что Заказчик установил требования к товару, которым соответствует по позиции 1, только средство "Лактасепт" производства ООО "Росхим", Россия, по позиции 2 - средство "Бактол форте" производства ООО "Росхим", Россия, и данное обстоятельство ограничивает количество участников размещения заказа, не состоятелен ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказов жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок.
В случае выявления Заявителем при изучении извещения о проведении запроса котировок требований, установленных Заказчиком в документации, противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации, ООО "ИвановоМедТорг" могло обжаловать положения извещения о проведении запроса котировок до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, однако, не сделало этого. Датой окончания срока подачи котировочных заявок на участие в данном размещении заказа является 24.10.2013. На момент подачи жалобы ООО "ИвановоМедТорг" (01.11.2013) срок, указанный в ст. 57 Закона о размещении заказов, истек.
Таким образом, Комиссией Ивановского УФАС России довод Заявителя относительно положений извещения о проведении запроса котировок, оставлен без рассмотрения.
По истечении указанных в ст. 57 Закона о размещении заказов сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется в судебном порядке.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявитель не представил документальных доказательств, имеющих юридическую силу, подтверждающих доводы об ограничении Заказчиком количества участников размещения заказа.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0333200009713000051-П от 25.10.2013 на участие в запросе котировок было подано, помимо заявки Общества, 3 заявки (2 участника размещения заказа предложили к поставке, по позиции 1, средство "Лактасепт" производства ООО "Росхим", Россия, по позиции 2 - средство "Бактол форте" производства ООО "Росхим", Россия), что является доказательством отсутствия ограничения количества участников размещения заказа.
Предметом данного запроса котировок является право на заключение государственного контракта на поставку, а не на изготовление предмета заказа, в связи с чем, участником размещения заказа может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям технического задания извещения о проведении запроса котировок и удовлетворяющей потребностям Заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.
В соответствии с п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
На основании ч. 1, 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно ч. 3 ст. 19.1 Закона о размещении заказов размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
В рассматриваемом случае Заказчик исполнил свою обязанность, указав в извещении о проведении запроса котировок максимальную цену контракта, привел ее обоснование. Запрета на использование коммерческих предложений поставщиков (в т.ч. с указанием наименования товара, предлагаемого поставщиками) в качестве источника информации о ценах товаров, являющихся предметом заказа, Закон о размещении заказов не содержит. Следовательно, довод Заявителя о том, что доказательством установлений требований к товару, которым соответствуют по позиции 1, только средство "Лактасепт", по позиции 2 - средство "Бактол форте", в т.ч. служит указание на данные лекарственные средства в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, несостоятелен.
При анализе заявок участников размещения заказа, предоставленных Заказчиком, было установлено, что информация, содержащаяся в заявке ООО "Шуз", допущенного к участию в запросе котировок, не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок. А именно, по первой позиции: "Средство должно обладать бактерицидной (в том числе в отношении микобактерии туберкулеза, возбудителей анаэробных и внутрибольничных инфекций /Метициллин-резистентного золотистого стафилококка (MRSA), Ванкомицин-резистентного энтерококка (VRE), синегнойной палочки/), спороцидной, вирулицидной (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (в т.ч. гепатита А, В и С), ВИЧ, полиомиелита, аденовирусов, энтеровирусов, ротавирусов, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS), "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа А/H1N1, гриппа человека, герпеса и др.), фунгицидной (грибы рода Кандида, Трихофитон, плесневые) активностью, также средство должно обладать овоцидными свойствами в отношении возбудителей паразитарных болезней (цистов и ооцистов простейших, яиц и личинок гельминтов). Дезинфицирующее средство предназначено: - для дезинфекции и мытья (в том числе способом орошения) поверхностей в помещениях; - для предварительной очистки эндоскопов и инструментов к ним; - для дезинфекции высокого уровня (ДВУ) жестких и гибких эндоскопов; - для стерилизации изделий медицинского назначения, в том числе хирургических и стоматологических инструментов, жестких и гибких эндоскопов и инструментов к ним; - для дезинфекции медицинских (классов Б и В) и других органических отходов; - для дезинфекции санитарного транспорта и транспорта для перевозки пищевых продуктов; - для обеззараживания (дезинвазии) объектов внешней среды, контаминированных возбудителями паразитарных болезней (цистами и ооцистами простейших, яйцами и личинками гельминтов); - обеззараживания крови и биологических выделений (мочи, фекалий, мокроты, рвотных масс) в лечебно-профилактических учреждениях и организациях, диагностических и клинических лабораториях, на станциях и пунктах переливания и забора крови, на санитарном транспорте"; по второй позиции: "Средство не должно содержать альдегидов, кислот, щелочей, перекисных соединений, производных фенола, глиоксаля. Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных (включая синегнойную палочку) и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза, в т.ч. тестированных на М-Terrae) микроорганизмов, вирусов (включая аденовирусы, все типы вирусов гриппа, в т.ч. вирусов "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа А/H1N1, парагриппа, возбудителей острых респираторных инфекций, энтеровирусы, ротавирусы, вирус полиомиелита, вирусы энтеральных, парентеральных гепатитов, герпеса, "атипичной пневмонии" (SARS), ВИЧ-инфекции и др.), патогенных грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробной инфекции, а также овоцидными свойствами в отношении возбудителей паразитарных болезней (цистов и ооцистов простейших, яиц и личинок гельминтов). Средство должно эффективно разрушать биопленки и препятствовать их образованию. Средство должно быть биоразлагаемым и экологически безопасным. Средство должно обладать пролонгированным антибактериальным эффектом в течение не менее 5 часов. Дезинфицирующее средство предназначено для: - профилактической, текущей и заключительной дезинфекции поверхностей в помещениях, поверхностей аппаратов, приборов, жесткой мебели, мягких покрытий (в т.ч. ковровые и прочие напольные покрытия, обивочные ткани, мягкая мебель), санитарно-технического оборудования, белья, столовой посуды (в т.ч. одноразовой), лабораторной посуды, предметов для мытья посуды, игрушек, спортивного инвентаря, средств личной гигиены, предметов ухода за больными, уборочного материала и инвентаря, (включая отделения неонтологии, роддома, палаты новорожденных и пр.), акушерских стационарах, клинических, микробиологических и др. лабораториях, детских учреждениях; - дезинфекции пиявок после гирудотерапии; - дезинфекции медицинских отходов (ватные тампоны, перевязочный материал, изделия медицинского назначения однократного применения и пр.), а также пищевых отходов; - дезинфекции крови и биологических выделений в ЛПО, в лабораториях, на санитарном транспорте и пр.; - дезинфекции крови в сгустках, донорской крови и препаратов крови с истекшим сроком годности, дезинфекция биологических отходов класса Б и В, к которым относятся кровь, моча, фекалии, мокрота, эндотрахиальный аспират, рвотные массы, спинномозговая жидкость, интраоперационный материал, дренажный материал, смывные воды, в т.ч. эндоскопические, патологоанатомические отходы, органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.), все отходы из инфекционных и кожно-венерологических отделений, фтизиатрических и микологических клиник и подразделений (в т.ч.
пищевые), отходы из микробиологических лабораторий (культуры и штаммы, вакцины, вирусологический опасный материал 3-4 группы патогенности; - дезинфекции кувезов и приспособлений к ним, комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования, датчиков УЗИ; - дезинфекции высокого уровня эндоскопов; - обеззараживания (дезинвазии) почвы, предметов обихода, игрушек, помещений, лабораторной посуды и лабораторного оборудования, контаминированных возбудителями паразитарных болезней (цистами и ооцистами простейших, яйцами и личинками гельминтов, остриций)".
В соответствии с ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Между тем, заявка ООО "Шуз", допущенного до участия в запросе котировок, требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, не соответствовала, в связи с чем, не могла быть допущена до участия в запросе котировок и подлежала отклонению. Следовательно, в действиях котировочной комиссии ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" имеются нарушения ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "ИвановоМедТорг" на действия ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" при проведении запроса котировок на поставку дезинфекционных средств. Размещение для субъектов малого предпринимательства (извещение N 0333200009713000051) необоснованной.
2. Признать действия котировочной комиссии ОБУЗ "Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн" по незаконному допуску заявки ООО "Шуз" к участию в запросе котировок нарушением ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов.
3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 14 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016