Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 3 июня 2015 г. N 99-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе Гражданина (далее - Заявитель), возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 20.05.2015 N 283-ж/2015, провела внеплановую проверку действий Отдела МВД России по Кизильскому району Челябинской области (далее - Заказчик) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания тира Отдела МВД России по Кизильскому району (извещение N 0369100049215000005) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителя Отдела МВД России по Кизильскому району Челябинской области, действующего на основании доверенности от 02.06.2015 N 34, установила:
В Челябинское УФАС России 19.05.2015 поступила жалоба Гражданина на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по текущему ремонту здания тира Отдела МВД России по Кизильскому району (извещение N 0369100049215000005), объявленном Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 08.05.2015 извещения о закупке.
Жалоба возвращена Заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 20.05.2015 N 283-ж/2015 в связи с нарушением установленного пунктом 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе порядка ее оформления.
Начальная (максимальная) цена контракта- 1 000 201 рубль 00 копеек.
Контракт по состоянию на 03.06.2015 не заключен.
Согласно доводам обращения аукционная документация не соответствует установленным законом требованиям. По мнению заявителя, техническое задание, являющееся неотъемлемой частью документации, представляет собой отсканированный документ, что не позволяет участнику после сохранения осуществить возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра.
Представитель заказчика с доводами, содержащимися в обращении заявителя, не согласился. Согласно пояснениям представителя, аукционная документация, размещенная заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, полностью соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов участников закупки.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 21.05.2015 на участие в аукционе подано четыре заявки, две из которых признаны аукционной комиссией не соответствующими требованиям аукционной документации. Так, заявки участников с защищенными номерами 6011929, 8855082 отклонены на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации об электронном аукционе. Однако в нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок не содержит обоснования принятого аукционной комиссией решения об отказе участникам в допуске к участию в аукционе. Также в протоколе отсутствует ссылка на положения аукционной документации, которым не соответствуют заявки участников.
Кроме того, аукционной комиссией неправомерно допущены к участию в аукционе участники с защищенными номерами заявок 4866277, 2742783. Так, в пункте 4 Инструкции по заполнению заявки указано, что требуемые параметры, установленные заказчиком, изменяться не могут. В случае, если установлен показатель товара (требуемое значение), используя буквенное или числовое обозначение, в том числе с использованием знаков "-", "/", "*", то такой показатель (требуемое значение) следует считать неизменяемым. Иными словами данные показатели должны быть указаны участниками в заявках в соответствии со значениями, установленными документацией о закупке.
В Приложении N 2 аукционной документации содержатся технические и функциональные характеристики товаров, используемых при выполнении работ. В пункте 1 Приложения N 2 указаны требуемые значения крупного и мелкого заполнителей смесей бетонных: "щебень из отсевов дробления плотных горных пород/гравий из плотных горных пород/щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии/щебень из шлаков ТЭЦ/щебень из плотных горных пород" и "смесь природного песка и песка из отсевов дробления горных пород/природный песок/песок из отсевов дробления горных пород/золошлаковые смеси/золы-уноса".
В заявках, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации, в отношении показателей "крупный заполнитель", "мелкий заполнитель" указано конкретное значение: "щебень из отсевов дробления плотных горных пород".
Кроме того, в пункте 2 технического задания заказчиком в качестве характеристики используемого при выполнении работ товара "растворы простые (на одном вяжущем)" указана норма подвижности по погружению конуса равная 1-14 см.
В пункте 2 заявок, признанных аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации, участниками в качестве характеристики предлагаемого к поставке товара указано значение нормы подвижности по погружению конуса равное 1 см.
Фактически содержащаяся в заявках участников информация о показателях предлагаемых к поставке товаров "смеси бетонные", "растворы простые (на одном вяжущем)" не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, решение аукционной комиссии о допуске участников с защищенными номерами заявок 4866277, 2742783 к участию в аукционе является необоснованным и свидетельствует о нарушении части 1, части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2, пункте 9, пункте 10 Инструкции прописано, что в случае если ГОСТы, представленные в приложении, являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции.
Графа "Сведения о сертификации" заполняется участником закупки в случае наличия требований о сертификации продукции в документации об открытом аукционе в электронной форме (в соответствии с законодательством РФ).
Материалы, используемые при производстве работ должны иметь соответствующие сертификаты. Наличие соответствующих сертификатов при производстве работ обязательно.
Однако данные положения Инструкции не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части объективного характера описания объекта закупки. Так, в силу закона обязанность формирования документации об электронном аукционе, установления соответствующих требований, условий, правил участия в закупке возложена на заказчика, осуществляющего закупку товаров, работ, услуг. В свою очередь, участники, проанализировав аукционную документацию и подав заявку на участие в аукционе лишь соглашаются с установленными заказчиком условиями, правилами, требованиями и предоставляют необходимые для участия в закупке документы.
В пункте 11 технического задания в качестве характеристики товара "краска масляная" указан цвет, который определяется по согласованию с заказчиком. Исходя из данной информации не представляется возможным определить потребность заказчика и надлежащим образом заполнить заявку, что может привести к необоснованному допуску либо отказу в допуске к участию в аукционе. Более того, техническое задание не предусматривает порядка согласования с заказчиком цвета закупаемой масляной краски.
В пункте 16 технического задания заказчиком установлено, что степень защиты коробки ответвительной должна быть не хуже IP31. Исходя из указанных сведений невозможно сделать однозначный вывод о потребности заказчика, что не позволит участнику оформить и подать заявку, соответствующую требованиям аукционной документации.
Документация о закупке по своей правовой природе является публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика. Однако содержащееся в техническом задании описание объекта закупки не носит объективного характера, информация о характеристиках материалов, используемых при выполнении работ, не позволит участникам в заявке предложить к поставке товар, соответствующий потребности заказчика. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 4 Инструкции по заполнению заявки указано, что в случае, если установлен показатель товара (требуемое значение), используя буквенное или числовое обозначение, в том числе с использованием знаков "-", "/", "*", то такой показатель (требуемое значение) следует считать неизменяемым.
В техническом задании заказчиком множество характеристик материалов указано с использованием знака "/". Так, например, в пункте 14 Приложения N 2 указана порода древесины досок хвойных пород. обрезных: сосна/лиственница.
Однако значение указанного в аукционной документации знака "/" отождествляется Комиссией Челябинского УФАС России со значением разделительного союза "или", что предусматривает выбор и указание участником в заявке конкретного показателя материала. Данный факт подтверждается результатами аукциона.
Так, в заявках с защищенными номерами 4866277, 2742783 участниками в качестве характеристики досок хвойных пород. обрезных указана порода древесины: сосна. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 21.05.2015 аукционной комиссией указанные заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, участники допущены к участию в аукционе.
Таким образом, указанная заказчиком в Инструкции информация в части использования знака "/" является ненадлежащей, что, в свою очередь, может ввести участников в заблуждение и стать причиной неправомерного допуска либо отказа в допуске к участию в аукционе.
В пункте 4 Инструкции указано, что в случае если в требуемом параметре присутствует слово "диапазон", "в пределах", "в диапазоне", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений, который будет не хуже установленного заказчиком. Однако исходя из данной информации не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, каким образом участник должен заполнить заявку, что подразумевается под словом "не хуже".
Кроме того, согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, устанавливая требования к словам, цифрам, обозначениям, которые должны содержаться в первой части заявки заказчик фактически устанавливает требования к оформлению и форме заявки, что прямо запрещено указанным положением законодательства о контрактной системе.
В пунктах 6, 7 Инструкции установлено, что в случае использования при выполнении работ эквивалента товара, указанного в документации, необходимо указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, однозначно определяющий товар и значения по соответствующим показателям эквивалентности товара, которые будут использованы при выполнении работ.
В случае неуказания в документации товарного знака товара, необходимо указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) либо указать на отсутствие товарного знака, в случае его отсутствия, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, однозначно определяющий товар и значения по соответствующим показателям эквивалентности товара, которые будут использованы при выполнении работ.
Однако аукционная документация не содержит указания на товарные знаки, следовательно требование, установленное заказчиком в пункте 6 Инструкции, является необоснованным. Более того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность участника указывать в заявке информацию об отсутствии товарного знака.
В данном случае Инструкция по заполнению заявки, являющаяся составной и неотъемлемой частью аукционной документации, содержит сложные для восприятия формулировки, сочетания и обозначения.
Предлагаемая участникам в Инструкции информация указана без соблюдения красных строк, с использованием условных обозначений, символов, знаков препинания, используемых участниками, в целях соблюдения требований заказчика к оформлению заявки.
Так, например, в пункте 4 технического задания описание характеристик товара содержит знаки "+/-", "+.-", "-.+", значение которых неясно: "участнику закупки необходимо предоставить сведения по отклонению (допустимому, действительному, предельному) как в сторону увеличения ("+"), так и в сторону уменьшения ("-"), в соответствии с требованием регламентирующего нормативного документа либо только в одну сторону, если требуемое значение содержит только "+" или только "-", в соответствии с требованием регламентирующего нормативного документа".
Указанные формулировки не позволяют участнику должным образом воспринять информацию и заполнить заявку в соответствии с требованиями документации о закупке. Данные символы, формулировки, условные обозначения не разъясняют участнику порядок заполнения заявки, а наоборот вводят в заблуждение, способствуют ограничению количества участников в аукционе, а также приводят к необоснованному допуску либо отказу участникам в допуске к участию в аукционе, в том числе в результате фактического определения требований к оформлению заявок, что не соответствует законодательству о контрактной системе, в том числе части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, совокупность данных обстоятельств свидетельствует об установлении заказчиком в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
В пункте 1.6. аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. В соответствии с указанными требованиями первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
2) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Однако заказчиком осуществляется закупка работ с использованием товаров. Отсутствие конкретизации требований к содержанию заявки исходя из норм закона может ввести участников в заблуждение и стать причиной необоснованного допуска либо отказа в допуске к участию в аукционе.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пункт 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе внесены изменения, в соответствии с которыми в заявке участнику необходимо указывать наименование страны происхождения товара. В связи с этим, установленное Заказчиком в документации о закупке требование к содержанию, составу первой части заявки не соответствует части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В пункте 1.6. документации заказчиком установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копий этих документов, а также декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 8 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Однако заказчиком не конкретизировано, какие именно документы должен представить участник в качестве подтверждения соответствия товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более того, содержащееся в пункте 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование об обладании участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не относится к объекту закупки. Так, заказчиком осуществляется закупка работ по текущему ремонту здания тира Отдела МВД России по Кизильскому району.
Также в пункте 1.6. аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копий этих документов, документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копий этих документов.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в аукционной документации, должна соответствовать информации, указанной в извещении о проведении электронного аукциона. Указанное требование установлено законодателем с целью обеспечения принципа прозрачности информации в сфере контрактной системы.
Однако в извещении о закупке отсутствуют сведения о предоставляемых участнику в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе преимуществах. Извещение не предусматривает установление условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Фактически информация, указанная в аукционной документации, противоречит информации, указанной в извещении о проведении аукциона.
Таким образом, заказчик, установив в документации ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки, установив ненадлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, указав противоречивую информацию о преимуществах, условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, необходимое участникам для заполнения заявок техническое задание, содержащее 23 пункта с указанием на наименование и характеристики требуемых товаров, размещено заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в формате, не позволяющем копировать произвольные фрагменты текста средствами соответствующей программы, что значительно затрудняет восприятие информации и препятствует надлежащему формированию заявок.
5. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 1.2.3.2. аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки. Так, участник должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом настоящего Аукциона. Однако заказчиком не конкретизировано, каким именно требованиям должен соответствовать участник, какие документы необходимо предоставить в подтверждение соответствия данным требованиям.
Кроме того, заказчиком в документации не предусмотрены требования об отсутствии у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, что не соответствует нормам действующего законодательства о контрактной системе.
Таким образом, заказчик, указав в аукционной документации ненадлежащую информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, нарушил пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены единые требования к участникам, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия данным требованиям. Также в извещении не конкретизировано, каким требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, должен соответствовать участник и какие подтверждающие документы должны быть им представлены.
7. Согласно части 1 статьи 34, части 1, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В пунктах 4.1.2., 4.1.5. проекта контракта указано, что Подрядчик предоставляет Заказчику необходимую документацию (паспорт завода изготовителя, протоколы заводских испытаний, сертификат соответствия) подтверждающую надлежащее качество материалов используемых при выполнении работ.
Подрядчик обязан предоставить Заказчику свидетельство подтверждающее право Подрядчика осуществлять виды работ предусмотренные настоящим контрактом.
Однако заказчиком не конкретизирован перечень документов, предоставляемых участником при выполнении работ, что может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке, а также к невозможности исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
8. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует порядок и срок приемки выполненных работ, а также срок и порядок оформления результатов такой приемки.
9. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок регламентируется Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В пункте 7.3. проекта государственного контракта прописано, что за нарушение сроков выполнения работ Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, установленной на день уплаты неустойки, от суммы контракта за каждый день просрочки, но не более основной суммы кон-тракта. Данная информация не соответствует требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Более того, в соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Однако в разделе 7 проекта государственного контракта не предусмотрено начисление штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
10. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом пунктом 17 Информационной карты, пунктом 2.4. проекта контракта предусмотрен способ обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств, что не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 17 Информационной карты, пункте 2.4. проекта контракта в качестве одного из способов обеспечения исполнения контракта предусмотрено предоставление банковской гарантии.
Однако в пункте 10.1. проекта контракта отсутствует срок действия контракта, что не позволит применить предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пунктом 17 Информационной карты, пунктом 2.4. проекта контракта банковскую гарантию. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе пункт 2.4. проекта контракта не содержит указанной информации.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение требований части 4 статьи 4, части 5 статьи 112, части 2 статьи 65, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1, части 2, части 3 статьи 64, пункта 7, пункта 9 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 5, части 8, части 7, части 13, части 27 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение требований части 1, части 3, части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 99-ВП/2015
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
03 июня 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 03.06.2015, вынесенного по итогам рассмотрения обращения Гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания тира Отдела МВД России по Кизильскому району (извещение N 0369100049215000005), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Отделу МВД России по Кизильскому району Челябинской области с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения Аукциона (изв. N 0369100049215000005);
2. Аукционной комиссии по Аукциону (изв. N 0369100049215000005) в срок до 17.06.2015 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, и передать указанное решение в Отдел МВД России по Кизильскому району Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru и направления оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ";
3. Отделу МВД России по Кизильскому району Челябинской области в срок до 24.06.2015:
3.1. разместить сведения о решении Аукционной комиссии по Аукциону об отмене протоколов на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru и направить их оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ";
3.2. принять решение об отмене Аукциона и разместить сведения об указанном решении на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru;
4. ЗАО "Сбербанк-АСТ" с 08.06.2015 обеспечить Отделу МВД России по Кизильскому району Челябинской области, аукционной комиссии по Аукциону возможность исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания;
5. Отделу МВД России по Кизильскому району Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 23.07.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене Аукциона, копию решения Аукционной комиссии по Аукциону об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, доказательства размещения сведений об указанном решении, а также решения Заказчика об отмене Аукциона на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru и направления оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
6. ЗАО "Сбербанк-АСТ" в подтверждение исполнения предписания в срок до 23.07.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июня 2015 г. N 99-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016