Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 15 ноября 2013 г. N 93-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н.Галичина - заместитель руководителя - -начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
Н.В.Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, И.П. Баранова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 93-2013 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, возбужденное в отношении <> по факту размещения рекламы с использованием непристойного образа полуобнаженной девушки с признаками нарушения требований частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <> адвоката <> по ордеру N 21 от 15 ноября 2013 года (личность удостоверена по служебному удостоверению N 633 от 30.03.2004);
представителя ООО "Рестком" <> по доверенности б/н от 1 ноября 2013 года (личность удостоверена по паспорту);
представителя ЗАО "Элис" <> по доверенности б/н от 6 июня 2013 года (личность удостоверена по паспорту), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из Челябинской городской Думы для рассмотрения по подведомственности поступило коллективное обращение жителей города Челябинска о распространении в городе Челябинске наружной рекламы СПА-салонов и ночных клубов, которая противоречит морально-нравственным устоям общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних. Аналогичное заявление было направлено Челябинской городской Думой в Прокуратуру г. Челябинска.
Одним из фактов распространения такой рекламы в заявлении указано размещение рекламы "Abyss" с использованием рекламной конструкции в г. Челябинске по улице Труда, д. 61.
Распространение рекламы подтверждается актом осмотра, составленным специалистами Челябинского УФАС России 7 октября 2013 года с использованием технического средства - фотоаппарата PRACTICA DZC 4,4 Mega Pixel и приложенными к нему фотографиями. В рекламе, в левой части информационного поля, содержатся сведения "Нельзя не увидеть! Каслинская 99 "в" 796-56-23 Abyss 18+", в правой части присутствует изображение полуобнаженной девушки, танцующей у шеста. Изображение полуобнаженной девушки у шеста отражает специфику заведения именно как ночного клуба.
По сведениям Управления наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска на запрос Челябинского УФАС России, владельцем рекламной конструкции является ООО "Элис" (г. Челябинск, ул. Энгельса, 97 б).
ЗАО "Элис" на запрос Челябинского УФАС России представило сведения о том, что арендатором рекламной конструкции является <> (г. Челябинск, ул. Чайковского, 15/198).
Челябинским УФАС России возбуждено дело N 93-2013 в отношении <> по признакам нарушения частей 6,11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", к участию в рассмотрении дела привлечено ЗАО "Элис" и ООО "Рестком", адрес которого (г. Челябинск, ул. Каслинская, 99 "В") указан в рекламе.
Представитель <> на заседании Комиссии пояснила, что образ девушки не является непристойным и не нарушает нравственные устои общества, так как танец на пилоне (шесте) относится к разряду спортивных танцев, обучение которым проводится в обычных школах танцев. Полагает, что при оценке данной рекламы необходимы специальные познания в области культурологии, искусствоведения.
Из объяснений ЗАО "Элис" следует, что реклама с изображением девушки у шеста не содержит непристойного образа и не нарушает нравственные устои общества.
Рассмотрев заявление и материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И.Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "Бесстыдный" согласно вышеуказанному словарю означает "лишенный "чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный". "Неприличный" - противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, вежливость, благопристойность.
Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
По данным Википендии размещенной по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki /%D1%F2%F0%E8%EF%F2%E8%E7 стрипти?з (от англ. strip - "раздеваться" и tease - "дразнить") - эротический танец, в ходе которого постепенно раздеваются. Стриптиз обычно демонстрируют в ночных клубах. Классическим элементом стриптиза является пилон (шест), вокруг которого танцует и раздевается стриптизерша.
К стриптизерше можно применить определение стриптизера, данного в толковом словаре Ефремовой Т.Ф по ссылке http://www.efremova.info/word/striptizer.html, - это участник стриптиза, тот, кто в своем поведении отличается чрезмерным, неуместным откровением.
Образ полуобнаженной девушки у шеста в рекламе "Abyss" является непристойным, так как отличается чрезмерным, неуместн ым откровением. Иными словами, в рекламе ночного клуба изображена именно стриптизерша, что является неуместным в виду выбранного способа распространения рекламы - на наружной рекламной конструкции, что увеличивает неопределенный круг потребителей, в который вынужденно входит не только целевая аудитория, но и другие категории проживающего в городе Челябинске населения, в том числе несовершеннолетние.
С учетом изложенного, Комиссия признает рекламу, в которой использован непристойный образ полуобнаженной девушки, танцующей у шеста, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Нормы Федерального закона "О рекламе", запрещающие использование непристойных образов, также направлены на защиту в том числе несовершеннолетних детей от негативного воздействия на их нравственное развитие со стороны публично распространяемой рекламы с применением непристойных образов.
Указание в наружной рекламе "Abyss" категории информационной продукции 18+ является мерой по ограничению доступа лиц, не достигших возраста 18 лет в развлекательный комплекс "Abyss". Вместе с тем, и сама непристойная реклама в данном случае также не должна быть доступной для лиц, не достигших 18 лет.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что необходимость в дополнительной квалификации данного нарушения по части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" отсутствует.
Относительно доводов <> о необходимости специальных познаний для оценки рекламы Комиссия считает, что в силу положений пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе непристойных образов специальных знаний, как правило, не требуется.
Комиссия отмечает, что вопрос о том, содержится ли в рассматриваемой рекламе развлекательного комплекса "Abyss" непристойный образ, был рассмотрен на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России (далее - Экспертный совет), состоявшемся 24 октября 2013 года.
Экспертный совет, изучив наружную рекламу "Нельзя не увидеть1. Abyss_" пришел к выводу о необходимости при оценке такой рекламы применения положений части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия считает, что результаты заседания Экспертного совета и заявление с подписями жителей города Челябинска, направленное в антимонопольный орган, являются достаточными доказательствами непристойного характера данной рекламы.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы является <> (г. Челябинск, ул. Чайковского 15-198) как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную <> с использованием рекламной конструкции по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, д. 61, в которой использован непристойный образ полуобнаженной девушки, танцующей у шеста, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года.
Председатель Комиссии
Л.Н.Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
И.П. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 ноября 2013 г. N 93-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016