Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 12 декабря 2011 г. N 2-03/36-2011
Резолютивная часть решения объявлена "28" ноября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено "12" декабря 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Кузнецова О.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
Прокаева Е.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии
при участии со стороны:
- ООО "Газпром межрегионгаз Пенза":
<_> - начальника юридического отдела (доверенность от 27.01.2011 г. N 12/7),
<_> - юрисконсульта (доверенность от 27.01.2011 г. N 12/9);
ООО "Энергоцентр":
<_> - генерального директора (приказ от 07.02.2011 N 3).
ООО "Управляющая организация "Жилье 7-1":
<_> - заместителя начальника юридического отдела (доверенность от 07.11.2011 г., б/н) (присутствовал на заседании комиссии от 08.11.2011 г.);
ООО "Управляющая организация "Северная - 1":
<_> - заместителя начальника юридического отдела (доверенность от 07.11.2011 г., б/н) (присутствовал на заседании комиссии от 08.11.2011 г.);
рассмотрев дело N 2-03/36-2011 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
22.09.2011 г. в Пензенское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Ленинского района г. Пензы по вопросу законности прекращения ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" поставки газа на котельные ООО "Энергоцентр".
Из поступивших материалов следует, что 26.05.2011 г. в связи с возникшей задолженностью ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" прекратило поставку газа на котельные ООО "Энергоцентр". Данное обстоятельство повлекло прекращение ООО "Энергоцентр" поставки тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома.
Приказом Пензенского УФАС России от 24.10.2011 г. N 247 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 25.10.2011 г. дело N 2-03/36-2011 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 08.11.2011 г.
На заседании Комиссии 08.11.2011 г. представитель ответчика по делу не согласился с тем, что в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, пояснив, что все необходимые процедуры при ограничении и отключении поставки газа в рамках действующего договора, "Порядка прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям", утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. N 1, а также постановлением Правительства от 05.02.1998 г. N162 "Об утверждении правил поставки газа в РФ" были соблюдены.
Представитель ООО "Энергоцентр" указал, что прекращение подачи горячей воды в жилые дома стало следствием прекращения газоснабжения на котельные по причине задолженности перед ООО "Газпром межрегионгаз Пенза".
Представитель ООО "Управляющая организация "Жилье 7-1" и ООО "Управляющая организация "Северная - 1" подтвердил, что 26.05.2011 г. в жилых домах, находящихся на обслуживании в указанных управляющих организациях, прекращена поставка горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение возобновлено 07.10.2011 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств от участвующих в деле лиц, на основании ч. 1 и 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела N 2-03/36-2011 на 28.11.2011 г.
На заседании Комиссии 28.11.2011 г. представитель ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" пояснил, что ограничение и отключение подачи газа осуществлялось организацией в рамках договорных отношений с ООО "Энергоцентр" и не преследовало цели ущемить интересы конкретных потребителей, цель ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" - не допустить увеличения задолженности за поставленный газ.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" (ранее - ООО "Пензенская региональная компания по реализации газа", ООО "Пензарегионгаз") приказом Пензенского УФАС России от 09.02.2004 г. N 10 (с изменениями от 09.06.2011 г. N 91) включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" по виду деятельности "Распределение газообразного топлива" код ОКВЭД 40.20.2 с долей более 50 % в географических границах Пензенской области.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.
Таким образом, ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" занимает доминирующее положение на рынке распределения газообразного топлива на территории Пензенской области.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
22.10.2010 г. между ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" и ООО "Энергоцентр" заключен договор поставки газа N 40-5-5545 (далее - договор поставки газа).
12.05.2011 г. ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" уведомило ООО "Энергоцентр" об ограничении поставки природного газа с 13.05.2011 г. на 50 % в связи с образовавшейся задолженностью в размере 4 855 428 руб.
Согласно актам об ограничении газоснабжения ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" 13.05.2011 г. ограничило поставку газа на следующие котельные ООО "Энергоцентр":
- котельная п. Монтажный (г. Пенза, ул. Ушакова, 15А);
котельная гостиница Пенза (г. Пенза, ул. Славы, 10 А);
котельная Военгородок (г. Пенза, Военный городок N 2, 10Б);
котельная Пензарыба (г. Пенза. Ул. Аустрина, 182 А);
котельная Ортопедическое предприятие (г. Пенза, ул. Некрасова, 32).
18.05.2011 г. ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" направило предупреждение N МС-06/1888) о прекращении поставки природного газа на объекты ООО "Энергоцентр" с 10-00 19.05.2011 г.
20.05.2011 г. ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" направило в адрес ООО "Энергоцентр" аналогичное предупреждение о прекращении поставки природного газа с 10-00 23.05.2011 г.
25.05.2011 г. ООО "Энергоцентр" было уведомлено о прекращении поставки газа с 10-00 26.05.2011 г.
В соответствии с актами об отключении ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" 26.05.2011 г. прекратило поставку газа на следующие котельные ООО "Энергоцентр":
- котельная п. Монтажный (г. Пенза, ул. Ушакова, 15А);
котельная гостиница Пенза (г. Пенза, ул. Славы, 10 А);
котельная Военгородок (г. Пенза, Военный городок N 2, 10Б);
котельная Пензарыба (г. Пенза, ул. Аустрина, 182 А).
01.06.2011 г. ООО "Энергоцентр" было уведомлено о прекращении поставки газа на котельную по адресу: г. Пенза, ул. Некрасова, 32. ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" 02.06.2011 г. прекращена поставка газа на указанную котельную.
Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 2 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии со ст. 25 Закона о газоснабжении на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок прекращения или ограничения поставки газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. N 1 (далее - Порядок).
При этом, указанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).
Согласно п. 3 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа, может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.
В соответствии с п. 4 Порядка, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно - энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация - потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно - энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно - энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Согласно п. 2.7. договора поставки газа, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" и ООО "Энергоцентр", платежным периодом является календарный месяц.
В соответствии с п. 3.10 договора поставки газа Поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.
Под нарушением сроков оплаты Стороны понимают полное или частичное отсутствие платы за газ в сроки, указанные в п. 5.5. договора поставки газа.
Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством.
Порядок расчетов за газ, установлен постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. N 294 и п. 5.5. договора поставки газа. В соответствии с указанным порядком Покупатель производит платежи исходя из стоимости договорного месячного объема газа, _ в следующем порядке:
- 35 % стоимости договорного месячного объема газа в месяце, за который осуществляется плата, вносится в срок до 18 числа этого месяца;
- 50 % стоимости договорного месячного объема газа в месяце, за который осуществляется плата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
При нарушении указанных сроков оплаты, Покупатель оплачивает штраф в размере 50 % стоимости неоплаченного договорного объема газа.
Фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств (85 % стоимости договорного месячного объема газа), ранее внесенных Покупателем в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется плата.
Как следует из материалов дела задолженность ООО "Энергоцентр" возникла в связи с неполной оплатой поставленного газа за март 2011 г.
Согласно счет-фактуре от 31.03.2011 г. N 13348 стоимость поставленного ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" газа в марте 2011 г. составила <_> руб.
На момент направления уведомления об ограничении поставки газа (12.05.2011 г.) ООО "Энергоцентр" оплатило стоимость отобранного газа, хотя и с нарушением срока оплаты, предусмотренного договором поставки газа, за март 2011 г. в размере <_> рублей (61 % стоимости договорного месячного объема газа).
Из п. 5.5.1.2. договора поставки газа следует, что ООО "Энергоцентр" обязано оплатить фактически потребленный в марте 2011 г. природный газ с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, до 25 апреля 2011 г.
Таким образом, учитывая положения п. 2.7 и п. 5 договора поставки газа, задолженность за один период платежа (за март 2011 г.) возникла у ООО "Энергоцентр" 25.04.2011 г., за второй период платежа (за апрель 2011 г.) - 25.05.2011 г.
Исходя из положений п. 3 Порядка следует, что подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов может быть ограничена в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа.
Материалами дела установлено, что на момент введения ограничения (на 13.05.2011 г.) поставки газа на 50 % неоплата за два периода платежа у ООО "Энергоцентр" отсутствовала. При этом, основания для введения ограничения поставки газа могли возникнуть у ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" при неоплате ООО "Энергоцентр" задолженности за поставленный газ после 25.05.2011 г.
В соответствии с п. 4 Порядка энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно - энергетических ресурсов, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность.
Таким образом, при введении ограничения и прекращении поставки газа в отношении ООО Энергоцентр" ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" нарушило Порядок прекращения или ограничения поставки газа, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 1.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ограничение и прекращение поставки газа на котельные ООО "Энергоцентр" привело к ограничению и прекращению поставки тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома г. Пензы.
Нарушение ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" установленного законодательством РФ порядка ограничения и прекращения поставки газа, привело к ограничению и прекращению обеспечения населения горячим водоснабжением с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, в условиях технологической связанности поставки природного газа и выработки тепловой энергии, поставляемой впоследствии абонентам, ограничение и прекращение поставки газа ООО "Энергоцентр" с нарушением порядка, установленного законодательством РФ, привело к ущемлению интересов не только теплоснабжающей организации, но и иных лиц (абонентов).
Кроме того, в уведомлениях ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" об ограничении и прекращении поставки газа на котельные ООО "Энергоцентр" отсутствует информация об объектах (адресах котельных) на которых планируется ввести ограничение, прекращение поставки газа. Нарушение порядка ограничения, прекращения поставки газа в отношении ООО "Энергоцентр" привело к тому, что у теплоснабжающей организации отсутствовала возможность в установленные сроки уведомить потребителей тепловой энергии о планируемом ограничении и отключении тепловой энергии для целей горячего водоснабжения.
При указанных обстоятельствах действия занимающего доминирующее положение ООО "Газпром межрегионгаз Пенза", выразившиеся в нарушении установленного порядка ограничения и прекращения поставки газа ООО "Энергоцентр", приводят к ущемлению интересов потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "Газпром межрегионгаз Пенза", выразившиеся в нарушении установленного порядка ограничения и прекращения поставки газа ООО "Энергоцентр", как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке распределения газообразного топлива в границах Пензенской области и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения и прекращения поставки газа ООО "Энергоцентр", повлекшее ущемление интересов потребителей.
2. Выдать ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства и обязанности уведомлять Пензенское УФАС России о принятии решения об ограничении и прекращении поставки газа потребителям.
3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 2-03/36-2011
о недопущении нарушения антимонопольного законодательства
ООО "Газпром межрегионгаз Пенза"
12 декабря 2011 г. Пенза
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Кузнецова О.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
Прокаева Е.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 09.12.2011 по делу N 2-03/36-2011 о нарушении ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" (ул. Пролетарская, д. 80, г. Пенза) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" не допускать нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения и прекращения поставки газа, результатом которого является или может явиться ущемление интересов потребителей.
2. Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" в течение 6 месяцев с момента получения предписания, уведомлять Пензенское УФАС России о каждом случае введения ограничения и прекращения поставки газа потребителям в связи с неуплатой задолженности за потребленный газ не позднее 5 дней со дня введения ограничения и прекращения поставки газа с приложением обосновывающих документов.
3. По истечению 6 месяцев с момента получения предписания предоставить в Пензенское УФАС России отчет о потребителях, в отношении которых ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" в указанный период было введено ограничение и прекращение поставки газа в связи с неуплатой задолженности за потребленный газ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 12 декабря 2011 г. N 2-03/36-2011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016