Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 18 ноября 2013 г. N 13-06/02-712
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
А.П. Великанова - председателя Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения заказа,
К.О. Демьяненко - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения заказа,
В.С. Новосильновой - члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля размещения заказа,
в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения культуры "Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова" (далее - заказчика), Самуненковой А.А. (по доверенности от 15.07.2013 г. N 2),
- представителя Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее - уполномоченного органа), Ванеевой А.В. (по доверенности от 18.07.2013 г. N 07-23-15/181);
рассмотрев материалы дела N 13-06/02-712, возбужденного на основании поступившей жалобы ООО "АВИДАремстрой" (вх. N7610 от 11.11.2013) на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУК "ВМИИ" (для субъектов малого предпринимательства)" (реестровый номер размещения заказа 0129200001913004190), установила:
В Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Волгоградской области 11.11.2013 года поступила жалоба ООО "АВИДАремстрой" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУК "ВМИИ" (для субъектов малого предпринимательства)" (реестровый номер размещения заказа 0129200001913004190).
Согласно доводу жалобы ООО "АВИДАремстрой", заявка участника открытого аукциона в электронной форме была отклонена необоснованно. С решением аукционной комиссии заявитель не согласен.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов) указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Комиссией Управления установлено, что 11.10.2013 года заказчиком- Государственным бюджетным учреждением культуры "Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова" - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУК "ВМИИ" (для субъектов малого предпринимательства)" (реестровый номер размещения заказа 0129200001913004190).
В соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В соответствии с п. 1.2 п. 14 Раздела 2 Информационная карта аукциона в электронной форме Документации открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУК "ВМИИ" (для субъектов малого предпринимательства)", первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в таблице N2 раздела 3 "Техническое задание", и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара (материалов) при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара (материалов).
Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу N 4222.1 ЭА рассмотрения аукционной комиссией Уполномоченного органа заявок (первых частей) на участие в открытом аукционе в электронной форме от 08.11.2013 г. решением аукционной комиссии в составе: Сабетовой О.М., Курыкина Н.В., Малахова М.М., Орловой Е.В., заявитель (порядковый номер заявки N 7) не был допущен к участию в открытом аукционе со ссылкой на пункт 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), так как участником размещения заказа не представлены сведения, предусмотренные п. 3б ч.4 ст. 41.8 закона N 94-ФЗ и п. 5.1.5.1 и п. 3.2.2.1 Раздела 1 "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" документации об аукционе, а также п. 14 Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме": заявка не содержит конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, а именно в пункте 13 указаны неконкретные показатели товара, а именно, участник размещения заказа указывает "Доски хвойных пород шириной в диапазоне 75-150 м".
Комиссия Управления, проанализировав первую часть заявки заявителя ООО "АВИДАремстрой", сделала вывод о правомерном отклонении заявки участника (порядковый номер заявки N 7) в связи с отсутствием конкретных показателей используемого товара в соответствующих пунктах Технического задания Документации открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУК "ВМИИ", указанных заказчиком- Государственным бюджетным учреждением культуры "Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова" - а именно, согласно документации об аукционе в пункте 13 в таблицы N2 раздела 3 "Техническое задание" заказчиком требовалось: "_шириной в диапазоне 75-150 мм_".
Комиссией Управления было установлено, что в соответствии с ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" такой показатель товара, как "ширина" является конкретным. То есть, указание данной характеристики товара в диапазонном значении невозможно. Значение показателя ширины не может быть отнесено к диапазону.
При таких обстоятельствах, заявка ООО "АВИДАремстрой" аукционной комиссией в составе: Сабетовой О.М., Курыкина Н.В., Малахова М.М., Орловой Е.В. была отклонена обоснованно.
В ходе проведения внеплановой проверки процедуры размещения данного муниципального заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов Комиссией Волгоградского УФАС по контролю в сфере размещения заказа нарушения были выявлены следующие нарушения.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из указанной нормы следует, что сведения о требованиях к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требованиях к их безопасности, требованиях к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требованиях к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, должны быть определены заказчиком в документации однозначным образом, противоречия в указании соответствующих сведений в составных частях аукционной документации, либо их двусмысленное толкование не допускаются.
В нарушение требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов положения аукционной документации в их совокупности, а именно "Ведомость объемов работ" и "Ведомость основных материалов" технической части документации об аукционе содержат противоречивые сведения.
Согласно пункту 13 Таблицы N 2 "Ведомость основных материалов" раздела 3 "Техническое задание" документации об открытом аукционе в электронной форме заказчиком установлено требование к товару "Доски хвойных пород шириной в диапазоне 75-150 м". Между тем, в соответствии с ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" такой показатель товара, как "ширина" является конкретным. Таким образом, указание в документации данного аукциона диапазонного значения ширины не соответствует положениям Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", дезинформирует участников размещения заказа о требованиях и характеристиках используемых товаров, а также не позволяет определить потребность заказчика в досках хвойных пород с определенной шириной.
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика при формировании аукционной документации имеется нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 13 ч. 3 ст. 41. 6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Указанная норма вступила в силу 7 июня 2013 года, рассматриваемый аукцион объявлен позднее указанной даты.
В соответствии с пунктом 12.1 проекта Договора открытого аукциона в электронной форме заказчиком установлено, что "Договор может быть расторгнут в том числе в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных пунктом 17.3 Договора", тогда как данный пункт 17.3 в проекте Договора отсутствует.
Таким образом, документация о рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме не содержит сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, что образует нарушение п. 13 ч. 3 ст. 41. 6 Закона о размещении заказов.
Характер нарушений законодательства о размещении заказов, допущенных заказчиком при разработке и утверждении документации, свидетельствует о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений посредством аннулирования размещения заказа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 57, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "АВИДАремстрой" необоснованной.
Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение культуры "Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова" нарушившим п. 1 ч. 4 ст. 41.6, п. 13 ч. 3 ст. 41.6 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчику, уполномоченному органу - выдать предписание об аннулировании заказа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 18 ноября 2013 г. N 13-06/02-712
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016