Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 14 июля 2015 г. N 08-04/15-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе: председателя комиссии: Попова Ирина Николаевна - заместителя руководителя; членов комиссии: Коптева А.С. - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Марехи Д.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
при участии заявителя - <> директора общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр Гларус", ИНН 5190136415 (далее - ООО "МЦ Гларус") <> и.о. директора общества с ограниченной ответственностью "Виктория-М", ИНН 5190168382 (далее - ООО "Виктория-М") <>
рассмотрев материалы дела о нарушении рекламного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Управление) поступило обращение <> по вопросу ненадлежащей рекламы ООО "Медицинский центр Гларус".
Заявитель указал, что на световом табло, расположенном при входе на территорию "Медицинского центра "Гларус"" содержатся недостоверные сведения следующего содержания "МЦ Гларус. Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения".
Просил по данному факту провести проверку, применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В ходе рассмотрения обращения были запрошены договоры на распространение спорной рекламы; копии всех лицензий на осуществление медицинской деятельности; документы, подтверждающие достоверность рекламы; список всех осуществляемых лабораторных исследований биологического материала человека (пациентов, населения) на базе "МЦ Гларус" с указанием срока их выполнения и иной, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дела информации.
Комиссия Мурманского УФАС, исследовав доводы Заявителя, выслушав пояснения и возражения представителя сторон, проанализировав представленные документы и сведения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Установлено, что спорная реклама размещена на световом табло (рекламная конструкция), размещённом на пристройке справа от входа в МЦ "Гларус" со стороны ул. Комсомольской, рядом с домом N13 по ул. Комсомольская. На световом табло размещена следующая информация "Мединский центр "Гларус". Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения. 45-31-03, 45-68-06".
Указанная реклама зафиксирована заявителем на фотоноситель, фотоснимок направлен в Управление вместе с письмом от 22.06.2015 г.
Достоверность информации также подтвердилась при осмотре официального сайта http://glarus51.ru/. (Главная" Медицинский центр" Клинико-диагностическая лаборатория" Фотогаллерея).
Также на странице http://glarus51.ru/med-center/med-center-laboratory.html размещена рекламная информация следующего содержания:
"Важные преимущества лаборатории Медицинского Центра "ГЛАРУС":
используется высококачественная аппаратура швейцарской фирмы "Roche Diagnostics", что является общепризнанным гарантом точности и достоверности исследований,
результаты всех анализов готовы в день обращения".
Также зафиксировано, что на корпусе "МЦ Гларус" со стороны ул. Шмидта, напротив торца здания N47 по улице Шмидта размещены шесть рекламных конструкций. На одной размещён логотип медицинского центра Гларус (парящая над морем птица на жёлтом фоне, окаймлённое латинской буквой G светло-голубого цвета) "медицинский центр тел. 455-455, 477-493, 45-31-03, 45-68-06". На рекламной конструкции, расположенной ниже, содержится следующая информация: "Анализы. Всегда быстро ( в течении дня). срочно (в течении часа)".
Указанная реклама доступна для неопределённого круга лиц, расположена в людном месте рядом с остановкой, аптекой, школой, административным зданием и подземным переходом.
Установлено, что реклама не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так, представленный прейскурант цен на медицинские услуги ООО "Виктория-М" с 01 марта 2015 года (утверждённый 30 января 2015 директором ООО "Виктория-М"), договоры о предоставлении лабораторных исследований от 01.11.2011 года N1/11-2011, N3/11-2011 (приложение N1) содержат информацию о том, что по многим видам исследований срок оказания услуги превышает 1 день.
Например, исследования иммуноглобулина D, G,A, M составляют 5-10 дней; определение специфических аллергенов - 3 дня; днк-диагностика - 5-6 дней; серологические исследования 2-3 дня и так далее.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе). Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата, знаков соответствия, и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Требование статьи носит общий характер и должно соблюдаться независимо от специфических, особенных свойств, присущих рекламируемому товару. Достоверность таких характеристик оценивается исходя из конкретных данных и обстоятельств, принимая во внимание в полном объёме рекламный текст и изображения для определения смысла и содержания рекламы.
Так, реклама "МЦ Гларус", содержащая формулировку "Результаты анализов готовы в день обращения" воспринимается потребителями рекламы без какой-либо неопределённости в понимании.
Потребители услуги при восприятии рекламы представляют возможность сдать все необходимые им анализы за 1 день, сэкономить время и силы, что может служить главной мыслью рекламы и конкурентным преимуществом при осуществлении клинико-диагностической деятельности. В рекламе речь идёт о быстроте исполнения, то есть результаты анализов будут предоставлены пациенту в тот же день, что может повлиять на выбор МЦ "Гларус" в качестве исполнителя услуги.
Реклама "МЦ Гларус" в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых услуг посредством злоупотребления доверия физических лиц или в связи с недостатком у них опыта, знаний. В связи с отсутствием части существенной информации о рекламируемых услугах, а именно достоверной информации о сроках исследований, искажается смысл рекламы, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из пояснений ответчиков "Медицинский центр Гларус" - является коммерческим обозначением для группы компаний, в состав которых входят ООО "Медицинский центр Гларус", ООО "Виктория-М", ООО "ЦМО Гларус", ИП Быкова С.В.
Коммерческое обозначение индивидуализирует принадлежащее организации или предпринимателю предприятие (бизнес) путём нанесения этого обозначения на вывесках, на выпускаемых товарах, использования его в объявлениях и рекламе.
ООО "Виктория-М", осуществляя деятельность под коммерческим обозначением "МЦ Гларус", разместило спорную рекламу на рекламных конструкциях, а также на интернет сайте http://glarus51.ru/.
ООО "Виктория-М" осуществляет лабораторные исследования на основании лицензии NЛО-51-01-001023 от 08 октября 203 года.
Часть лабораторных исследований проводится самостоятельно, часть ООО "Клиника новых медицинских технологий АрхиМед" на основании договора о предоставлении услуг по лабораторным исследованиям N3/11-2011 от 01 ноября 2011 года.
ООО "Медицинский центр Гларус" к размещению и распространению рекламы клинико-диагностической лаборатории отношения не имеет. Все юридически значимые действия относительно спорной рекламы были совершены рекламодателем, рекламораспространителем - ООО "Виктория-М".
Указанную информацию подтвердили директор ООО "Медицинский центр Гларус" Подколзин А.Н. и и.о. директора ООО "Виктория-М" Павленко М.Л.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу: "Мединский центр "Гларус". Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения", размещённой корпусах "МЦ Гларус" (ул. Комсомольская, д. 15, г. Мурманск, 183038), на сайте http://glarus51.ru ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ООО "Виктория-М" (ИНН 5190168382) о прекращении распространения рекламы с нарушением требований пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Рассмотрение дела в отношении ООО "Медицинский центр Гларус" (ИНН 5190136415) прекратить.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объёме 28 июля 2015 года.
В соответствии со статьёй 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу
N 08-04/15-15
14.07.2015 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в составе: председателя комиссии: Попова Ирина Николаевна - заместителя руководителя; членов комиссии: Коптева А.С. - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Марехи Д.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения по делу N 08-04/15-15 о признании рекламы: "Мединский центр "Гларус". Клинико-диагностическая лаборатория. Результаты анализа в день обращения", размещённой корпусах "МЦ Гларус" (ул. Комсомольская, д. 15, г. Мурманск, 183038), на сайте http://glarus51.ru ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламодателю, рекламораспространителю - обществу с ограниченной ответственностью "Виктория-М" (ИНН 5190168382) прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи Закона о рекламе. При размещении рекламы указывать существенную информацию о рекламируемом товаре, а также сведения о любых характеристиках товара, соответствующие действительности, в том числе о сроках оказания рекламируемой услуги.
2. Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 10 августа 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 июля 2015 г. N 08-04/15-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016