Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 14 ноября 2013 г. N 5359/03
Резолютивная часть решения оглашена 6 ноября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Каменская О.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 54 от 03.09.2013 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Платоновым Юрием Вадимовичем (ИНН 532105731572; адрес: Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 9, кв. 43; далее - ИП Платонов Ю.В.) части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Мельница" (ИНН 5321137944; место нахождения: 173013, Великий Новгород, ул. Новгородская, д. 3; далее - ООО "Мельница") - Всеволодова Валерия Геннадьевича (доверенность N 10 от 27.09.2013), установила:
14.06.2013 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов "б", "г" пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346, 25.06.2012, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).
По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения информации, имеющей признаки рекламы, от 14.06.2013 и установлено следующее.
На одной опоре с информационно-указательной конструкцией, имеющей сходство с дорожным знаком, расположенной на территории Великого Новгорода по адресу: улица Б. Санкт-Петербургская у дома 97, размещена информация следующего содержания: "Мельница. Забеги на пироги!" с указанием направления движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация имеет признаки рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к хозяйствующему субъекту путем указания его наименования и рекламного слогана ("Забеги на пироги!") с использованием индивидуализирующих данное лицо и реализуемую им продукцию товарных знаков, логотипов, обозначений и цветов. Данная информация направлена на формирование интереса к деятельности хозяйствующего субъекта, на продвижение на рынке предлагаемых им товаров (продуктов питания).
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), знак дорожный - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.
Согласно разделу 6 Приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, к дорожным знакам относится группа информационных знаков, которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.
Как следует из информации, представленной Отделом ГИБДД УМВД Великого Новгорода (исх. N 18/г-2362 от 08.07.2013), информационно-указательная конструкция, расположенная по вышеуказанному адресу и на опоре которой размещена информация, имеющая признаки рекламы, является дорожным знаком, а именно информационным знаком 6.9.2 "Предварительный указатель направления".
Таким образом, в данном случае дорожном знаке (его опоре), расположенном на территории Великого Новгорода, распространяется информация, имеющая признаки рекламы, что содержит в себе признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, действовавшей на момент обнаружения факта распространения рассматриваемой рекламы) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Лицом, на привлечение внимания к деятельности которого направлена вышеуказанная информация, имеющая признаки рекламы, является ООО "Мельница", реализующее на территории Великого Новгорода и Новгородской области продукты питания (хлебобулочные изделия, пироги).
Из письменных объяснений ООО "Мельница" по настоящему делу (исх. N 70 от 25.09.2013) и устный пояснений его представителя, присутствовавшего на заседании Комиссии по рассмотрению дела, следует, что ответственность за распространение указанной информации на дорожном знаке должен нести ИП Платонов Ю.В., с которым ООО "Мельница" был заключен Договор N 27 на размещение информации в Великом Новгороде от 01.09.2012.
В рамках данного Договора вышеуказанная информация, имеющая признаки рекламы, подлежала размещению с 01.09.2012 по 28.02.2013. В дальнейшем срок размещения данной информации не продлевался, ООО "Мельница" не оплачивало ее размещение после 28.02.2013 и исполнило свои обязательства по Договору.
Следовательно, ответственность за продолжение распространения данной информации после истечения срока действия Договора (после 28.02.2013) несет ИП Платонов Ю.В., который своевременно не произвел демонтаж соответствующей конструкции.
О месте и времени рассмотрения настоящего дела ИП Платонов Ю.В. был надлежащим образом уведомлен, на рассмотрение дела не явился, ходатайств о переносе даты рассмотрения дела не заявлял.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заинтересованного лица, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Информация следующего содержания: "Мельница. Забеги на пироги!", размещенная на опоре дорожного знака, расположенного по адресу: Великий Новгород, улица Б. Санкт-Петербургская у дома 97, является рекламой, поскольку отвечает всем признакам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе:
- размещена в общедоступном месте у проезжей части автомобильной дороги на территории Великого Новгорода, круг получателей информации заранее не определен и не ограничен, ознакомится с ее содержанием может любое лицо;
- содержит сведения о наименовании хозяйствующего субъекта (коммерческого юридического лица) с использованием индивидуализирующих данное лицо товарных знаков, логотипов, обозначений и цветов, а также рекламный слоган ("Забеги на пироги!"), призывающий к приобретению реализуемой данным лицом продукции;
- направлена на привлечение внимание к данному хозяйствующему субъекту (коммерческому юридическому лицу) и на продвижение на рынке его товаров (продукты питания: хлебобулочные изделия, пироги).
Распространение такой информации на дорожных знаках, их опорах, иных приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, недопустимо, поскольку содержит в себе нарушение требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
Указанный вывод подтверждается также разъяснениями относительно размещения рекламы на дорожных знаках, данными письмом ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013, действовавшей на момент обнаружения факта распространения рассматриваемой рекламы) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Распространение рассматриваемой рекламы происходило в рамках Договор N 27 на размещение информации в Великом Новгороде от 01.09.2012, заключенного между ООО "Мельница" (Заказчик) и ИП Платоновым Ю.В. (Исполнитель), согласно пункту 1.1 которого ИП Платонов Ю.В. обязался выполнить комплекс работ по размещению информации об объекте притяжения Заказчика на "знаках маршрутного ориентирования" Исполнителя.
Согласно разделу 8 Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания срока размещения информации.
Согласно Приложению N 1 к Договору срок размещения информации - с 01.09.2012 до 28.02.2013.
При этом срок размещения информации не продлевался, ООО "Мельница" не оплачивало ее размещение после 28.02.2013, Договор не пролонгировало и не заключало на новый срок.
Следовательно, Договор N 27 на размещение информации в Великом Новгороде от 01.09.2012 прекратил свое действие после 28.02.2013 в связи с исполнением сторонами своих обязательств по нему. Продолжение распространения рассматриваемой рекламы после указанной даты осуществлялось ИП Платоновым Ю.В. самостоятельно и под свою ответственность, а не в рамках исполнения обязательств по прекратившему свое действие Договору.
Учитывая изложенное, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы на момент выявления ее распространения (14.06.2013) являлся ИП Платонов Ю.В., который не принял своевременных мер к прекращению ее размещения и демонтажу соответствующей рекламной конструкции.
Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 3 статьи 19 Закона о рекламе при распространении вышеуказанной рекламы содержится в действиях лица, определившего ее содержание и осуществившего ее размещение на местности, то есть рекламодателя и рекламораспространителя данной ненадлежащей рекламы - ИП Платонова Ю.В.
При этом доказательства прекращения распространения ИП Платоновым Ю.В. рассматриваемой ненадлежащей рекламы и прекращения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Мельница. Забеги на пироги!", размещенную на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода по адресу: улица Б. Санкт-Петербургская у дома 97, рекламодателем и рекламораспространителем которой является индивидуальный предприниматель Платонов Юрий Вадимович, поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю и рекламораспространителю - индивидуальному предпринимателю Платонову Юрию Вадимовичу - обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии О.В. Каменская
Д.А. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 ноября 2013 г. N 5359/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016