Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 17 июля 2015 г. N 1-10-731/77-15
Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 17 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в
составе:
председателя Комиссии: - (.), заместителя руководителя;
членов Комиссии: - (.), начальника отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами;
- (.), главного государственного инспектора отдела
контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами;
в присутствии:
ОАО "Московская
объединенная
- (.), действующей на основании доверенности от (.)
N (.);
2
энергетическая компания"
ТСЖ "Нижегородское" - (.), действующей на основании доверенности от (.)
N (.);
- (.), действующей на основании доверенности от
(.) N (.);
- (.), действующей на основании доверенности от (.)
N (.);
рассмотрев дело N 1-10-731/77-15 по признакам нарушения
ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (далее -
ОАО "МОЭК") (адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) пункта 10 части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление от
ТСЖ "Нижегородское" (адрес: ул. Нижегородская, д. 86, к. Б, г. Москва, 109052)
(вх. от 04.02.2015 N 3302), в котором указано на нарушение ОАО "МОЭК"
установленного нормативно-правовыми актами порядка расчета за услуги по
теплоснабжению в случае отсутствия в многоквартирных домах, расположенных
по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б, находящихся в управлении
ТСЖ "Нижегородское" коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой
энергии.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон,
Комиссия по рассмотрению дела N 1-10-731/77-15 о нарушении антимонопольного
законодательства, установила следующее.
ОАО "МОЭК" является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава, утвержденного решением внеочередного
общего собрания акционеров ОАО "МОЭК" от 11.08.2009 (протокол от 24.08.2009
N 2). ОАО "МОЭК" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц
за основным государственным регистрационным номером 1047796974092
(свидетельство 77 N 010607492 выдано Межрайонной инспекцией Федеральной
налоговой службы N 46 по г. Москве), поставлено на налоговый учет с
присвоением ИНН/КПП 7720518494/772001001 (свидетельство 77 N 009252829
выдано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по
г. Москве). Место нахождения: ул. Ефремова, д. 10, 119048, г. Москва.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава основной целью деятельности
ОАО "МОЭК" является получение прибыли. Согласно пункту 3.3 Устава для
получения прибыли ОАО "МОЭК" вправе осуществлять любые виды
деятельности, не запрещенные законом, в том числе куплю-продажу и поставку
тепловой энергии, водоснабжение.
ТСЖ "Нижегородское" (юридический адрес: ул. Нижегородская, д. 86, к. Б, 1,
3
г. Москва, 109052) является юридическим лицом, осуществляющим деятельность
на основании Устава. ТСЖ "Нижегородское" внесено в Единый государственный
реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным
номером 1037739540189, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП
7722165445/772201001. Место нахождения юридического лица: г. Москва, 109052,
ул. Нижегородская, д. 86, к. Б, 1.
ТСЖ "Нижегородское" является управляющей организацией в
многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская,
д. 86, к. А и Б (Протокол N 1 от 16.10.2006).
Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47,
многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих
самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому
дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом
содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком
доме в соответствии с жилищным законодательством.
Как указано в части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации,
товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация,
объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного
управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях,
указанных в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации,
имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или
имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения,
пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим
имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества,
находящегося в собственности собственников помещений в нескольких
многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам
нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию,
сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных
услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом Российской
Федерации помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми
домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на
достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное
использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в
нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких
жилых домов.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" от
27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении), теплоснабжение -
обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в
том числе поддержание мощности.
Теплоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу:
4
г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б, находящихся в управлении ТСЖ
"Нижегородское" осуществляется ОАО "МОЭК" на основании договора
теплоснабжения N 05.413208-ТЭ от 01.02.2012, заключенного между
ТСЖ "Нижегородское" и ОАО "МОЭК".
Предметом договора теплоснабжения N 05.413208-ТЭ от 01.02.2012 является
поставка (отпуск) теплоснабжающей организацией (ОАО "МОЭК") потребителю
(ТСЖ "Нижегородское") через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию
для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки для собственных
нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а потребитель обязуется
принять тепловую энергию на условиях, предусмотренных договором
теплоснабжения N 05.413208-ТЭ от 01.02.2012, действующим законодательством,
и оплатить ее в порядке, сроки и на условиях, определенных договором
теплоснабжения N 05.413208-ТЭ от 01.02.2012.
Согласно реестру точек поставки, являющемуся приложением N 1 к
договору теплоснабжения N 05.413208-ТЭ от 01.02.2012, от ЦТП N 05-05-
0404/065, принадлежащего ОАО "МОЭК" на праве собственности (на основании
свидетельства о государственной регистрации права N 77 АМ N 603592 от
21.10.2012, выданного Управлением Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Москве) осуществляется поставка
тепловой энергии в два строения, многоквартиные дома, расположенные по адресу:
г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и ул. Нижегородская, д. 86, к. Б.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и
эксплуатационной ответственности сторон по договору теплоснабжения
N 05.413208-ТЭ от 01.02.2012, границей раздела балансовой принадлежности
тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между
ОАО "МОЭК" и ТСЖ "Нижегородское" является: наружная сторона стены здания
по адресам: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А, ул. Нижегородская, д. 86,
к. Б и внутренние стены ЦТП.
Согласно Реестру хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых
организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем
тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке
определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными
законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим
положения хозяйствующих субъектов, ОАО "МОЭК" приказом Федеральной
антимонопольной службы России от 26.08.2011 N 902 внесено в реестр с долей
хозяйствующего субъекта на рынке теплоснабжения более 65 % в географических
границах города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной
сетью). Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим
положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или
нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара,
дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим
субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие
5
условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять
с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять
доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции
доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением
финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара
превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении
антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного
контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на
превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на
товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, ОАО "МОЭК" занимает доминирующее положение на рынке
оказания услуг по теплоснабжению в географических границах города Москвы.
Согласно заявлению ТСЖ "Нижегородское" (вх. от 04.02.2015 N 3302)
ОАО "МОЭК" за период апрель 2013 года, сентябрь-декабрь 2013 года, январь-
март 2014 года выставляло плату ТСЖ "Нижегородское" по многоквартирным
домам, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б за
потребленную тепловую энергию по нормативу потребления тепловой энергии с
применением коэффициента 12/7 ввиду отсутствия в указанных многоквартирных
домах общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской
Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из
объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям
приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Согласно материалам дела (акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета
тепловой энергии абонента 0404/065) ЦТП N 05-05-0404/065 оборудован прибором
учета, который учитывает количество поставленной тепловой энергии на нужды
отопления двух многоквартирных домов, расположенных по адресу:
г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б. В материалах дела отсутствует
информация о том, что многоквартирные дома по адресу: г. Москва, ул.
Нижегородская, д. 86, к. А и Б оборудованы коллективными (общедомовыми)
приборами учета тепловой энергии.
Как указано в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), коллективный (общедомовой) прибор
учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного
оборудования), используемое для определения объемов (количества)
коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
6
Таким образом, показания узла учета тепловой энергии, установленного в
ЦТП N 05-05-0404/065 не могут быть учтены ОАО "МОЭК" при начислении
платы за тепловую энергию на нужды отопления.
Пунктом 2 Правил N 354 определено, что коммунальные услуги -
осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого
коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с
целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых,
нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также
земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Вместе с тем, коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая
энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при
наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных
услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды,
отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Как указано в подпункте "в" пункта 3 Правил N 354, предоставление
коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной
услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода).
Как указано в письменных пояснениях ОАО "МОЭК" (вх. от 29.04.2015
N 14780), в связи с отсутствием в многоквартирных жилых домах, расположенных
по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б и находящихся в
управлении ТСЖ "Нижегородское" ОАО "МОЭК" осуществляло расчет
поставленной тепловой энергии в соответствии с Правилами, обязательных при
заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья
либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским
кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124
(далее - Правила N 124).
Как указано в письменных пояснениях ТСЖ "Нижегородское",
представленных в материалах дела, ОАО "МОЭК" в период с апрель 2013 года,
сентябрь-декабрь 2013 года, январь-март 2014 производило расчет с управляющей
организацией за тепловую энергию следующим образом: произведение общей
площади дома на тариф тепловой энергии, установленный уполномоченным органом
на норматив потребления (0,016 Гкал), умноженный на 12 месяцев и деленный на 7
месяцев (коэффициент 12/7).
Применение ОАО "МОЭК" повышающего коэффициента 12/7 при
начислении платы жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении
ТСЖ "Нижегородское" также подтверждается письменными пояснениями
ОАО "МОЭК" (вх. от 29.04.2015 N 14780), где указано, что величина норматива
потребления тепловой энергии была расчитана ОАО "МОЭК" путем умножения
0,016 Гкал/кв.м на 12 (месяцев в году) и деления на 7 (месяцев отопительного
периода), что составляет 0,027 Гкал/кв.м. в месяц, приходящийся на отопительный
период.
7
Факт оплаты за потребленную тепловую энергию многоквартирными
домами, расположенными по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б
подтверждается имеющимися счетами в материалах дела, выставленными
ОАО "МОЭК" в адрес управляющей организации ТСЖ "Нижегородское".
Вместе с тем, законодательством предусмотрено следующее.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный
показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в
установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу
при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил N 354).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации
Правительство Российской Федерации приняло постановление Правительства
Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при
заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания
коммунальных услуг", которым утвердило Правила, обязательные при заключении
управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо
жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским
кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, которыми
установлено, что: подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил, утвержденных
указанным постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил
N 354. Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров
энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)),
теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения,
водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах),
заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями,
товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными
специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими
организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления
в силу этих Правил.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012
N 124 установлено, что до вступления в силу Правил N 354, положения Правил
N 124, применяются с соблюдением следующих особенностей, а именно объем
коммунального ресурса (Vдо), поставляемого по договору ресурсоснабжения в
многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором
учета, определяется по формуле (в редакции, действовавшей на момент
совершения действий, рассматриваемых Комиссией по делу N 1-10-731/77-15);
д п сред н расч кр одн одн
V = V + V + V + V + V + V1 + V2,
где:
8
п
о V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям
индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
сред
о V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный исходя из
объемов среднемесячного потребления коммунального ресурса в случаях,
установленных пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2006 г. N 307;
н
о V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или
общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления
коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды,
а также в случаях, установленных пунктом 32 Правил предоставления
коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
расч
о V - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за
расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными
приборами учета, исходя из расчетных объемов коммунальных услуг в порядке,
установленном соглашением сторон договора ресурсоснабжения с учетом Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307;
кр
о V - объем (количество) коммунального ресурса, использованного за
расчетный период при производстве и предоставлении коммунальной услуги по
отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования,
входящего в состав общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме, определенный на основании показаний приборов учета,
позволяющих определить такой объем, а в их отсутствие - на основании удельных
расходов коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на
цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения в
соответствии с техническими характеристиками такого оборудования.
одн
1 V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на
общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период
исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса,
рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами N 354;
одн
2 V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на
общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период
исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N
354.
Согласно Примечанию к указанной формуле, показатели п
о V, сред
о V и расч
о V
не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых
9
помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения,
заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Подпунктом "е" пункта 21 Правил N 124 определено, что при установлении
в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого
коммунального ресурса учитывается, что объем поставляемого по договору
ресурсоснабжения коммунального ресурса в жилой дом, не оборудованный
индивидуальным прибором учета, определяется исходя из норматива потребления
коммунальной услуги, а в домовладение, не оборудованное индивидуальным
прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги,
предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной
услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые
устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного
кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации,
размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема
потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета,
а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,
утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией
или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с
ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, при отсутствии
коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов
учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер
платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с
формулой 2приложения N 2 к указанным Правилам исходя из норматива
потребления коммунальной услуги.
Формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354, установлено что размер
платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном
индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер
платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном
индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии
жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован
коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется как
произведение общей площади i-го жилого или нежилого помещения на норматив
потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию,
установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857
"Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов" (в редакции от 27.08.2012) (вместе с "Правилами расчета размера платы за
коммунальную услугу по отоплению"), установлено, что Правила N 354, в части
определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по
отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих
особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по
отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным
прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном
индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии
жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме,
который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой
энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15
сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты
коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы
календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера
платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с
Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 -
2014 годах, утвержденными настоящим постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской
Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете
размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера
платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом
нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по
состоянию на 30 июня 2012 г.
Правительством города Москвы не было принято решения об осуществлении
оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению равномерно за все
расчетные месяцы календарного года с применением коэффициента
периодичности, указанного в подпункте "а" пункта 1 постановления
Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства г. Москвы от 10
сентября 2012 N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную
услугу по отоплению на территории города Москвы", принятого во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об
особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов" на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную
услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
11
от 23 мая 2006 г. N 307, при этом подлежит применению норматив расхода
тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением
Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41.
Таким образом, с даты вступления в силу постановления Правительства
г. Москвы от 10 сентября 2012 N 468-ПП при расчете размера платы за
коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы, применяется
порядок, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2006 г. N 307.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что при отсутствии
коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов
учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется
для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к
Правилам N 307.
Размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или
нежилом помещении при отсутствии в жилом доме или в помещениях
многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и
индивидуальных приборов учета согласно подпункту 1 пункта 1 приложения
N 2 к Правилам N 307 определяется как произведение тарифа на тепловую
энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской
Федерации (руб./Гкал) на общую площадь i-того помещения (квартиры) в
многоквартирном доме или общую площадь жилого дома (кв. м) на норматив
потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м)
Приложением N 4 к постановлению Правительства Москвы от 11 января
1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и
порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" установлен норматив
расхода тепловой энергии в месяц на отопление жилых помещений, равный 0,016
Гкал/кв.м общей площади жилья.
Исходя из изложенного, законодательством не предусмотрено право
ресурсоснабжающей организации производить корректировку установленного
законодательством норматива расхода тепловой энергии в месяц, в том числе путем
умножения норматива расхода тепловой энергии на 12/7 (на 12 месяцев в году и
делением на 7 отопительных месяцев).
Кроме того, Правилами установления и определения нормативов
потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) определен
порядок установления, изменения нормативов потребления коммунальных услуг, в
том числе за отопление.
Пунктом 9 Правил N 306, предусмотрено право ресурсоснабжающих
организаций обратиться в уполномоченный орган за установлением норматива
потребления коммунальных услуг, в том числе и на отопление.
12
ОАО "МОЭК" не представило в адрес Московского УФАС России
документов, подтверждающих обращение ОАО "МОЭК" в уполномоченный орган
за утверждением (изменением) норматива потребления коммунальной услуги по
отоплению.
Следовательно, ОАО "МОЭК" при расчете платы за отопление при
отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных
(общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета,
ОАО "МОЭК" должно было определять размер платы как произведение тарифа на
тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством
Российской Федерации (руб./Гкал) на общую площадь i-того помещения
(квартиры) в многоквартирном доме или общую площадь жилого дома (кв. м) на
норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), установленный
приложением N 4 к постановлению Правительства Москвы от 11 января 1994
г. N 41.
Таким образом, ОАО "МОЭК", корректируя норматив расхода тепловой
энергии на отопление жилых помещений, установленный приложением N 4 к
постановлению Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 в размере 0,016
Гкал/кв.м на коэффициент 12/7, увеличивало месячный норматив расхода тепловой
энергии в 12/7 раз до 0,027 Гкал/кв.м.
На основании изложенного, Комиссией по рассмотрению дела N 1-10-
731/77-15 был сделан вывод об отсутствии у ОАО "МОЭК" нормативно правовых
оснований корректировки установленного законодательством норматива расхода
тепловой энергии в размере 0,016 Гкал, путем умножения на 12 и деления на 7
(коэффициент 12/7), при расчетах платы за услуги по теплоснабжению с
управляющими организациями в случае неисправности (отсутствия) в
многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская,
д. 86, к. А и Б коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ОАО "МОЭК" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем нарушения установленного нормативно-
правовыми актами порядка расчета за услуги по теплоснабжению в случае
неисправности (отсутствия) в многоквартирных домах, расположенных по адресу:
г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б коллективных (общедомовых)
приборов учета тепловой энергии.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью
1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
13 решила:
1. Признать ОАО "МОЭК" (адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении
хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке теплоснабжения
в географических границах города Москвы, путем нарушения установленного
нормативно-правовыми актами порядка расчета за услуги по теплоснабжению в
случае неисправности (отсутствия) в многоквартирных домах, расположенных по
адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 86, к. А и Б коллективных (общедомовых)
приборов учета тепловой энергии.
2. ОАО "МОЭК" (адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) выдать
предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии (.)
Члены Комиссии (.)
(.)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в
арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.
(.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 июля 2015 г. N 1-10-731/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016