Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 22 июля 2015 г. N 05-04.1/100-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
^.^,
в отсутствие:
^.^,
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топ-Принт" (далее - ООО "Топ-Принт", Заявитель) на действия бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония" (далее - БУК "Омская филармония", Учреждение, Заказчик, Ответчик) по проведению запроса котировок на выполнение работ по изготовлению полиграфической продукции (извещение о проведении закупки N 31502511093 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - запрос котировок, закупка N 31502511093),
в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,
при участии представителя Ответчика - ^.^ (доверенность от 12.01.2015 N 01-18/13, личность удостоверена паспортом), установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 13.07.2015 N 6484), который считает, что Заказчиком при проведении запроса котировок были нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.
Согласно части 7 статьи 74 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. Таким образом, законодатель определяет, что окончание срока подачи заявок совпадает с началом вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Однако в нарушение названного положения, заявки принимались Заказчиком до 17:00 часов 07.07.2015, а рассмотрение котировочных заявок и подведение итогов осуществлялось в 11:00 часов 08.07.2015.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок. По смыслу части 4 указанной статьи, заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
В то же время, котировочная комиссия, Заказчик нарушили вышеназванные требования Закона о контрактной системе, так как при сдаче заявок в запечатанных конвертах, конверты вскрывались членом котировочной комиссии ^.^, заявки из них изымались, оригиналы котировочных заявок ксерокопировались и оставались у Заказчика, а вскрытые конверты, копии заявок с отметкой о дате, времени получения и подписью ^.^ отдавались участникам запроса котировок. По мнению Заявителя, подобными действиями нарушается принцип обеспечения конкуретности закупок и принцип единства контрактной системы в сфере закупок.
На основании изложенного, Заявитель просит:
- провести проверку действий Заказчика, котировочной комиссии; содержания закупочной документации;
- признать действия Заказчика, котировочной комиссии нарушающими нормы Закона о контрактной системе;
- выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства при проведении закупки N 31502511093, в том числе аннулировать решение о признании победителя запроса котировок.
К жалобе Заявителя приложены копии:
- извещения о проведении запроса котировок (с приложением);
- протокола от 08.07.2015 N 31502511093;
- заявки ООО "Топ-Принт" на участие в запросе котировок.
2. На основании запроса Омского УФАС России (исх. от 15.07.2015 N 05-6715) Ответчиком представлены надлежащим образом заверенные копии:
- Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония", утвержденного 26.12.2014 Министром культуры Омской области ^.^ (далее - Положение о закупках БУК "Омская филармония");
- извещения о проведении запроса котировок (с приложением);
- коммерческих предложений - общества с ограниченной ответственностью "Образование Информ" (далее - ООО "Образование Информ"), индивидуального предпринимателя ^.^ (далее - ИП ^.^), индивидуального предпринимателя ^.^;
- журнала регистрации поступления котировочных заявок;
- заявок участников запроса котировок - ООО "Топ-Принт", общества с ограниченной ответственностью "Арт-Строй Дизайн" (далее - ООО "Арт-Строй Дизайн"), общества с ограниченной ответственностью "Центр Рекламных Технологий" (далее - ООО "ЦРТ"), ИП ^.^, ООО "Образование Информ";
- протокола от 08.07.2015 N 31502511093;
- протокола от 10.07.2015 N 31502511093;
- протокола от 13.07.2015 N 31502511093;
- уведомлений о поступлении жалобы от 16.07.2015 NN 01-18/348, 01-18/349, 01-18/350, 01-18/351, 01-18/352.
А также на обозрение Комиссии были представлены оригиналы котировочных заявок ООО "Топ-Принт", ООО "Арт-Строй Дизайн", ООО "ЦРТ", ИП ^.^, ООО "Образование Информ".
На заседании Комиссии 22.07.2015 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям БУК "Омская филармония" на жалобу ООО "Топ-Принт" (вх. Омского УФАС России от 20.07.2015 N 6710).
По мнению представителя Ответчика ссылки на нормы Закона о контрактной системе некорректны, поскольку закупка N 31502511093 проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупках БУК "Омская филармония".
Положение о закупках БУК "Омская филармония" не содержит условий о предоставлении заявок на участие в запросе котировок в запечатанных конвертах.
Вместе с тем, согласно извещению о закупке N 31502511093 "котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме согласно приложению N1 к извещению, заверена подписью уполномоченного представителя участника размещения заказа и предоставлена Заказчику на бумажном носителе или в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Таким образом, как указывает представитель Ответчика, в извещении о закупке N 31502511093 также не содержится требования о предоставлении котировочных заявок на участие в запросе котировок в запечатанных конвертах, не позволяющих просматривать содержимое таких заявок до вскрытия конверта, что в свою очередь не противоречит положениям Закона о закупках.
Кроме этого, указанная форма предоставления заявок на участие в запросе котировок не нарушает положений Закона о защите конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Топ-Принт" представитель Ответчика считает безосновательными, поскольку отсутствуют ссылки на нормы права, нарушение которых, по мнению Заявителя жалобы, имело место быть в документации о проведении запроса котировок.
3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Комиссией установлено, что 29.06.2015 в единой информационной системе Учреждение разместило извещение о проведении запроса котировок на выполнение работ по изготовлению полиграфической продукции, включающего 4 приложения: форму котировочной заявки, расчет начальной (максимальной) цены договора, техническое задание, проект договора выполнения работ (извещение N 31502511093).
Как следует из представленных документов прием заявок на участие в запросе котировок осуществлялся Заказчиком с 30.06.2015 по 07.07.2015. Дата и время рассмотрения котировочных заявок, подведения итогов закупки N 31502511093 в 11:00 часов 08.07.2015 по адресу: г. Омск, ул. Партизанская, д. 4, кабинет 301. Начальная (максимальная) цена договора 79 570 (семьдесят девять тысяч пятьсот семьдесят) рублей.
В соответствии с протоколом от 08.07.2015 N 31502511093 до окончания срока подачи заявок - 17:00 часов 07.07.2015, поступило 5 заявок на участие в закупке N 31502511093:
- ООО "Образование Информ", предлагаемая цена контракта - 67 000 (шестьдесят семь тысяч) рублей;
- ИП ^.^, предлагаемая цена контракта - 79 560 (семьдесят девять тысяч пятьсот шестьдесят) рублей;
- ООО "ЦРТ", предлагаемая цена контракта - 67 675 (шестьдесят семь тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей;
- ООО "Топ-Принт", предлагаемая цена контракта - 71 776 (семьдесят одна тысяча семьсот семьдесят шесть) рублей;
- ООО "Арт-Строй Дизайн", предлагаемая цена контракта - 73 000 (семьдесят три тысячи) рублей.
По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в закупке N 31502511093 заявки ООО "Образование Информ", ИП ^.^, ООО "ЦРТ", ООО "Топ-Принт" признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; заявка ООО "Арт-Строй Дизайн" была отклонена, поскольку не соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно требованию о подписи котировочной заявки, предоставляемой в форме электронного документа, электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Победителем запроса котировок признано ООО "Образование Информ", котировочная заявка которого содержит лучшие условия по цене договора.
Согласно протоколу от 10.07.2015 N 31502511093 единая комиссия Заказчика решила признать протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 08.07.2015 N 31502511093 недействительным, поскольку на момент рассмотрения и оценки котировочных заявок у комиссии отсутствовала возможность по обнаружению у одного из участников запроса котировок электронно-цифровой подписи.
Повторное рассмотрение котировочных заявок назначено на 13.07.2015.
Согласно протоколу от 13.07.2015 N 31502511093 по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в закупке N 31502511093 заявки ООО "Образование Информ", ИП ^.^, ООО "ЦРТ", ООО "Топ-Принт", ООО "Арт-Строй Дизайн" признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Победителем запроса котировок признано ООО "Образование Информ", котировочная заявка которого содержит лучшие условия по цене договора.
По состоянию на 22.07.2015 договор с победителем закупки N 31502511093 не заключен.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов.
4.1. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения в своей деятельности при осуществлении закупок должны руководствоваться Законом о контрактной системе, который в отдельных случаях дает возможность проводить закупки в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований Закона о закупках:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
26.12.2014 Министром культуры Омской области было утверждено Положение о закупках БУК "Омская филармония".
29.12.2014 Положение о закупках БУК "Омская филармония" было размещено в единой информационной системе.
Вместе с тем, согласно извещению о закупке N 31502511093 в качестве источников финансирования заказа выступают средства, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности.
Таким образом, Учреждение вправе осуществлять в 2015 году закупочную деятельность с соблюдением требований Закона о закупках и Положения о закупках БУК "Омская филармония". Комиссией не может быть принят во внимание довод Заявителя о том, что Заказчиком при проведении запроса котировок были нарушены положения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о закупках БУК "Омская филармония" закупка товаров, работ, услуг может осуществляться, в том числе, путем проведения запроса котировок.
В разделе 9 Положения закупках БУК "Омская филармония" установлен порядок закупки указанным способом.
Согласно пункту 8.8 раздела 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" котировочная заявка подается участником размещения заказа Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктом 8.12 раздела 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" победителем запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
Согласно извещению о закупке N 31502511093:
- дата и время окончания подачи заявок - 07.07.2015 в 17:00 часов;
- дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок - 08.07.2015 в 11:00 часов;
- котировочная заявка должна быть составлена в письменной форме согласно приложению N 1 к извещению, заверена подписью уполномоченного представителя участника закупки и предоставлена Заказчику на бумажном носителе или в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Требования о подаче котировочной заявки в запечатанном конверте Положением о закупках БУК "Омская филармония", извещением о закупке N 31502511093 не установлено.
Комиссией установлено, что до окончания срока подачи заявок - 17:00 часов 07.07.2015, поступило 5 заявок на участие в закупке N 31502511093. Заявка ООО "Образование Информ" зарегистрирована под N 1 01.07.2015 в 10:00 часов, предлагаемая цена договора - 67 000 (шестьдесят семь тысяч) рублей является наименьшей ценой из предложенных участниками запроса котировок.
Вместе с тем, нарушений порядка, сроков подачи и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, порядка определения победителя запроса котировок Комиссией не установлены. Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания БУК "Омская филармония" по указанным Заявителем в жалобе основаниям.
4.2. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.7 раздела 4 Положения о закупках БУК "Омская филармония" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке БУК "Омская филармония", в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В разделе 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" установлен порядок проведения закупки форме запроса котировок.
Согласно пункту 9.1 раздела 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект договора, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.
В силу части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Извещение о закупке N 31502511093 включает 4 приложения: форму котировочной заявки, расчет начальной (максимальной) цены договора, техническое задание, проект договора выполнения работ. Иных документов документация о закупке N 31502511093 не содержит.
При анализе документации о закупке N 31502511093 Комиссией установлено, что БУК "Омская филармония" в нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке N 31502511093 не указан порядок предоставления разъяснений положений документации.
Вместе с тем, Комиссией не установлен факт не предоставления БУК "Омская филармония" разъяснений положений документации о проведении запроса котировок, права и законные интересы участников запроса котировок в части предоставления разъяснений положений документации не нарушены.
В разделе 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония" Заказчиком допущена некорректная нумерация, а именно: после пункта 9.4 следуют пункты 8.5, 8.6 и далее до пункта 8.18, пункты с номерами 8.5 и 8.6 присутствуют как в разделе 8, так и в разделе 9 Положения о закупках БУК "Омская филармония".
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
17.07.2015 Комиссией Омского УФАС России на основании решения N 05-04.1/101-15 вынесено предписание БУК "Омская филармония" о принятии мер по недопущению нарушения требований пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках: о необходимости указания в документации о проведении запроса котировок порядка предоставления разъяснений положений документации о проведении запроса котировок.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи еще одного предписания БУК "Омская филармония" в отношении запроса котировок.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топ-Принт" на действия бюджетного учреждения культуры Омской области "Омская филармония" по проведению запроса котировок на выполнение работ по изготовлению полиграфической продукции (извещение о проведении закупки N 31502511093 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
2. Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований его выдачи.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июля 2015 г. N 05-04.1/100-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016