Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 11 марта 2011 г. N 452-15-10
Резолютивная часть решения оглашена по делу на заседании Комиссии 25 февраля 2011 г. В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2011 г.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрела дело N 452-15-10, в отношении министерства промышленности и энергетики Красноярского края (660125, г. Красноярск, ул. Ленина, 125) (далее - Министерство).
В заседании Комиссии 24 февраля 2011 года по ходатайству представителя Министерства - <> был объявлен перерыв в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" до 9 часов 30 минут 25 февраля 2011 года.
После перерыва Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 452-15-10, явку представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено.
На основании приказа Красноярского УФАС России N 274 от 01.06.2010 г. в период с 03.06.2010 по 02.09.2010 была проведена выездная внеплановая проверка министерства промышленности и энергетики Красноярского края. В ходе проведения проверки были выявлены письма Министерства N 04-01544 от 27.11.2009, N 04-01589 от 04.12.2009, N 04-01694 от 25.12.2009, подписанные заместителем министра промышленности и энергетики Красноярского края <> В указанных письмах организациям розничной торговли алкогольной продукцией было рекомендовано в рамках поддержки местных товаропроизводителей (ООО "Шушенская марка", Канский ликероводочный завод - филиал ОАО "Байкалфарм", ООО "Красноярский водочный завод") разместить на приоритетных местах витрин весь ассортимент реализуемой водочной продукции, выпускаемой вышеуказанными субъектами. Предприятиям общественного питания, в свою очередь, рекомендовано включить в меню не менее двух наименований водки, произведенной указанными предприятиями.
На основании вышеизложенного приказом Красноярского УФАС России N 631 от 20.09.2010 в отношении Министерства было возбуждено дело N 452-15-10.
В ходе проведения проверки 15.06.2010 были получены объяснения заместителя министра промышленности и энергетики Красноярского края <> Из данных объяснений следует, что рассматриваемые письма были подписаны в целях реализации Министерством ведомственной целевой программы "Развитие производства подакцизной продукции в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края N 1176-р от 31.12.2009 (далее - ведомственная целевая программа), и размещены на информационном стенде в Министерстве.
Согласно письменным и устным пояснениям представителя Министерства последнее не считает себя нарушившим запрет, установленный статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Рассматриваемые письма в адрес хозяйствующих субъектов Министерство не направляло. Существование данных писем не повлекло последствия, установленные в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Министерство не осуществляло каких-либо действий в отношении хозяйствующих субъектов - лицензиатов в связи с тем, что ими не выполнялись рекомендации, изложенные в письмах.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства Комиссия установила следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Красноярским УФАС России установлено, что рассматриваемые письма также имеются и у хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной реализацией алкогольной продукции, а также у предприятий общественного питания. В ходе проведения проверки ООО "Стиль" была получена копия письма N 04-01589 от 04.12.2009 г. Как следует из объяснения директора ООО "Стиль" <_> полученного в ходе проведения проверки 17.03.2010 г., указанное письмо он получил от представителя компании, занимающейся реализацией продукции производимой ОАО "Байкалфарм". Именно данное письмо повлияло на его решение о заключении договора поставки указанной продукции.
При проведении проверки ООО "Меркурий" также была получена копия письма Министерства N 04-01589 от 04.12.2009 г. Из объяснений директора ООО "Меркурий" <_> полученных 19.04.2010 г. в ходе проведения проверки ООО "Меркурий", следует, что письмо обществом было получено от одного из поставщиков продукции ОАО "Байкалфарм".
Из объяснений <_> являющегося генеральным директором ООО ТД "Ленком", следует, что письма Министерства (N 04-01544 от 27.11.2009, N 04-01589 от 04.12.2009 и N 04-01694 от 25.12.2009) им были получены от работника Министерства, которому он сдавал декларации об объемах реализованной продукции.
Согласно пояснениям представителя Министерства относительно получения писем хозяйствующими субъектами, занимающимися реализацией алкогольной продукции, произведенной в Красноярском крае, письма с информационного стенда мог получить любой желающий, поскольку стенд находится в помещении Министерства, и в помещении отсутствует охрана и пропускной режим.
Данные обстоятельства опровергают довод Министерства, о том, что лица давшие объяснения, могли не знать содержание рассматриваемых писем.
Довод Министерства о том, что им не направлялись соответствующие письма в адреса хозяйствующих субъектов, не опровергает факт распространения данных писем Министерством. Напротив, размещение писем на информационном стенде, расположенном в месте нахождения органа государственной власти Красноярского края - Министерства, является способом придания соответствующей информации общедоступного характера, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Законом Красноярского края от 30.06.2003 N 7-1171 "О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке представления информации органами государственной власти Красноярского края" деятельность органов государственной власти носит открытый характер.
В представленных Министерством письменных пояснениях (исх. б/н от 22.10.2010) указано, что рассматриваемые письма изданы в рамках компетенции Министерства и с целью выполнения ведомственной целевой программы.
Комиссия отклоняет данный довод по следующим основаниям.
Ведомственные целевые программы в соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" представляют собой в рамках бюджетного процесса комплекс мероприятий - направлений расходования бюджетных средств, направленных на решение конкретных тактических задач в соответствии с расходными обязательствами публично-правового образования.
Ведомственная целевая программа "Развитие производства подакцизной продукции в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы" утверждена распоряжением Правительства Красноярского края N 1176-р от 31.12.2009. Целью программы заявлено увеличение доли продукции, производимой ликероводочными заводами, расположенными на территории Красноярского края, в общем объеме регионального алкогольного рынка.
Как следует из приложения к указанной программе, в ней определен комплекс мероприятий, которые необходимо провести органам исполнительной власти Красноярского края, необходимых для достижения показателей развития отрасли.
N п/п |
Мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный |
1 |
Оказание поддержки действующим краевым ликероводочным заводам в продвижении выпускаемой продукции на региональный рынок путем постоянного его мониторинга на предмет соблюдения оптовыми компаниями и розничной сетью ценовой политики |
2009 - 2011 |
Министерство промышленности и энергетики Красноярского края |
2 |
Оказание поддержки вновь созданным организациям и организациям, которые будут созданы на базе обанкротившихся предприятий, в продвижении выпускаемой продукции на региональный рынок путем постоянного его мониторинга на предмет соблюдения оптовыми компаниями и розничной сетью ценовой политики |
2009 - 2011 |
Министерство промышленности и энергетики Красноярского края |
3 |
Проведение целенаправленной работы с предприятиями оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией края по продвижению на потребительский рынок алкогольной продукции краевых заводов в объемах, запланированных на прогнозируемый период (в рамках некоммерческого партнерства "Енисейская алкогольная ассоциация") |
2009 - 2011 |
Министерство промышленности и энергетики Красноярского края |
4 |
Оказание поддержки спиртовым заводам края в части увеличения объемов выпуска спирта за счет его использования в производстве алкогольной продукции заводами, находящимися в крае, а также на основе развития кооперационных межрегиональных связей путем заключения взаимовыгодных соглашений |
2009 - 2011 |
Министерство промышленности и энергетики Красноярского края |
5 |
Выполнение плана мероприятий межведомственной комиссии по защите государственных и общественных интересов в сфере оборота алкоголя по вытеснению с алкогольного рынка края спиртовых суррогатов, спиртосодержащих жидкостей, а также контрафактной продукции с целью замещения их доли легальной алкогольной продукцией |
2009 - 2011 |
Министерство промышленности и энергетики Красноярского края |
Однако ни одно из мероприятий не предусматривает такого механизма ее реализации, как распространение министерством писем с рекомендацией организациям розничной торговли алкогольной продукцией размещать на приоритетных местах витрин весь ассортимент реализуемой водочной продукции, выпускаемой ООО "Шушенская марка", Канский ликероводочный завод - филиал ОАО "Байкалфарм", ООО "Красноярский водочный завод", предприятиям общественного питания, включать в меню не менее двух наименований водки, произведенной указанными предприятиями.
Ссылка Министерства на мероприятие "проведение целенаправленной работы с предприятиями оптовой и розничной торговли алкогольной продукции края по продвижению на потребительский рынок алкогольной продукции краевых заводов в объемах, запланированных на прогнозируемый период (в рамках некоммерческого партнерства "Енисейская алкогольная ассоциация") несостоятельна, поскольку распространение рассматриваемых писем осуществлялось исключительно Министерством и не в рамках некоммерческого партнерства.
Кроме этого, Комиссия считает необходимым отметить, что ведомственная целевая программа была утверждена 31.12.2009, т.е. после издания и распространения рассматриваемых писем. Следовательно, довод Министерства об издании и распространении писем в рамках ведомственной целевой программы, Комиссией отклоняется.
Комиссия также отклоняет довод Министерства о наличии компетенции данного органа исполнительной власти Красноярского края по изданию и распространению указанных писем в связи со следующим.
Согласно положению о Министерстве промышленности и энергетики Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 27 августа 2008 г. N 59-п, (в редакции, действовавшей в момент подписания рассматриваемых писем) Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края и осуществляет:
1) нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в областях промышленности (в том числе в областях производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, оборота нефтепродуктов), энергосбережения, газоснабжения, а также в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на уголь, нефтепродукты и реализуемые населению газ и топливо;
2) нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики, за исключением государственного регулирования цен (тарифов), и функции по разработке государственной политики в сфере электроэнергетики;
3) управление и распоряжение государственной собственностью в области промышленности;
4) контроль в областях производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, оборота нефтепродуктов;
5) координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении органа исполнительной власти края.
Указанным положением также была определена компетенция Министерства. Пунктом 3.22. предусмотрено полномочие министерства по осуществлению в установленном порядке лицензирования, включая контроль за соблюдением организациями лицензионных требований и условий, следующих видов деятельности:
1) производство, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции, произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям;
2) производство, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции, получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;
3) розничная продажа алкогольной продукции.
Как следует из пункта 3.23. на Министерство возложено осуществление контроля за:
1) представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции;
2) учетом реализации алкогольной продукции организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции;
3) соблюдением порядка и правил розничной продажи алкогольной продукции.
Одним из важнейших принципов деятельности органов исполнительной власти края в соответствии со статьей 20 Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" является принцип законности.
Данный принцип в полной мере относится и к распространению государственными органами информации, поскольку согласно Федеральному закону от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация должна быть создана и распространена государственным органом в пределах своих полномочий.
Создание и распространение писем N 04-01544 от 27.11.2009, N 04-01589 от 04.12.2009, N 04-01694 от 25.12.2009 не охвачено ни одним из видов деятельности органа исполнительной власти края - Министерства, установленных в статье 21 Закона Красноярского края "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", не представляет собой ни нормативного правового регулирования, ни осуществления государственного контроля (надзора), ни управления и распоряжения государственной собственностью края. Не образует правовое основание для издания и распространения указанных писем и компетенция министерства, определенная положением о нем.
На основании вышеизложенного Комиссией также отвергается довод Министерства о том, что никаких действий в отношении лицензиатов в связи с отсутствием продукции производителей Красноярского края, или в связи с тем, что данная продукция не размещена на приоритетных местах или не включена в меню не предпринимается, поскольку в соответствии с положением у Министерства отсутствует компетенция на осуществление указанных действий в отношении лицензиатов.
Как следует из пояснений министерства с января по сентябрь 2010 года в розничной торговле продано алкогольной продукции, произведенной в Красноярском крае, в количестве 584,46 тыс. дкл., что составляет 14,67% от общего объема реализованной продукции. За аналогичный период 2009 года продано 424,64 тыс. дкл., произведенной в Красноярском крае, или 13,5% от общего объема реализованной алкогольной продукции. Исходя из вышеизложенного Министерство делает вывод о том, что долевые показатели не изменились и, следовательно, никакого ограничения конкуренции в связи с изданием писем не произошло.
Комиссия отклоняет указанный довод Министерства по следующим основаниям. Как следует из анализа 15 регионов и стран, занимающих лидирующие позиции по объемам реализации алкогольной продукции в Красноярском крае в 2009 году только у 4 субъектов Российской Федерации увеличились объемы реализованной алкогольной продукции и ее долевые показатели за период с января по сентябрь 2010 г. Лидирующее место, среди указанных субъектов, увеличив объем реализованной алкогольной продукции на 160 тысяч декалитров в 2010 году за период с января по сентябрь занял Красноярский край. У ряда производителей, таких как Московская область, Краснодарский край, Украина и Ленинградская область в 2010 году увеличились объемы произведенной продукции, однако долевые показатели по сравнению с 2009 годом уменьшились.
В остальных случаях и объемы и долевые показатели в 2010 году уменьшились.
Регион производителя |
Продано тыс. дкл. в 2009 |
Доля в % |
Продано тыс. дкл. в 2010. |
Доля в % |
Разница объемов |
Разница в % |
Кабардино-балкарская респ. |
599,13 |
19, 05 |
351,57 |
8, 82 |
-247,56 |
-10,23 |
Красноярский край |
424, 64 |
13,5 |
584,46 |
14,67 |
+160 |
+ 1,17 |
Московская область |
288,68 |
9,18 |
343,18 |
8,61 |
+ 54,5 |
- 0,57 |
Краснодарский край |
175,54 |
5,58 |
202,99 |
5,09 |
+ 27,45 |
- 0,49 |
Москва |
163,97 |
5,21 |
162,34 |
4,07 |
- 1,63 |
- 1,14 |
Омская область |
115,33 |
3,67 |
97,59 |
2,45 |
- 17,45 |
- 1,22 |
Санкт-Петербург |
113,89 |
3,62 |
105,71 |
2,65 |
- 8,18 |
- 0,97 |
Кемеровская область |
107,51 |
3,42 |
173,04 |
4,34 |
+ 65,53 |
+ 0,92 |
Ставропольский край |
105,33 |
3,35 |
258,13 |
6,48 |
+ 152, 8 |
+ 3,13 |
Тверская область |
104,25 |
3,32 |
162,34 |
4,07 |
+ 58,09 |
+ 0,75 |
Северная Осетия |
101,15 |
3,22 |
51,41 |
1,29 |
- 49,74 |
- 1,93 |
Украина |
85,86 |
2,73 |
96,31 |
2,42 |
+ 10,45 |
- 0,31 |
Болгария |
74,75 |
2,38 |
67,74 |
1,70 |
- 7,01 |
- 4,63 |
Ленинградская обл. |
58,05 |
1,85 |
64,96 |
1,63 |
+ 6,91 |
- 0,22 |
Пензенская обл. |
44,22 |
1,41 |
23,42 |
0,59 |
- 20,8 |
- 0,82 |
Относительно представленных сведений Министерство объяснило, что ведущее место в объемах реализации алкогольной продукции за период с января по сентябрь 2009 года занимала продукция, произведённая в Кабардино-Балкарской республике (далее - КБР). В конце 2009 - первом полугодии 2010 года активную работу по проверке деятельности производителей алкогольной продукции на территории КБР проводила Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Действие лицензий ряда производителей указанного региона были приостановлены.
Представленные Министерством данные свидетельствуют о том, что причиной снижения в 2010 году объемов проданной алкогольной продукции, произведенной в КБР, стало приостановление действия лицензий у местных производителей. Однако это не подтверждает, что именно данный факт стал причиной наибольшего роста в 2010 году объема проданной алкогольной продукции, произведенной на территории Красноярского края.
Из представленных Министерством деклараций об объемах реализации алкогольной продукции следует, что производителями Красноярского края реализуется исключительно алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащей продукции, в то время, как производителями Тверской области - алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин), Ставропольского края - помимо алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащей продукции, также реализуются вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих), вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 и до 25 процентов включительно (за исключением вин).
На основании вышеизложенного Комиссия отклоняет довод Министерства о том, что исключительное влияние на увеличение объемов реализации алкогольной продукции, произведенной в Красноярском крае оказало приостановление лицензии производителей, расположенных в Кабардино-Балкарской республике, поскольку у иных регионов не произошло такого значительного, по сравнению с Красноярским краем, увеличения объемов реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащей продукции.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела и пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено понятие предпринимательской деятельности. Как следует из части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договорные отношения, равно как правовое положение участников гражданского оборота регулирует гражданское законодательство, которое в соответствии со статьей 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации.
В соответствии с закрепленным в статье 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишены права регулировать гражданско-правовые отношения.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как следует из пункта 7 части 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 17 части 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, перечень признаков ограничения конкуренции является открытым.
Полномочия Министерства по даче рекомендаций хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную реализацию алкогольной продукции, реализовывать алкогольную продукцию краевых заводов-производителей, предприятиям общественного питания включать в меню продукцию данных изготовителей, не предусмотрены ни положением и не вытекают из программы и каких-либо иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Министерством не предоставлено соответствующее нормативное правовое обоснование, в соответствии с которым были изготовлены и распространены письма N 04-01544 от 27.11.2009, N 04-01589 от 04.12.2009, N 04-01694 от 25.12.2009.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Министерства по изданию и распространению рассматриваемых писем могли повлечь ограничение конкуренции как среди хозяйствующих субъектов, производящих алкогольную продукцию, так и среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукции.
Организации - производители алкогольной продукции - ОАО "Байкалфарм", ООО "Красноярский водочный завод", ООО "Шушенская марка", продукцию которых Министерство рекомендовало размещать на приоритетных местах организациями розничной торговли и включать в меню предприятиям общественного питания, являются коммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Каждая из указанных организаций, как и любой иной хозяйствующий субъект - производитель алкогольной продукции, заинтересована в получении прибыли от оборота своей продукции, которая обеспечивается ее общедоступностью и представленностью.
Руководствуясь заложенным в Гражданском кодексе РФ принципом разумности и добросовестности, хозяйствующие субъекты самостоятельными действиями и в конкурентной борьбе получают определенные преимущества.
Указанными письмами создана возможность получения ОАО "Байкалфарм", ООО "Красноярский водочный завод", ООО "Шушенская марка", исходя из собственных экономических интересов, неконкурентных преимуществ по отношению к иным производителям алкогольной продукции, поскольку на решение отдельных организаций розничной торговли о приобретении алкогольной продукции оказали влияние рекомендации Министерства - органа исполнительной власти Красноярского края, осуществляющего в установленном порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, включая контроль за соблюдением организациями лицензионных требований.
Действия Министерства по изданию и распространению писем могли повлечь для организаций, занимающихся розничной реализацией алкогольной продукции, ограничение свободы выбора контрагентов, ассортимента реализуемой продукции, а также приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товара. Тем самым, для данных субъектов возникла возможность ограничения свободы их собственной предпринимательской деятельности, гарантированной Конституцией РФ.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4
статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать Министерство промышленности и энергетики Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Выдать Министерству промышленности и энергетики Красноярского края предписания о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. В этих целях Министерству надлежит отозвать письма N 04-01544 от 27.11.2009 г., N 04-01589 от 04.12.2009 г., N 04-01694 от 25.12.2009 г. и довести до адресатов указанных писем информацию об их отзыве не запрещенным законодательством Российской Федерации способом.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии В.А. Денк
Е.В. Амосова
Министерство промышленности
и энергетики Красноярского края
660125, г. Красноярск,
ул. Ленина, 125
ПРЕДПИСАНИЕ N 452-15-10 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
"11" марта 2011 г. г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "11" марта 2011 г. по делу N 452-15-10 о нарушении министерством промышленности и энергетики Красноярского края (660125 г. Красноярск, ул. Ленина, 125) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит прекратить действия, нарушающие антимонопольное законодательство, выразившиеся в издании и распространении письма N 04-01694 от 25.12.2009 "О реализации водочной продукции". В этих целях Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит:
в срок до 15.04.2011 отозвать письмо N 04-01694 от 25.12.2009 "О реализации водочной продукции" и информацию об отзыве письма N 04-01694 от 25.12.2009 "О реализации водочной продукции" довести до его адресатов способом, не запрещенным законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии: В.А. Денк
Е.В. Амосова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Министерство промышленности
и энергетики Красноярского края
660125, г. Красноярск,
ул. Ленина, 125
ПРЕДПИСАНИЕ N 452-15-10 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
"11" марта 2011 г. г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "11" марта 2011 г. по делу N 452-15-10 о нарушении министерством промышленности и энергетики Красноярского края (660125 г. Красноярск, ул. Ленина, 125) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит прекратить действия, нарушающие антимонопольное законодательство, выразившиеся в издании и распространении письма N 04-01589 04.12.2009 "О реализации водочной продукции". В этих целях Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит:
в срок до 15.04.2011 отозвать письмо N 04-01589 от 04.12.2009 "О реализации водочной продукции" и информацию об отзыве письма N 04-01589 от 04.12.2009 "О реализации водочной продукции" довести до его адресатов способом, не запрещенным законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии: В.А. Денк
Е.В. Амосова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Министерство промышленности
и энергетики Красноярского края
660125, г. Красноярск,
ул. Ленина, 125
ПРЕДПИСАНИЕ N 452-15-10 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
"11" марта 2011 г. г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "11" марта 2011 г. по делу N 452-15-10 о нарушении министерством промышленности и энергетики Красноярского края (660125 г. Красноярск, ул. Ленина, 125) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит прекратить действия, нарушающие антимонопольное законодательство, выразившиеся в издании и распространении письма N 04-01544 27.11.2009 "О реализации водочной продукции". В этих целях Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит:
в срок до 15.04.2011 отозвать письмо N 04-01544 от 27.11.2009 "О реализации водочной продукции" и информацию об отзыве письма N 04-01544 от 25.11.2009 "О реализации водочной продукции" довести до его адресатов способом, не запрещенным законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.Л. Лужбин
Члены Комиссии: В.А. Денк
Е.В. Амосова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
193.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 марта 2011 г. N 452-15-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016