Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 22 июля 2015 г. N 03-10.1/252-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - и.о. начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ОАО "Сибмост" (далее - заявитель, Общество) на действия Казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (далее - заказчик) при осуществлении закупки по выполнению отдельных видов работ по объекту "Строительство Первого пускового участка первой линии Омского метрополитена от станции "Красный путь" ("Библиотека им. А.С.Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" в форме конкурса с ограниченным участием (извещение N 0852200000615000010) (далее - конкурс),
в присутствии представителей:
заказчика - <_> <_> <_> <_>
заявителя - <_> <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6610э от 16.07.2015) жалоба заявителя на действия заказчика при проведении конкурса.
Заявитель полагает, что в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) единая комиссия необоснованно приняла решение о признании ОАО "Сибмост" "не соответствующим установленным требованиям", а также необоснованно признала "соответствующим установленным единым требованиям ОАО "Объединенная Энергостроительная Корпорация".
Кроме того, в жалобе указано, что при внесении изменений в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию, в подпункте 3.4 пункта 4 подраздела 3 раздела II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" был изменен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6815э от 17.07.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 6700 от 20.07.2015), а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя.
Из представленных материалов и информации следует, что 11.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение о проведении конкурса и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 223975635 рублей.
22.06.2015 внесены изменения в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию.
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 07.07.2015 поступило две заявки на участие в конкурсе.
Из протокола предквалификационного отбора от 10.07.2015 следует, что заявка Общества не соответствует требованиям, установленным конкурсной документации
В протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 20.07.2015 указано, что заявка второго участника конкурса соответствует требованиям Федерального закона о контрактной системе и конкурсной документации.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу части 4 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих их соответствие таким требованиям при осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных и технически сложных объектов.
На основании части 5 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
При этом частью 6 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Согласно части 7 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 10.07.2015 N 0852200000615000010 заявитель признан несоответствующим дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, по следующему основанию: "Участник закупки не соответствует установленным требованиям. В приложенных копиях инвентарных карточках учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 отсутствует наименование организации, что не позволяет определить принадлежность основных средств к участнику закупки, что нарушает требования подпункта 4 пункта 3.2 подраздела 3 раздела II документации, части 2 статьи 31, части 6 статьи 56 Федерального закона, пункта 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99".
На основании пункта 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Аналогичное требование установлено в подпункте 4 пункта 3.2 подраздела 3 раздела II документации о конкурсе с ограниченным участием "Требования к содержанию заявки", согласно которому участнику закупки в составе заявки на участие в конкурсе необходимо представить, в том числе, "Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании".
Изучив заявку заявителя на участие в конкурсе, Комиссия установила, что в составе заявки содержатся копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на технологическое и иное оборудование (далее - инвентарная карточка), необходимое для выполнения работ, в соответствии с которыми заявителем заполнены не все графы, указанные в данных инвентарных карточках, а именно отсутствует информация о наименовании организации (Тома N 1 заявки, стр. 179 - 223).
Представители заявителя сообщили Комиссии, что имеющееся у Общества программное обеспечение "1-С" не позволяет указать в инвентарных карточках наименование организации, с чем Комиссия не согласилась, т.к. заявка второго участника конкурса содержит в представленных инвентарных карточках, также заполненных с использованием программных средств, сведения о наименовании организаций.
Кроме того, представители заявителя утверждают, что карточки учета содержат сведения о структурных подразделениях (филиалах) компании, что позволяет идентифицировать организацию и место нахождения основных средств.
Комиссия установила, что сведения о структурных подразделениях, указанных в заявке ОАО "Сибмост" не соответствуют сведениям, содержащимся в выписке из Единого Государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), например:
- в строке 44 ЕГРЮЛ указано: "Управление механизации филиала ОАО "Сибмост", при этом в инвентарной карточке N УМ000306 от 18.06.2015 указано: "УМ Техника";
- в строке 80 ЕГРЮЛ указано "Мостоотряд N 85 (Новокузнецкий филиал)", при этом в инвентарной карточке N 000030421 от 18.06.2015 указано: "МО85 Техника" и т.д.
При этом представители заявителя не представили доказательств идентификации аббревиатуры, указанной в инвентарных карточках заявителя, со структурными подразделениями заявителя, содержащихся в ЕГРЮЛ (более того, в документах, содержащихся в заявке общества отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие расшифровать аббревиатуры "УК АУП", "УК Строительное").
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком принято необоснованное решение о признании заявки Общества не соответствующей дополнительным требованиям, установленным в конкурсной документации по результатам предквалификационного отбора, не нашел своего подтверждения.
3.2. На основании пункта 1 части 3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В силу части 5 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсной документацией (в редакции от 11.06.2015), заказчиком установлен размер обеспечения заявки 2239756,38 руб. (1% от начальной (максимальной) цены контракта).
При этом после внесения в указанные документы изменений (редакция от 22.06.2015), размер обеспечения заявки в извещении был указан 2239756,38 руб., а в конкурсной документации - 2239756,00 руб.
Изучив заявки участников закупки, Комиссия установила, что заявка ОАО "Объединенная Энергетическая Корпорация" содержит банковскую гарантию от 03.07.2017 N МЮ0098/15, выданную Акционерным банком "ТААТА" закрытое акционерное общество в качестве обеспечения заявки на сумму 2239756,38 руб.
При этом заявка заявителя содержит безотзывную банковскую гарантию от 03.07.2015 N 1188/1 ОАО Коммерческий банк "АКЦЕПТ" в качестве обеспечения заявки на сумму 2239756,00 руб.
Представители заказчика проинформировали Комиссию об опечатке, произошедшей при внесении изменений в конкурсную документацию и заявили, что указанные обстоятельства не повлияли на результаты предквалификационного отбора для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия считает, что действия заказчика нарушают требования части 5 статьи 56, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пункта 7 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации возникли разночтения в отношении размера обеспечения заявки на участие в конкурсе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
По мнению Комиссии, указанные разночтения фактически не повлияли на право ОАО "Сибмост" участвовать в конкурсе, поскольку Общество не было допущено по иному основанию, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным. При этом Комиссия отмечает, что данное нарушение также не повлияло на участие в конкурсе ОАО "Объединенная Энергетическая Корпорация", поскольку последним была представлена банковская гарантия в надлежащем размере, установленном извещением о закупке.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу ОАО "Сибмост" на действия Казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" при осуществлении закупки по выполнению отдельных видов работ по объекту "Строительство Первого пускового участка первой линии Омского метрополитена от станции "Красный путь" ("Библиотека им. А.С.Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" в форме конкурса с ограниченным участием (извещение N 0852200000615000010).
2. Признать в действиях Казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" нарушение требований пункта 7 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, части 5 статьи 56 Федерального закона о контрактной системе, предписание не выдавать.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0852200000615000010) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июля 2015 г. N 03-10.1/252-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016